– Какова роль, которую может сыграть ЮУрГУ в решении масштабной задачи ребрендинга города и области?
– Сошлюсь на известного исследователя истории Челябинска, старшего научного сотрудника Научно-образовательного центра евразийских исследований ЮУрГУ Гаяза Самигулова. По его мнению, челябинцы считают родной город местом, не имеющим интересного прошлого. Это типичный взгляд и жителей и руководства города. Но это совершенно не соответствует действительности – как в отношении города, так и в отношении области! Подобная стереотипная точка зрения негативно влияет на демографическую ситуацию в городе, на развитие туристического кластера. Донести до городского сообщества и руководства области понимание того, что Челябинск – это город со значительным и интересным прошлым, обозначить на карте исторические объекты, сделать качественный продукт, который познакомит гостей города с его историей в современной упаковке – всё это главная задача нашего проекта.
– Над какими конкретными проектами историко-культурного и социокультурного характера вы работаете сегодня?
– Название нашего проекта сформулировано достаточно широко – Public and Digital History (далее – PDH). Под этой общей «шапкой» в двухгодичном цикле будут реализовываться конкретные проекты. Мы начинаем с проекта под общим названием «Электронное интерактивное приложение “Историческая реконструкция Челябинска”». Цель создания такого приложения – знакомство жителей и гостей города с его историей и формирование базы данных с информацией по историко-культурным объектам.
Начнем мы с ключевых точек истории города, затем будем включать в приложение всё больше и больше интересных объектов. Известно, что многие объекты прошлого Челябинска утрачены. Например, уже не существует крепости, с которой когда-то начинался город. Благодаря проекту челябинцы и гости города смогут «побродить» по крепости виртуальной. Предположительно, это будет ее 3D-проекция, возможно – с элементами анимации: в крепость можно будет «войти», «познакомиться» с её обитателями, «побывать» в жилищах…
– В числе задач вы упоминаете мониторинг уже существующих проектов PDH, реализуемых в регионе. Значит ли это, что ЮУрГУ будет подключаться к реализации уже существующих проектов?
– В направлении дигитализации истории региона активно работают и энтузиасты, и министерство культуры области. Уже несколько лет существует так называемая «Красная линия Челябинска» – приложение для мобильных устройств. 23–24 августа представители ЮУрГУ приняли участие во всероссийском форуме «“Информационное общество – 2018”: Цифровое развитие регионов». В ходе конференции мы познакомились поближе с организациями, которые работают в этом же направлении, в частности, разрабатывают туристические проекты с использованием цифровых технологий и дополненной реальности.
– В чём преимущества вашего проекта?
– Основной наш плюс – возможность объединения качественного исторического контента с продвинутыми цифровыми технологиями. В ЮУрГУ сосредоточены силы, серьезно занимающиеся историей Челябинска. Именно поэтому мы можем наиболее качественно подготовить содержательную часть приложения. Мы взаимодействуем с другими вузами города и можем использовать потенциал коллег. Так создается кумулятивный эффект для формирования качественного исторического контента.
Как показывает мониторинг существующих проектов, с содержанием нередко возникают серьезные проблемы из-за того, что специалисты в области компьютерных технологий или web-дизайна работают без помощи историков. Разрабатывая интерактивное приложение, они черпают информацию из интернет-ресурсов – а там много ошибок, непроверенных сведений, просто непрофессиональных текстов!
С другой стороны, для реализации интересного электронного приложения необходимо иметь хорошую техническую базу и продвинутых, грамотных специалистов, работающих в сфере цифровых технологий. И ЮУрГУ обладает такими возможностями. Политехнический институт, АСИ, ИСГН в междисциплинарном проекте будут работать совместно. У нас уже достигнуты договоренности о сотрудничестве, да и сама работа находится в активной стадии. Вместе мы сможем подготовить технически качественный, конкурентоспособный продукт.
Достигнута договоренность и с ВШЭУ. У нас есть хороший опыт работы с экономистами. Экономисты, историки и политологи вместе участвовали в проекте, реализованном на базе Кунашакского муниципального района. Две студентки кафедры экономики промышленности и управления проектами сделали экономическое обоснование для двух проектов в селе Большой Куяш – туристического маршрута по нему и введения в действие храма Покрова Пресвятой Богородицы. Опыт взаимодействия был очень положительным, и мы надеемся на продолжение сотрудничества.
– В задачах проекта указано, что продукт должен быть готов к репликации…
– Говоря коротко, объект должен быть копируемым, возобновляемым, восполняемым. Это будет мобильная платформа, которую, например, можно передать ученым-историкам в любой другой области, чтобы они наполнили ее своим содержанием, сделали свой виртуальный город по нашему образцу. Нашу технологию можно будет купить и наполнить своим контентом.
– Какие ещё проекты входят в ваш «банк данных»?
– Второй конкретный проект по направлению Public and Digital History связан с нашей университетской тематикой. Это локальный проект к юбилею ЮУрГУ, который ставит своей целью дигитализацию истории вуза. Руководству университета предложим рассмотреть «опытный образец». Если он будет одобрен, станем двигаться в этом направлении дальше.
