Пятница, 22 Ноября 2024

«Человек. Война. Победа»

Thursday, 30 April 2020 00:00   Редактор сайта
М. Куприянов, П. Крылов и Н. Соколов (Кукрыниксы). Подписание акта о безоговорочной капитуляции Германии. 1945–1946 гг. Холст, масло. 3х4 м. Челябинский государственный музей изобразительных искусств М. Куприянов, П. Крылов и Н. Соколов (Кукрыниксы). Подписание акта о безоговорочной капитуляции Германии. 1945–1946 гг. Холст, масло. 3х4 м. Челябинский государственный музей изобразительных искусств
Юрий Непринцев. Отдых после боя. 1951. Холст, масло. 192 × 300 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва Юрий Непринцев. Отдых после боя. 1951. Холст, масло. 192 × 300 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Саид Бицираев. Портрет Народного художника СССР, действительного члена Академии художеств СССР, профессора Ю.М. Непринцева Саид Бицираев. Портрет Народного художника СССР, действительного члена Академии художеств СССР, профессора Ю.М. Непринцева
Николай Парфентьев Николай Парфентьев

К 75-летию Победы в Великой Отечественной войне в Южно-Уральском государственном университете в режиме виртуальной демонстрации открывается выставка экспонатов, отражающих память о героическом подвиге народа, о несгибаемой воле воинов, о трагизме потерь в войне и радости Победы. Новую экспозицию университетского Зала искусств анонсирует доктор искусствоведения, доктор исторических наук, заслуженный деятель науки РФ заведующий кафедрой теологии, культуры и искусства ИМСГН Николай Парфентьев.

– Концепция учитывает особые обстоятельства, которые не позволяют пока встретиться в самом Зале искусств. Пространство выставки перенесено в виртуальную реальность. Это позволяет не только представить вниманию зрителей экспонаты Художественного музея ЮУрГУ, реально присутствующие в Зале, но и провести экскурсии по материалам Виртуального филиала Государственного Русского Музея и Челябинского музея изобразительных искусств, – говорит Николай Павлович. – Первый раздел экспозиции посвящен наиболее известным произведениям выдающихся советских художников, написанным на военные сюжеты, второй – работам наших современников, известных мастеров художественной фотографии, участников всероссийских и международных выставок и проектов Сергея Жаткова и Сергея Коляскина. Приглашаем вас посетить эту выставку – пока виртуально. Она доступна в социальной сети «ВКонтакте» по адресу https://vk.com/susuart. Но мы обязательно встретимся с вами офлайн, в Зале искусств нашего университета. Куратор выставки – директор Художественного музея ЮУрГУ Анатолий Разуев.

Произведение, открывающее выставку

В Челябинском государственном музее изобразительных искусств хранится одно из самых знаменитых произведений о Победе над гитлеровской Германией. Это масштабное, размером 3х4 метра, полотно «Подписание акта о безоговорочной капитуляции Германии». Оно создано Михаилом Куприяновым, Порфирием Крыловым и Николаем Соколовым (Кукрыниксами) в 1945–1946 годах. Представители великой русской школы, наследники Репина и Сурикова, они использовали портретные зарисовки участников исторической встречи, этюды с натуры, сделанные в Германии, рассказы очевидцев и документальные фотографии. Благодаря такому подходу, творческий коллектив советских живописцев и графиков c удивительной достоверностью запечатлел событие, положившее конец Великой Отечественной войне. Картина поступила в Челябинский музей изобразительных искусств в 1951 году. Она стала достоянием города, благодарностью за особые заслуги, которые внес Танкоград в Победу над фашизмом. На выставке Зала искусств ЮУрГУ картина представлена виртуально.

