Мне удалось связаться с внучатым племянником С.А. Селянина Александром Саниным. Благодарю его от всего сердца: он откликнулся и прислал подробный материал о нашем общем родственнике, который я сократил и переработал, поскольку место в газете ограничено.
Итак, Степан Афанасьевич Селянин родился в 1916 году в Челябинске. Русский, не женат, беспартийный. С 1937 года – в Рабоче-Крестьянской Красной Армии. Прямых потомков у него не осталось. Поэтому мы должны делать всё, что в наших силах, чтобы сохранить память о нём – человеке, отдавшем жизнь за Родину.
К моменту гибели Степан Селянин – гвардии сержант, мотоциклист роты управления штаба 21-й (ранее 10-я) гвардейской механизированной Ярославской Краснознаменной бригады 8-го (ранее 3-го) гвардейского механизированного корпуса 1-й ударной танковой армии.
Бригада была награждена орденами Суворова, Кутузова, Богдана Хмельницкого, дошла до самой столицы фашистской Германии – Берлина. Но, к сожалению, об этом С.А. Селянину узнать было не суждено – он погиб в начале 1944-го.
По воспоминаниям ветеранов Великой Отечественной войны, роты управления, где служили разведчики, связисты-телефонисты, топографы, радисты, постоянно находились на переднем крае, и личный состав там выбивало очень быстро: гибли или получали ранения примерно восемь из каждых десяти человек.
В 1942-м С.А. Селянин воевал на Калининском фронте, участвовал в боях за Ржев, Оленино, Гусево, Маркуши, Торжок. В июле – сентябре 1943-го был на Курской дуге, на Воронежском фронте. 10 сентября 1943 года удостоен медали «За отвагу».
Из наградного листа «Работая мотоциклистом, товарищ Селянин в сложной обстановке боя, под разрывами снарядов всегда умело водил свой мотоцикл, поддерживая связь с наблюдательными пунктами и передовыми частями. Умело и с любовью обращаясь со своей машиной, товарищ Селянин добился того, что его машина никогда не выходила из строя. Достоин правительственной награды “Медаль за отвагу”. Начальник штаба 10-й мех. бригады майор Ковалев Ф.Г.».
Далее был 1-й Украинский фронт, где Степан Афанасьевич участвовал в Житомирско-Бердичевской операции – она являлась частью стратегического наступления советских войск на Правобережной Украине и проходила с 24 декабря 1943 по 14 января 1944 года. Цель – уничтожение Корсунь-Шевченковской группировки противника. В результате разгромлены значительные силы вермахта, освобождены города Радомышль, Новоград-Волынский, Житомир, Бердичев, Белая Церковь.
Степан Афанасьевич Селянин погиб 7 января 1944 года – когда наши войска шли в наступление, во время налёта немецкой авиации на село Тягун Ильинецкого района Винницкой области. В результате этого авиаудара погибло руководство 21-й механизированной бригады, включая командира – подполковника Новосарда Тевоновича Арутюняна.
Сейчас невозможно восстановить все подробности. Однако, основываясь на имеющихся воспоминаниях и опубликованных документах, с большой долей вероятности можно предположить, что эти события происходили примерно так. Ночью 7 января 1944 года 21-я механизированная бригада выдвинулась с места дислокации в районе села Плисков для выполнения боевой задачи: к концу дня требовалось выйти на рубеж город Ильинцы – село Тягун. Отступавшему врагу удалось немного оторваться от настигавших его советских частей – воспользовавшись этим, фашисты, чтобы замедлить наше наступление, нанесли авиаудар.
Стояла сильная оттепель, поэтому бригада по грязи не смогла быстро добраться до места назначения. Немцы настигли её на марше. Вырвавшись из низкой облачности, на бреющем полёте гитлеровские стервятники сбросили бомбы на советскую воинскую колонну, стараясь попасть в штабные автомашины с командирами. Рядом с ними в колонне ехал на своём мотоцикле и Степан Селянин – он тоже попал под авиаудар. Бросить мотоцикл с установленной на нём полевой радиостанцией, чтобы спастись самому, не мог, а выбраться из колеи раскисшей дороги не получилось.
В 1954 году останки погибших в результате этого фашистского авианалёта бойцов и командиров 21-й механизированной бригады из захоронения на восточной окраине села Тягун были перенесены в братское захоронение на территории Ильинецкого совхоза-техникума города Ильинцы (всего 583 воина, имена 165 из них до сих пор остаются неизвестными).
Текущая политическая ситуация, к сожалению, не даёт возможности побывать на могиле моего родственника…