– Первоначально ЮУрГУ (тогда ЧММИ) находился в здании нынешнего 11-го лицея. В проекте – надеваешь очки виртуальной реальности и попадаешь в здание института того времени?
– Технология дигитализации истории вуза немного иная. Совместно с Управлением маркетинга и стратегических коммуникаций и Отделом глобальных сетевых технологий мы делаем сайт, на который можно будет перейти с основного сайта университета.
Он будет интерактивный, живой. В перспективе планируем включить в него экскурсии по вузу, квесты, возможность виртуального посещения подразделений и музейного комплекса вуза.
– Как будет выстраиваться работа в рамках проекта?
– Каждый из семи наших магистрантов получил пробное индивидуальное задание, которое должно выявить уровень подготовленности ребят к решению конкретных задач проекта. По итогам мониторинга сформируем подгруппы, которые получат конкретные технические задания и будут взаимодействовать со студентами других подразделений университета. Магистранты приняли участие в нескольких мозговых штурмах, в ходе которых в режиме нон-стоп генерировали идеи о том, как может выглядеть и работать интерактивное приложение. Также состоялась встреча расширенной проектной группы: историки, дизайнеры и «технари» обсудили конкретные шаги по проекту и ответственность каждой из сторон.
– Как планируется осуществить историко-культурное картирование территории Челябинска?
– Карты с нанесенными на них историческими и культурными объектами и виртуальные экскурсии по городу уже есть. Чаще всего это результат работы энтузиастов. Я уже упоминала «Красную линию Челябинска», проект Тимура Тазетдинова, которая существует в сети с 2015 года. Однако картирование – процесс бесконечный, так как карты могут пополняться за счет неучтенных ранее объектов, тематических расширений. Этот процесс связан с сущностью истории: как только день ушел в прошлое, он стал историей. Объекты, которые связаны со значимыми событиями истории города, продолжат появляться в проекте.
Наша цель – по окончании двухгодичного цикла проекта предложить электронный ресурс, где обозначены объекты, которые мы за два года сумеем дигитализировать (оцифровать). Какая-то часть информации будет храниться в форме базы данных, которую, опять же, можно пополнять и расширять бесконечно.
– Студенты работают под началом авторитетных историков?
– Да, мы работаем вместе. К примеру, Гаяз Хамитович Самигулов – наш научный консультант, у него уже накоплена информация и ценные источники по истории Челябинска. Будем ему выделять студентов из нашей проектной группы, которые станут получать конкретные задания по работе с этими источниками и, соответственно, консультироваться у Гаяза Хамитовича. Со студентами работаю и я как руководитель проекта, и мой аспирант Евгений Алексеевич Петров. Он занимается организационной работой и курирует студентов. В программе проектного обучения задействованы также преподаватели других институтов, которые ведут курсы для историков из базовой части учебного плана, и преподаватели кафедры отечественной и зарубежной истории – профессор Виктор Сергеевич Балакин, доценты Александр Анатольевич Тимофеев и Николай Александрович Антипин. Для реализации подпроекта Digital History of SUSU создана рабочая группа под руководством доцента Светланы Анатольевны Кривоноговой.
– Как построено проектное обучение историков?
– Первым заданием студентов было – в течение недели выбрать для проекта один исторический объект в Челябинске, составить его краткое описание, и обосновать: почему именно этот объект достоин войти в виртуальную экскурсию по Челябинску. Выявилась группа лидеров. Магистрант Дмитрий Васильев лучше всех справился с заданием. Выбрав дом купцов Злоказовых, он разработал и подробное описание, рассчитанное на подготовленную к восприятию исторического материала публику, и краткий сюжет, адресованный туристам. В нашем проекте задействованы и бакалавры, которые участвуют в нем в рамках часов, выделенных на научно-исследовательскую работу. Студентки бакалавриата Дарья Дорохова и Галина Просвирнина также вошли в тройку лидеров. Они выделили в качестве достойных историко-культурных объектов кинотеатры «Знамя» и «Родина» (ныне органный зал).
– Какова роль организаций-партнёров в проекте?
– Наиболее плотно работаем с некоммерческой организацией «Фонд “Южный Урал”», с которой у университета заключено соглашение. Кроме того, вышли на администрацию Челябинской области, которая заинтересовалась проектом. В ближайшее время планируем подготовить презентационный фрагмент – это позволит выйти на новый уровень обсуждения с партнерами, от которого будет зависеть и дальнейшая судьба нашего начинания.
– Расскажите о ближайших задачах проекта?
– Ближайшие планы – работать, работать и работать. По мере развития проекта возникают всё новые вопросы и задачи, о которых не думалось вначале. Проект – живой организм, который растет и развивается, требуя к себе ежедневного внимания. Сейчас наиболее насущная задача – подготовить материалы для кафедр-участниц из других институтов и посмотреть, что будет получаться у них при работе с новыми для них объектами – историческими источниками. Вторая не менее важная задача, имеющая стратегическое значение, – представителям разных специальностей необходимо научиться говорить на понятном друг другу языке. И мы полны решимости и готовы учиться.