Суббота, 23 Ноября 2024

Жизнь по профстандарту

Friday, 10 March 2017 00:00   Татьяна САРАНСКАЯ

Восьмого сентября 2015 года приказом № 608н Министерства труда и социальной защиты России утвержден профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования». В документе системно и последовательно описываются трудовые функции и действия, которые выполняют работники разного уровня квалификации в образовательной организации. С каждой функцией связаны профессиональные задачи различного характера и степени сложности. В зависимости от этих задач профессиональный стандарт детализирует конкретные знания и умения, которыми работнику нужно владеть. Таким образом, в профстандарте изложены десятки личностных и профессиональных компетенций, необходимых педагогическим кадрам.

Отныне педагогические работники располагают точным инструментом, с помощью которого можно самостоятельно оценить уровень собственного профессионализма и ответить на вопрос: «Насколько моя квалификация соответствует современным требованиям? Есть ли необходимость усовершенствовать “западающие” компетенции, повысить квалификационный уровень и подтвердить это соответствующим документом, получив тем самым основу для дальнейшего профессионального роста?». Согласно Распоряжению Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 года № 2190-р «Об утверждении программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012–2018 годы», работодатели обязаны учитывать нормы профессионального стандарта при приеме на работу, составлении должностных инструкций и формировании норм оплаты труда.

Конкурентоспособный уровень квалификации работника – вот на сегодняшний день та общая цель, которая объединяет интересы как руководителей образовательных организаций, так и каждого сотрудника. Руководители заинтересованы в сохранении и развитии кадрового потенциала своих организаций, достижении высоких показателей эффективности их деятельности, повышении качества образовательных услуг. Работникам важно соответствовать возрастающим требованиям к их уровню квалификации, иметь возможность обновлять по мере необходимости теоретические и практические компетенции, осваивать новые методы решения профессиональных задач.

Работодателям и работникам ясно, что предстоит учиться, учиться много и интенсивно, подбирая такую учебную среду и образовательные ресурсы, которые позволят достичь максимальных результатов наиболее рациональным способом. Команда Института открытого и дистанционного образования ЮУрГУ не первый год работает над созданием и совершенствованием особой образовательной среды для дополнительного образования и курсов повышения квалификации преподавателей и сотрудников университета. Особенностью наших курсов повышения квалификации является модульно-компетентностная технология, ставшая основой для персонификации системы дополнительного образования.

Любой потенциальный слушатель курсов повышения квалификации, пожелавший подать заявку на обучение, увидит в каталоге «Курсы и ресурсы» ИОДО (http://edu.ode.ru/catalog) в разделе для преподавателей как полноразмерные готовые курсы, так и множество отдельных учебных модулей. Это сделано для того, чтобы каждый возможный клиент выбрал схему обучения, наиболее удовлетворяющую его целям. Принцип «один учебный модуль – одна теоретическая или практическая компетенция» позволяет слушателю обучаться именно тому, что ему необходимо в данный момент, экономя столь драгоценное для современного преподавателя время. Заметим, что освоение отдельного учебного модуля завершается получением электронного сертификата. Из самостоятельных модулей «собираются» полноформатные курсы повышения квалификации, дающие возможность не только пополнить знания, но и получить итоговый документ установленного образца – удостоверение о повышении квалификации. Представляя преподавателям курса «заработанные» ранее электронные сертификаты, слушатель получает перезачет учебного материала и таким образом тоже сберегает время. Есть и существенное отличие обучения на «большом» курсе от самостоятельного освоения отдельных модулей: обязательная составляющая такого обучения – подготовка выпускной квалификационной работы при поддержке преподавателя. Это необходимый этап, так как «большой» курс, включающий несколько учебных модулей, дает возможность усовершенствовать или приобрести несколько компетенций и тем самым повысить квалификационный уровень. Более сложные ступени ведут к достижению более заманчивой цели!

Возможность выбрать учебный материал действительно необходимый для профессиональной деятельности в конкретных условиях и в конкретный момент времени, самостоятельно оформить заявку и приступить к обучению, а при необходимости быстро получить поддержку преподавателя-консультанта, деятельностный характер обучения, акцент на практику, многообразие модулей, удовлетворяющих разнообразным интересам слушателей – вот отличительные черты системы дополнительного образования ИОДО, делающей обучение привлекательным и доступным. Вывод: профессиональные и познавательные потребности наших слушателей – образующий фактор системы повышения квалификации ИОДО – не преподаватели университета приспосабливаются к существующей модели повышения квалификации, а наши курсы – к ним.

Не будет преувеличением сказать, что система курсов повышения квалификации ИОДО рождается на наших глазах, что объясняется всёвозрастающей потребностью в изучении современных образовательных и информационных технологий. Изменяется всё: оборудование учебных кабинетов и лабораторий, версии программных продуктов, а главное – студенты, с которыми современные преподаватели имеют дело. Следовательно, изменяются профессиональные цели и задачи, которые встают перед преподавателями. Если вести речь о формировании недостающих компетенций в процессе дополнительного образования, то сегодня университет заинтересован уже не в корректирующем, а в опережающем обучении сотрудников. Следуя этой тенденции, ИОДО дополняет систему курсов повышения квалификации новыми содержательными блоками, а также новыми формами образовательного процесса. Так, в этом учебном году наш учебный «торт» украсился сразу четырьмя новыми «вишенками»: это курсы «Активные неимитационные методы обучения», «Активные имитационные игровые методы обучения», «Активные имитационные неигровые методы обучения», а также обновленный курс «Интернет-ресурсы в работе преподавателя». Набирает обороты система мастер-классов педагогического мастерства, проводимых преподавателями университета и приглашенными профессионалами – уникальными специалистами в своих областях. Так, в феврале прошли мастер классы: «Цифровые инструменты для преподавателя и создание мультимедийного образовательного контента» и «Редактор iSpring Suite 8. Создаем профессиональные курсы». Если вы не смогли принять участие в мероприятиях, то можно просмотреть записи на сайте http://nte.susu.ru в разделе «Новые технологии в образовании» (http://nte.susu.ru/workshops.).

Вполне возможно, что следующим шагом в развитии доступной, опережающей, персонифицированной системы повышения квалификации станет отказ от регламентированных учебных курсов и погружение преподавателя в информационно-образовательную среду, в которой профессиональная деятельность будет естественным образом сочетаться с поиском и освоением новых информационных и педагогических технологий, овладением актуальными и необходимыми компетенциями. Будущее за теми, кто хочет и умеет учиться, цель ИОДО – помочь в этом нашим преподавателям!

Read 3079 times Published in: [ Образование ]

Leave a comment

Make sure you enter the (*) required information where indicated. HTML code is not allowed.

Name *
Email  *