– Как вы стали психологом?
– Я школу окончила в 1969 году. Хотела поступить в Ленинградский госуниверситет на факультет психологии – он тогда только года два как открылся, и пробиться туда было невероятно трудно. Надеялась, что при поступлении учтут мои спортивные достижения – я мастер спорта по спортивной гимнастике. Но получила травму. Поступила в итоге в наш, челябинский пединститут. Специальность у меня была необычная: химия на французском языке. Если вспомнить историю, то вторая половина XX века – это эпоха борьбы с колониализмом в Африке. И в советских вузах в небольших количествах готовили специалистов для работы в африканских странах. Например, я должна была поехать в Алжир, бывшую французскую колонию, и преподавать там химию на французском языке – однако не сложилось.
– А как же вы пришли к тому, чтобы стать преподавателем? И почему выбрали ЮУрГУ?
– Очень хороший вопрос. Я поступила в пединститут, училась – и восстанавливалась после травмы, тренировалась, мечтала вернуться в спорт. А как раз в это время, в 1972 году, в Челябинске открылся институт физкультуры, нынешний УралГУФК, в котором мой тренер Юрий Сергеевич Багимов возглавил кафедру гимнастики. Я на этой кафедре работала лаборантом и тренировалась, а получив диплом, смогла оформить себе перераспределение в институт физкультуры, на открывшуюся в 1975 году кафедру общих теоретических основ физической культуры. Она объединяла очень много дисциплин: и педагогику, и историю физкультуры… И психологию. Вот таким образом, не имея психологического образования, я всё-таки стала заниматься этой наукой. В этом тоже заслуга моего тренера: именно он увлек меня психологией, ещё когда я была школьницей. Он был выпускником Казанского университета, имел два высших образования: одно физкультурное, другое психологическое, заочное. В общем, я в Ленинградском университете заочно прошла ускоренный курс психологии и в 1984 году защитила кандидатскую диссертацию. Тогда, чтобы получить второе высшее образование, нужно было запрашивать разрешение в министерстве – и мне такой документ оформили. Так я стала кандидатом психологических наук. В это время Юрий Сергеевич Багимов перешел работать в ЧПИ – стал заведующим кафедрой физического воспитания. Он по-прежнему увлекался психологией и приобщил к своему увлечению руководство вуза. Германа Платоновича Вяткина, который тогда возглавил ЧПИ, очень воодушевила идея создать в институте психологическую службу для профориентационной работы с абитуриентами. В середине 80-х в вузах стали появляться подобные подразделения.
Наставник мой попросил, чтобы ему для организации службы дали помощников, психологов. Ему сказали: «Ищите кадры». Он ответил: «У меня есть». И 19 мая 1987 года меня приняли на работу. Но, поскольку официально ставок психологов в ЧПИ не было, числилась я преподавателем кафедры экономики промышленности на полставки. То есть ставка-то была полная, но полставки я должна была преподавать, а полставки заниматься практической психологией. Кстати, для нас ввели новый курс – «Управление трудовым коллективом», который слушали студенты выпускного курса всех факультетов ЧПИ.
– Как психологическая служба помогала абитуриентам?
– Нам создали хорошие условия для организации профориентационных консультаций. В ЧПИ была хорошая материально-техническая база, разрабатывались новые приборы и оборудование. В частности, ещё в 1987-м в вузе действовал отдел создания технических средств обучения, который возглавлял Георгий Илларионович Калягин. Там сделали упрощенный прототип ЭВМ, который позволял проверять знания студентов: у преподавателя на столе стоял большой цветной телевизор – конечно, ламповый, а у студентов на партах – небольшие телевизоры с черно-белым экраном, у которых вместо клавиатуры была сделана панель с сенсорными датчиками: букв нет, только цифры от нуля до девяти и клавиши «Сброс», «Вход». Перед нами же поставили задачу создать компьютерную программу, чтобы на этом подобии ЭВМ можно было тестировать абитуриентов, выявляя склонности и способности к той или иной профессии. Мы такую программу сделали – пришлось очень упорно поработать! И с 1987 года все абитуриенты стали проходить нашу систему тестирования.
Учиться в техническом вузе, быть инженером довольно трудно. Математика, физика – сложные дисциплины. В результате набирали группы по 25 человек – и примерно десять из них уже после первой сессии отчислялись: не тянули нагрузку или приходили к выводу, что инженерная профессия им не подходит. Наша задача была как раз помочь ребятам подобрать специальность по душе. Но получалось, что после прохождения теста часть ребят забирала документы – и конкурс падал. Деканы факультетов на нас рассердились: «Вы сокращаете нам конкурсы. В ходе конкурса всегда отбирают самых способных, а после теста часть лучших ребят уходит – и зачем вы нам нужны?». Но через три года оказалось, что благодаря нашей работе всё-таки меньше ребят стало отчисляться с первого курса, – и деканаты нас полюбили. Появился факультет повышения квалификации преподавателей, где мы стали вести даже курс подготовки кураторов, а также повышали психолого-педагогическую компетентность наших преподавателей, читая курс «Психология и педагогика высшей школы».
