Пятница, 22 Ноября 2024

«Траектория успеха»

Пятница, 05 июня 2015 00:00   Редактор сайта

На площадке Челябинского государственного университета прошел Областной конкурс профессионального мастерства преподавателей образовательных организаций высшего образования Челябинской области «Траектория успеха».

Конкурс проводится второй раз (первый состоялся в мае 2014 года), но члены оргкомитета и жюри отметили, что если в прошлом году в нем участвовало всего пять вузов, то в этом уже одиннадцать. Магнитогорск, Троицк, Снежинск, все самые крупные вузы Челябинска направили своих представителей для участия в конкурсе. Показательно и то, что из одиннадцати конкурсантов семь имеют степень кандидата наук, у многих педагогический стаж составляет более десяти лет.

«Траектория успеха» проводится по инициативе Областной организации профсоюза работников народного образования, идею поддержали министерство образования и науки и Совет ректоров вузов Челябинской области. Участниками могли стать преподаватели образовательных организаций высшего образования региона.

Цели мероприятия звучат очень актуально в наше непростое для образования время: повышение престижа и статуса преподавателей организаций высшего образования; а также повышение их мотивации к непрерывному совершенствованию профессионального мастерства. Основные задачи – выявление и поддержка талантливых преподавателей вузов Челябинской области; внедрение оригинальных методических моделей организации обучения; консолидация профессионального педагогического сообщества и распространение современного педагогического опыта в организациях высшего образования.

Оргкомитет и члены жюри на протяжении всех этапов следили за соблюдением объявленных принципов организации и проведения конкурса, среди которых: открытость; объективность; добровольность участия; коллегиальность принятия решений; равенство участников конкурса; соблюдение норм профессиональной этики. Возможно, именно поэтому создалась особая атмосфера честной конкуренции, когда каждый участник чувствовал поддержку не только своей команды, но и всех окружающих. Добрые взгляды, искренние улыбки, готовность помочь друг другу, посетить открытое занятие коллег, – то, что отличало наших конкурсантов.

Следует отметить, что до участия в областном соревновании каждый из конкурсантов стал победителем аналогичного состязания в своем вузе.

Областная «Траектория успеха» состояла из нескольких этапов. Во время заочного тура «Автопортрет» члены жюри оценивали портфолио участников, которое содержало эссе на тему «Почему я выбрал профессию преподавателя вуза», студийные фотографии, а также грамоты, награды, благодарности, которых, к слову, у каждого конкурсанта было много.

Очный тур состоялся на базе Челябинского государственного университета 29–30 апреля. В первый день члены жюри оценили «самопрезентации» участников и посетили открытые учебные занятия.

Для «Самопрезентаций» участники готовили творческие выступления, призванные раскрыть все грани их таланта (личностный потенциал участников: их достижения, успехи, дарования) и суть инновационных эффективных образовательных технологий, которые они применяют в работе со студентами. Все конкурсанты подготовились очень основательно. Первый же участник – Евгений Геннадьевич Осинцев – описал свои достижения в стихах. Многие во время презентации рассказывали не только о себе, но и о своем городе, учениках, вузах. Юрий Евгеньевич Болдырев использовал для повествования о себе и своей деятельности буквы азбуки, Мария Львовна Шуб привлекла картины известных художников и фрагменты кинофильмов, Ольга Борисовна Елагина просто очаровала аудиторию, перевернув весь образовательный процесс вверх ногами и опровергнув все устоявшиеся стереотипы о недостатках дистанционного образования. Были и совсем необычные выступления. Можно ли соединить ФГОСы и сказку? Совместить песню с профессиональными стандартами? Всё это удалось Елизавете Владимировне Калугиной, продемонстрировавшей не только профессиональные знания, но и прекрасный вокал. Отдельно хочется отметить группы поддержки, которые очень болели за своих преподавателей.

Проведение открытого учебного занятия стало еще одним непростым заданием для участников. Все занятия проводились перед студентами ЧелГУ на площадках трех корпусов. Полчаса давалось на то, чтобы достойно продержаться перед членами жюри и суметь заинтересовать незнакомых до этого студентов.

