Суббота, 23 Ноября 2024

Интеллект, воплощённый в металле

Friday, 06 July 2018 00:00   Иван ЗАГРЕБИН
Интеллект, воплощённый в металле K2_ITEM_IMAGE_CREDITS Олега ИГОШИНА

На площади перед главным корпусом Южно-Уральского государственного университета проходит выставка, где можно увидеть автомобили, тракторы и боевые машины. Экспозиция посвящена грядущему 75-летию ЮУрГУ и автотракторного факультета – одного из двух, с которых начинался вуз. Часть экспонатов предоставил университет, часть – различные промышленные предприятия и фирмы, которые занимаются выпуском и обслуживанием колёсных и гусеничных машин: их сотрудники и руководители – выпускники ЧПИ – ЧГТУ – ЮУрГУ – охотно оказали альма-матер содействие в организации выставки.

Официальное открытие состоялось третьего июля. Несмотря на жару, собралось довольно много интересующихся техникой людей. На торжественной церемонии выступили проректор ЮУрГУ по учебной работе Андрей Владимирович Шмидт, директор Политехнического института ЮУрГУ Сергей Дмитриевич Ваулин, декан автотракторного факультета Юрий Владимирович Рождественский – кстати, все трое – выпускники нашего вуза. Они поздравили собравшихся с приближающимся юбилеем университета и АТ факультета, напомнили, что со дня основания Челябинский механико-машиностроительный институт (ныне – ЮУрГУ), рождённый в грозном и славном 1943-м, помогал стране создавать боевые машины, без которых не был бы возможен разгром немецко-фашистских захватчиков. И в дальнейшем вуз славился работами оборонного значения. Выступавшие пояснили, что в представленную технику вложены ум, знания и душа выпускников вуза, которые трудятся на многих заводах и в компаниях Челябинска, области и страны, где создавали, создают и обслуживают машины как гражданского, так и военного назначения. Современная колёсная и гусеничная техника весьма сложна, для её производства требуется труд инженеров самых разных специальностей. Например, одни проектируют кузов, другие двигатель, третьи – шасси. А для всего этого нужны материалы – и тут необходимы уже свои специалисты. Технику нужно не только спроектировать, но и воплотить в металле, для чего требуются станки, машины, конвейеры, а на современном производстве – и промышленные роботы. Чтобы заводы работали, нужна электрическая энергия. А Южно-Уральский госуниверситет как раз и готовит специалистов во всех необходимых областях: автомобильной и тракторной техники, машиностроения и металлургии, энергетики. Многие выпускники вуза, в том числе получившие инженерное образование, добились серьёзных успехов в науке, достигли карьерных высот в органах власти, стали капитанами, а то и адмиралами индустрии.

После открытия все были приглашены на обзорную экскурсию. Выпускники ЮУрГУ, в том числе, разумеется, автотракторного факультета, работают на таких известных предприятиях, как Челябинский тракторный завод (который, кстати, первого июня отметил 85-летие), Камский автомобильный завод в Набережных Челнах, автомобильный завод «Урал» в Миассе, Челябинский механический завод и Челябинский машиностроительный завод автомобильных прицепов (ЧМЗАП) – их продукция и демонстрировалась на выставке. Представители предприятий кратко рассказали о своих заводах и выпускаемой продукции, а также о взаимодействии с ЮУрГУ. Так, заместитель генерального директора ООО «ЧТЗ-Уралтрак» Валерий Иванович Костюченко подчеркнул, что сотрудничество осуществляется на протяжении всей истории существования вуза.

ЧПИ – ЧГТУ – ЮУрГУ и автотракторный факультет в частности были и остаются настоящей кузницей кадров для таких гигантов индустрии, как Волжский автомобильный завод в Тольятти, Уралвагонзавод в Нижнем Тагиле, Челябинский кузнечно-прессовый завод и многие другие. С этими предприятиями Южно-Уральский госуниверситет давно и плодотворно сотрудничает по самым разным темам, в том числе по вопросам практики и трудоустройства студентов, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

…Устроители постарались на славу! Экспонатов было много – и каждый интересен по-своему. Практически каждая машина снабжена пояснительной табличкой с указанными на ней техническими характеристиками. Все желающие – взрослые, юноши и девушки, в том числе абитуриенты, а также подростки и дети с удовольствием фотографировали колёсную и гусеничную технику.