В 1992-м наше руководство попросило подать материалы нашей профориентационной программы на всероссийский конкурс компьютерных программ для школьников и студентов. Он проводился на ВДНХ, которая тогда еще работала, в павильоне «Образование». Мы заняли второе место. Серебряная медаль ВДНХ и звание лауреата – можно считать, моя первая награда.
Страна менялась, и вуз менялся. В 1991-м образовался первый нетехнический факультет – экономики и управления. Он объединил все три экономические кафедры плюс новую, только что открывшуюся – прикладной психологии. Она была организована, потому что в том же 1991-м появился новый учебный план для вузов, где психология значилась как обязательная дисциплина. Пост заведующего кафедрой занял мой наставник – кандидат психологических наук, доцент Юрий Сергеевич Багимов, а я стала ее доцентом, поскольку с 1984 года была кандидатом психологических наук. И мы начали преподавать дисциплину «Психология и педагогика» на всех факультетах. Потом потихоньку набрали ещё людей – нужно было расширяться.
С 1994 года я уже заведовала своей кафедрой прикладной психологии. А вот в 1996-м меня пригласили в приемную ректора. Там уже сидели мои коллеги и друзья, и среди них – Николай Алексеевич Батурин, который в то время возглавлял кафедру психологии и педагогики в институте физкультуры. Он собрал единомышленников, чтобы подать ректору идею об организации психологического факультета. И такой факультет появился. Было нас, «отцов-основателей», семь человек. Впрочем, «отцов» только двое: Николай Алексеевич и старший преподаватель тогда ещё пединститута Дмитрий Михайлович Полев, остальные – «матери». Так, с согласия ректора, в 1996 году на базе кафедры прикладной психологии был создан факультет психологии. Первым его деканом стал кандидат (а вскоре – первый в Челябинске доктор) психологических наук Николай Алексеевич Батурин. Сегодня только на нашем факультете работают более тридцати кандидатов и четыре доктора психологических наук. И до сих пор у нас есть желание заниматься наукой, интерес к исследованиям не угасает – поэтому мы здесь.
– Как с тех пор изменился университет?
– Кардинально изменился. В чем? Мы гордимся тем, что вуз стал самым большим на Южном Урале. Но когда я пришла работать в ЧПИ, институт был меньше – и люди теснее взаимодействовали. Мы, на мой взгляд, были более сплочёнными, если можно так сказать. Кстати, в те времена – по крайней мере, в нашем городе – про психологов мало кто что знал. Мой наставник, к сожалению, ныне покойный, пытался объединить всех психологов, работавших в разных вузах, в городскую ассоциацию. А было нас во всех челябинских институтах восемь человек.
ЧПИ знали по всему Союзу: наши выпускники уезжали по распределению работать и в Узбекистан, и на ту же Украину, и в Белоруссию, и на Дальний Восток. А потом настали 90-е, тяжелые годы для нашей промышленности, и технические специальности перестали пользоваться спросом: не было работы для выпускников. Поэтому начали вводить новые специальности: экономистов, менеджеров – до 1990-х в стране руководителей не готовили: считалось, что это не специальность, а должность. Затем стали появляться другие гуманитарные факультеты, и один из первых – это наш факультет психологии, организованный в 1996-м. Интерес к психологии был большой: нам выделяли тридцать бюджетных мест, а набирали мы по сто давдцать человек (первый набор – пять групп). Сейчас интерес упал, набор очень малый, да ещё сократили количество бюджетных мест, поэтому нам тяжело выживать, как и другим гуманитарным факультетам, где бюджетных мест мало.
Сейчас очень много уделяют внимания науке и меньше – учебному процессу, вот такой парадокс.
– Что скажете о внешнем облике здания?
– Хороший вопрос. Знаете ли вы, как появился наш шпиль? Когда в шестидесятые годы двадцатого столетия делали проект главного здания, то за образец взяли МГУ. Но, к сожалению, власти решили, что в городе не должно быть строений выше, чем обком партии – а он размещался в семиэтажном здании. Поэтому и главный корпус вуза построили семиэтажным. А впоследствии один из выпускников ИС факультета ЧПИ фактически занял пост генерального директора нашего архитектурного управления. Он стал вспоминать и искать в архивах, как должен был выглядеть наш главный корпус. Подняли старый проект. Очень много выпускников, ставших к тому времени очень авторитетными и денежными людьми, финансово помогли реализовать эту мечту. Вот так здание обрело изначально задуманный зодчими облик. Думаю, что университет будет процветать. Но было бы хорошо, если бы еще студенты понимали, что многое зависит от их отношения к учёбе и к вузу.
– Расскажите, пожалуйста, о своих наградах.
– Я здесь работаю уже 31 год и основная награда, которой я очень горжусь, – это нагрудный знак «Почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации», который мне вручили в 2001 году. Это всероссийская награда, и благодаря ей я являюсь ветераном труда всероссийского уровня.
– Что бы вы пожелали университету?
– Ему 75 лет, и из них почти половину я работаю здесь. Желаю, чтобы наш вуз прожил ещё столько же, столько же, столько же и столько же. Чтобы он был известным, авторитетным, и в то же время оставался молодым. Конечно, чтобы в нем процветала наука. Чтобы его ученых, преподавателей, выпускников знали и в России, и за рубежом. Чтобы мы не только оставались в десятке лучших университетов страны, но и вошли в число пятидесяти лучших университетов мира.