Во время обсуждения этого конкурса было видно, как увлеклись члены жюри содержанием занятий; обсуждалось не только мастерство участников, но и вновь полученные знания. Нелегко пришлось тем преподавателям, чьи направления в ЧелГУ не изучаются, – например, медикам и товароведам: пришлось объяснять материал с нуля, притом – самым понятным языком. Тем не менее, все справились блестяще. Ирина Анатольевна Сергеичева очень быстро организовала работу студентов вокруг реального проекта, создала игровую ситуацию, распределила роли и организовала горячее обсуждение принятых решений, показав, что даже в сфере экономики нужно учитывать все риски. Евгений Геннадьевич Осинцев использовал в качестве наглядного материала видеоролики, заставляющие задуматься об информационной безопасности, организовал соревнование и подарил победителю «конструктор» для создания личного считывающего устройства, пообещав при необходимости проконсультировать. На лекции Василия Сергеевича Чулкова студенты углубились в актуальную тему «Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний: мифы и реальности с позиций доказательной медицины» (2015 год объявлен Годом борьбы с сердечно-сосудистыми заболеваниями): научились правильно измерять артериальное давление, определять индекс массы тела, выявлять факторы риска, решая ситуационные задачи.

30 апреля состоялся финал конкурса, который проводился в форме дискуссии на актуальную тему «Наука и образование в современной высшей школе: взаимосвязь и взаимодействие», объявленную участникам накануне. Очень интересным получилось обсуждение как глобальных задач высшего образования на современном этапе развития науки, так и конкретных примеров из разных сфер знаний (каждый участник обращался к специфике своей образовательной организации). Так, Ирина Анатольевна Сергеичева показала экономическую составляющую науки в системе образования, Ольга Борисовна Елагина затронула тему способности ученого-преподавателя переводить теоретические и методические положения в конкретные педагогические действия, Лала Низамиевна Закутнева говорила о приучении студентов к науке – ее поддержали многие, отметив, что всех обучающихся нужно привлекать к научной деятельности с первого курса. Большой интерес вызвали выступления Василия Сергеевича Чулкова и Сергея Анатольевича Иванова о том, какой путь проходят научные достижения в медицине и сельском хозяйстве. С гордостью говорила о достижениях своих учеников Елена Владимировна Чернова. Мария Львовна Шуб на примерах показала, как именно благодаря научным изысканиям может стать практикоориентированной культурология. Елизавета Владимировна Калугина затронула траектории развития современного образования, которое невозможно без научной составляющей. Евгений Геннадьевич Осинцев рассказал об опыте своего вуза, где организована лаборатория социологических исследований, в работе которой принимают участие и студенты и преподаватели, и таким образом созданы условия для занятия наукой. Олеся Сергеевна Прибытова познакомила всех с научными школами старейшего вуза региона – Уральской государственной академии ветеринарной медицины, Юрий Евгеньевич Болдырев оживил дискуссию, подняв проблему мотивации студентов в рамках научно-исследовательской деятельности.

После подведения итогов всех этапов состоялось торжественное награждение победителей конкурса. Дипломы и ценные подарки были вручены министерством образования и науки и обкомом профсоюза работников образования и науки.

Первенство присуждено кандидату педагогических наук, доценту кафедры иностранных языков Челябинского государственного педагогического университета, заведующему сектором тьюторства Елизавете Владимировне Калугиной. На втором месте – заместитель директора Института открытого и дистанционного образования Южно-Уральского государственного университета Ольга Борисовна Елагина. На третьем – кандидат медицинских наук, доцент кафедры факультетской терапии Южно-Уральского государственного медицинского университета Василий Сергеевич Чулков.

Выступления, тревоги, волнения, горечь поражений и радость побед остались в последних теплых апрельских днях. Но мы уверены: конкурс дал многое не только самим участникам, но и всем присутствующим; показал, как много одаренных, творческих, энергичных преподавателей в наших вузах. Об этом говорили со сцены организаторы «Траектории» – представители министерства образования и науки Челябинской области, председатель обкома профсоюза работников образования и науки Ю.В. Конников; председатель жюри конкурса, проректор по учебной работе Челябинского государственного педагогического университета А.Г. Базаев. Ю.В. Конников при этом особо подчеркнул, что Челябинская область благодаря совместным усилиям органов государственной власти, профсоюза, высших учебных заведений, по сути, первой в стране сформировала и «замкнула» своеобразную цепочку конкурсов профессионального мастерства на всех уровнях образовательных организаций – от детского сада до университета.

Конкурс будет продолжаться. Несомненно, нас ждут новые открытия и новые имена. «Траектория успеха» и впредь будет определять лучших – талантливых и целеустремленных!

Прочитано 5640 раз Рубрика: [ Новости ]

Оставить комментарий

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены

Ваше имя *
Эл. почта  *