Суббота, 23 Ноября 2024

Пишем на иностранном языке

Понедельник, 25 мая 2020 00:00   Елена КИРЯКОВА
Пишем на иностранном языке Фото из архива Анны СКОРОБОГАТОВОЙ

Изучение иностранного языка – неотъемлемая часть образования компетентного специалиста, способного к высокой академической мобильности. Преподаватели Института лингвистики и международных коммуникаций ЮУрГУ – аспирант кафедры БЖД, старший преподаватель кафедры иностранных языков Анна Скоробогатова и старший преподаватель кафедры иностранных языков Института лингвистики и международных коммуникаций Ирина Мелихова – проанализировали результаты всероссийской олимпиады по иностранному языку «Прометей» и выявили типичные ошибки, допускаемые студентами в письменной речи. Итоги исследования опубликованы в журнале International Journal of Instruction, входящем в первый квартиль Scopus и Web of Science. Выводы ученых будут использоваться для корректировки методики обучения русскоговорящих студентов письменной речи на иностранном языке.

Олимпиада «Прометей» позволила определить уровень владения навыками письменной речи

Интеллектуальное состязание объединило 500 участников из 12 университетов России. Олимпиада по иностранным языкам для студентов «Прометей» проходит в ЮУрГУ на протяжении шести лет, с 2014-го. С прошлого года благодаря усилиям заведующего кафедрой иностранных языков, кандидата педагогических наук Ксении Волченковой она получила статус всероссийской. Одна из целей проведения конкурса – выявление уровня сформированности всех видов речевой деятельности. «Прометей» ориентирован на студентов первого и второго курсов бакалавриата и специалитета очной формы обучения неязыковых направлений. Навыки письменной речи оцениваются по результатам раздела «Письмо». Формат тестирования письменной речи – эссе.

– Анализ письменных работ участников выявил, что самым сложным при создании письменных речевых произведений на иностранном языке является умение выразить и аргументировать собственное мнение. Трудность также представляет грамматическое оформление высказывания и необходимость сформулировать проблему в начале письменной работы, не повторяя формулировку задания, а используя синонимические средства и синтаксический перифраз. Организация текста, а именно деление его на абзацы и использование средств логической связи, вызвала сложность более чем у половины испытуемых. Из четырех отслеживаемых критериев самые высокие показатели – по орфографии и пунктуации. Необходимо пересмотреть подход к обучению письменной иноязычной речи и усовершенствовать методику обучения письму, – говорит Ирина Мелихова.

По результатам исследования планируется разработка и применение на практике учебно-методического комплекса упражнений, направленного на более эффективное формирование коммуникативной компетенции по построению письменного текста. Новый курс будет состоять из учебника и онлайн-поддержки, благодаря чему студенты смогут освоить часть материала самостоятельно и пройти тестирование для самопроверки.

 

Письменная речь – основа делового и профессионального общения

Выпускники языковых и неязыковых специальностей Южно-Уральского государственного университета довольно часто продолжают образование за рубежом. Для этого необходимо сдать один из международных экзаменов, например, Test of English as a Foreign Language (TEFL), International English Language Testing System (IELTS). В ходе каждого экзамена проверяются навыки письменной речи. При сдаче IELTS общего уровня нужно написать эссе академического уровня: описать график, схемы или сформулировать в письменном виде выводы, руководствуясь информацией, представленной в таблице.

С 2017 года у студентов ЮУрГУ есть возможность сдать эти экзамены, пройдя курсы по подготовке к ним в четвертом – шестом семестрах.

Профессиональное письменное иноязычное общение стало неотъемлемой частью деятельности любого научного учреждения или промышленного предприятия. При сохраняющейся важности и ценности устного общения сегодня практически 80% информационного обмена в сфере науки, техники и технологий как внутри организаций, так и между ними осуществляется письменно.

– Обучение письменной речи на иностранном языке в системе вузовской подготовки может способствовать формированию других важных компетенций и процессу овладения иностранным языком в целом. Задачи, решаемые при обучении письменной речи, включают формирование у студентов речемыслительных навыков и умения формулировать мысль в соответствии с письменным стилем, расширение знаний и кругозора, овладение культурой и интеллектуальной готовностью создавать письменные произведения речи. Полноценное владение письменной речью становится одной из ключевых характеристик высококлассного работника, – поясняет Анна Скоробогатова.

Южно-Уральский государственный университет является участником Проекта 5-100 и активно осуществляет стратегическую инициативу 8 «Внедрение новых моделей и технологий образования» и в частности мероприятие М 8.1.3 «Внедрить систему языковой подготовки по модели проекта Cambridge University Press». Все преподаватели кафедры иностранных языков реализуют систему углубленной языковой подготовки студентов бакалавриата. Руководитель мероприятия – директор Института лингвистики и международных коммуникаций, кандидат педагогических наук Елена Ярославова.

Прочитано 3345 раз Рубрика: [ Наука и инновации ]

Оставить комментарий

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены

Ваше имя *
Эл. почта  *