 

Ключевое произведение выставки

В Зале искусств можно будет увидеть в реальной экспозиции широко известное и любимое народом «хрестоматийное» произведение. Накануне 75-летия Победы вуз стал обладателем уникальной работы: стараниями директора Художественного музея ЮУрГУ, искусствоведа, преподавателя кафедры теологии, культуры и искусства Анатолия Разуева коллекция университета пополнилась копией картины Юрия Михайловича Непринцева «Отдых после боя», созданной в 1951 году. После большой подготовительной работы по ее сохранению и оформлению, эта высокохудожественная копия (холст, масло,150х220 см), датированная 1968 годом, стала ключевым экспонатом выставки.

В июне 1941-го аспирант Ленинградской академии художеств Юрий Непринцев ушел добровольцем на фронт. В 1942-м, будучи командиром взвода морской пехоты, он впервые услышал поэму Александра Твардовского «Василий Тёркин». Уже тогда родилась идея картины, посвященной рядовому бойцу, вынесшему на своих плечах все тяготы войны и сохранившему светлое и озорное отношение к жизни: «Привалясь к стволу сосны, Не щадя махорки, На войне насчет войны, Вёл беседу Тёркин. Балагуру смотрят в рот, Слово ловят жадно. Хорошо, когда кто врёт Весело и складно». Без таких Тёркиных, которые «в каждой роте есть всегда, да и в каждом взводе», готовых всегда рассмешить товарищей небылицей, весело поддеть или подбодрить шуткой, труднее было бы одержать Победу.

Напряжённая работа автора над картиной продолжалась с 1949 по 1951 год и увенчалась большим успехом. Полотно, показанное на Всесоюзной художественной выставке в Москве, получило высокую оценку зрителей и специалистов. В 1952 году Юрий Непринцев был удостоен за него Сталинской премии первой степени.

Оригинал «Отдыха после боя» был подарен руководителю Китайской Народной Республики Мао Цзэдуну. В 1953 году Юрий Непринцев пишет вторую авторскую версию картины – для Георгиевского зала Большого Кремлёвского дворца, а в 1955-м – третью, для Государственной Третьяковской галереи. Именно этот вариант картины неоднократно экспонировался на крупнейших художественных выставках.

Автор досконально, вплоть до мельчайших подробностей проработал фигуры солдат, чтобы добиться максимальной реалистичности образов. Героев освещает мягкий свет солнца. Художник намеренно отказался от игры света и тени, дабы не привнести в свое произведение ненужную театральность. Окружающий пейзаж – это лес ранней весной, когда еще лежит снег, но дыхание уже не превращается в пар.

В центре картины, занятом бойцами, выделяется цветовое пятно – ярко-красный кисет в руках рассказчика. Боец что-то весело говорит присутствующим. Солдаты смеются, смех, «взорвавшись» в центре, «затихает» к краям картины. В белых маскхалатах – разведчики. У одного из танкистов из-под шлема виден окровавленный бинт. У многих солдат висит за спиной или на плече оружие. Вдали в березняке спрятаны танки – судя по пушечным стволам и башням, «тридцатьчетверки».

Юрий Михайлович Непринцев – представитель Петербургской школы живописи. В работе угадываются аллюзии на знаменитых «Запорожцев» Репина. Но у Непринцева воинов объединяют смех и удаль, которые не дают упасть духом. Веришь, что эти солдаты, объединённые борьбой против захватчиков, победят страшного врага. Возможно, тайна всенародной любви к работе Непринцева кроется в жизнерадостности, которая вызывает светлое чувство гордости за свой народ-победитель, лишенный жестокости и надменности. Каждый студент, преподаватель и просто житель города и области имеет возможность полюбоваться замечательной копией работы великого мастера, вспомнить воинов, подобных самому художнику и его любимому герою – Василию Тёркину.

Организаторы выставки: научный руководитель Зала искусств, профессор, доктор искусствоведения, заслуженный деятель искусств РФ Наталья Парфентьева и заведующий Художественным музеем ЮУрГУ, старший преподаватель кафедры теологии, культуры и искусства, член Ассоциации искусствоведов Анатолий Разуев.

Read 4209 times Published in: [ Popular ]

Leave a comment

Make sure you enter the (*) required information where indicated. HTML code is not allowed.

Name *
Email  *