– Артур Александрович, что такое форсайт и чем он отличается от привычной формы «мозгового штурма»?
– Форсайт – это одна из практик прогностики и футурологии, активно используемая экономистами, политтехнологами, социологами и другими специалистами. Предполагается, что форсайт объединяет экспертов (возможно, в различных областях), которые дают оценку трендам, определяют возможности тренда, угрозы, институты (форматы) и технологии. Мозговой штурм – это практика по генерации идей, в которой одним из важнейших показателей является не только содержание решений, но и скорость их формулировки. В форсайте же скорость первостепенного значения не имеет. Мозговой штурм, как правило, применяется к решению текущей или ближайшей задачи. Форсайт может предполагать (и часто предполагает) средне- и долгосрочные прогнозы.
– Почему вы выбрали именно форсайт для своего философского эксперимента по предсказанию будущего?
– Во-первых, это работа команды и работа в команде. В наше время умение работать в коллективе – это ценный навык. Во-вторых, форсайт дает человеку возможность подумать о будущем не только его самого и его семьи, но и общества, процесса, явления, тенденции.
– В чём важность проблемы электронного обучения в ЮУрГУ и в России?
– Электронное обучение – одна из крупных инноваций, влияющих на мировоззрение и образ жизни миллионов людей. Участники сессии, конечно, подчеркивали, что в России инновации внедряются с опозданием – однако внедряются. А то, что касается многих, может коснуться и меня. И я должен знать, как на это реагировать. Я должен быть настроен. Если настроенности нет, инновация становится чем-то вроде государственной печати для нищего, переодетого принцем, – ею можно колоть орехи.
– Какие результаты дал ваш форсайт?
– Для меня ценны не только и не столько научные результаты. Как было заявлено, проведенная сессия – это «мини-форсайт», то есть модель, уменьшенный «макет» форсайта. Главным результатом стала вовлеченность в дискуссию деятельных и готовых мыслить студентов – как бакалавров, так и магистров. То, к чему мы пришли, можно увидеть в группе социальной сети, а также, позднее, в публикациях.
– Могли бы вы порекомендовать форсайт как форму для междисциплинарного взаимодействия?
– Думаю, мог бы. Но, на мой взгляд, форсайт не должен вытеснять или заслонять другие формы работы – например, круглые столы. Надеюсь, что форсайты будут проводиться не столько для преподавателей, сколько для студентов – нередко их богатое воображение, гибкость ума, жажда перемен дают принципиально иные результаты, нежели разговор маститых ученых.