Главным экспонатом выставки стал знаменитый Т-34-85 – лучший средний танк периода Великой Отечественной войны. Смотреть на него равнодушно невозможно: сразу в памяти встаёт подвиг Танкограда – всю войну на Челябинском Кировском заводе производили танки и самоходные артиллерийские установки. Вспоминаешь, сколько наших земляков ушло на фронт, сколько среди них было тех, кто потом учился и работал в нашем вузе, судьбы скольких выдающихся конструкторов, ковавших оружие Победы, связаны с ЧММИ – ЧПИ: это и Николай Леонидович Духов, и Жозеф Яковлевич Котин, и Михаил Петрович Балжи… На броне легендарной «тридцатьчетвёрки» – имя Ивана Трашутина, и это отнюдь не случайно: Иван Яковлевич с 1941-го по 1981-й был главным конструктором ЧТЗ, под его руководством создано семейство дизелей В-2, применявшихся в тяжёлых танках КВ и ИС, среднем танке Т-34, а также самоходных артустановках и других боевых машинах. Знаменитый конструктор принимал участие в становлении вуза, под его руководством студенты автотракторного факультета ЧПИ проходили практику.

Рядом с танком – мощный гусеничный трактор с бульдозерным ножом, а также колёсный фронтальный погрузчик. Ещё один интересный экспонат – тяговый модуль вагонов, способный двигаться как по обычной дороге, так и по рельсам.

Возле них в первый день выставки можно было видеть бронетранспортёр БТР-80, который предоставил факультет военного обучения (ФВО) ЮУрГУ – единственный в Челябинске и один из лучших в России. Такие бронемашины состояли и состоят на вооружении Советской и Российской армии, а также ряда других государств, включая республики бывшего СССР и страны Варшавского договора. Можно было заглянуть и даже залезть внутрь БТРа. На этой и других боевых машинах овладевают ратным ремеслом слушатели ФВО. В последнее время абитуриенты проявляют большой интерес к получению военной профессии: студенты ЮУрГУ могут её освоить параллельно с гражданской специальностью. Положительную роль здесь сыграло то, что в последнее время престиж службы в Вооружённых Силах возрос, а факультет сейчас готовит не только офицеров, но и рядовых и сержантов запаса.

В ряду напротив выстроились грузовики: «Уралы» семейства Next, «КамАЗы», Iveco. Тут и самосвал, и вахтенный автобус, и подъёмные краны на автомобильных шасси, и тягачи. Возле них – прицеп производства ЧМЗАП для перевозки многотонных грузов.

Жаль, что из отечественных легковых автомобилей присутствовал лишь «УАЗ-Патриот». Но зато много было современных легковушек-иномарок: «Форды», «Мазды» и прочие выглядели игрушками рядом с могучими грузовиками и тракторами. Кстати, напомним, что в 2013 году на автотракторном факультете ЮУрГУ создана базовая кафедра «Автомобили и автомобильный сервис». Её возглавляет кандидат технических наук, доцент Александр Дмитриевич Рулевский. В России и нашем регионе растёт автомобильный рынок, увеличивается число автосервисных центров, которым требуется всё больше и больше квалифицированных специалистов. Ведь с каждым годом усложняются как сами автомобили, так и диагностика неполадок – всё компьютеризировано. Поэтому и возникла идея создания кафедры на базе ООО «Регинас», лидера регионального рынка новых иномарок. Сотрудничество взаимовыгодное: фирма получает специалистов, которых ЮУрГУ готовит непосредственно для неё, а студенты – гарантию трудоустройства в солидной компании.

Особое место на выставке заняли гоночные автомобили, построенные при непосредственном участии студентов, магистрантов, аспирантов автотракторного факультета ЮУрГУ. Их создание – не просто увлечение молодых людей. Ребята на практике применяют знания, умения и навыки, полученные в процессе обучения – и приобретают новые. Накопленный опыт работы над автомашиной ложится в основу курсовых и дипломных проектов.

Один из автомобилей создан для участия в мировых гоночных соревнованиях «Формула студент» (Formula Student). Требования к болидам в этих состязаниях каждый год меняются, поэтому приходится строить новые машины. Ребята, желающие научиться создавать автомобили не только в теории, но и на практике, вливаются в коллектив единомышленников. Проект живёт: одни члены команды покидают стены университета, завершив обучение, – другие приходят им на смену. Новичкам помогают старшие, более опытные товарищи: многие, получив диплом бакалавра, продолжают заниматься наукой на более высоком уровне – поступают в магистратуру, аспирантуру.

Увидеть выставку под открытым небом смогут все желающие. Она будет работать до 13 июля.

Read 4784 times Published in: [ Новости ]

Leave a comment

Make sure you enter the (*) required information where indicated. HTML code is not allowed.

Name *
Email  *