– Надежда Степановна, как вы стали преподавателем ЮУрГУ?
– Думаю, так дорожка вывела. Когда я окончила Новосибирский институт инженеров геодезии, аэрофотосъемки и картографии (ныне Сибирский государственный университет геосистем и технологий), то сначала, приехав в Челябинск, работала в Челябгипромезе, в отделе генпланов и транспорта, а потом очень хороший преподаватель, заведующий кафедрой в Челябинском педагогическом институте, пригласила меня туда – как раз нужен был преподаватель по геодезии и картографии. Надо сказать, что у нас вообще преподавательская династия: и мама, и папа школьные учителя, папа историю преподавал, мама химию и биологию, и вообще в родне очень много преподавателей. И вот, видимо, и во мне педагогическая жилка взыграла. В пединституте я проработала 14 лет, прошла очень хорошую педагогическую школу, защитила кандидатскую диссертацию. А в 1995 году пришла в ЮУрГУ, на замечательную кафедру градостроительства, которую возглавлял Юрий Федотович Кутин. Там я тоже проработала 14 лет.
– Помните свой первый день в университете?
– В принципе, для меня никакого труда не составляло провести первые занятия в ЮУрГУ, потому что, как я уже сказала, у меня был хороший опыт преподавания в педагогическом университете, в дальнейшем очень пригодившийся. Чувствовалось, что уровень у студентов в ЮУрГУ чуть выше, а всё остальное – как обычно.
Спустя некоторое время после того, как я пришла работать на кафедру градостроительства, открылась новая специальность – «Городской кадастр». В список предметов входили «Геоинформационные системы», вести их поручили мне – видимо, потому, что я раньше занималась информатикой. Одну из своих работ в области геоинформатики я предложила на всероссийский конкурс – и получила золотой диплом, одну из самых интересных моих наград.
– С кем интереснее работать – с российскими или иностранными студентами?
– Всегда очень интересно заниматься с ребятами, особенно когда они проявляют интерес. Стараюсь, конечно, давать как можно более обширные и глубокие знания. Иностранные профессора отмечают, что у российских студентов широкий кругозор – мне об этом говорили многие мои студенты и выпускники, которые живут и работают за границей. Что же касается преподавания иностранным студентам, я бы хотела отметить только одну особенность. Российские ребята, приходя на занятия, стараются занять последние ряды, и первые парты обычно вообще пустуют. А вот иностранцы, наоборот, всегда садятся на первый ряд, так что пустует последняя парта. Это, наверное, говорит о том, что иностранцы, отправляясь за границу, нацелены именно на получение знаний – может быть, наши ребята так же ведут себя за рубежом. И приезжают к нам, как правило, очень хорошие студенты: они прошли, разумеется, какой-то отбор, у них есть определенный уровень подготовки, и с ними интересно работать. За долгие годы, а скоро уже 37 лет будет, как я работаю, поняла, что очень важно передавать молодому поколению свои знания и опыт. И очень приятно, когда выпускники даже спустя много лет вспоминают, узнают, здороваются.
– Вы проходили стажировки за рубежом…
– Да, трижды. Это было очень здорово. Первый раз я поехала на стажировку по рекомендации нашего заведующего кафедрой. Я тогда только защитила докторскую диссертацию, и меня от ГУЗа – Головного университета землеустройства в Москве – направили в Стокгольм, в Королевский технологический институт. Было нас 15 человек со всей России, от Дальнего Востока до Калининграда. Мы изучили систему образования в Швеции, жизнь студенческих городков – очень, конечно, понравилось. Особенно то, как учат студентов и как всё устроено для удобства студентов. Это было здорово. Поэтому когда у меня второй раз появилась возможность поехать на стажировку, уже по программам ПНР, я опять попросилась в Королевский технологический. Очень благодарна факультету, что меня отправили на эту стажировку. В тот раз я уже ехала одна, получила два свидетельства – о повышении квалификации и о преподавании на английском языке. Училась со студентами из разных стран и такими же преподавателями, которые стажировались, это был очень широкий круг знакомств, которые поддерживаю до сих пор. Получила много новых знаний, некоторые приемы преподавания взяла на вооружение. Считаю, что провела время очень здорово во всех отношениях: и как стажер, и просто как путешественник. А в Германии у нас была рабочая такая стажировка по экологии: мы смотрели, как там перерабатываются различные отходы – от жидких до твердых. Посмотрели страну, как там преподают, как живут профессора – сравнение, конечно, не в нашу пользу. Но поездка получилась замечательная и запомнилась надолго.
– Какие из своих достижений считаете самыми важными?
– Ну, наверное – мои четыре монографии, результат работы сначала над кандидатской, а потом над докторской диссертацией. Кроме того, у меня много очень интересных статей, опубликованных в изданиях из списка ВАК, а также индексируемых базой данных Scopus. Есть свидетельства о регистрации программ, сертификаты о повышении квалификации. Запатентованы и до сих пор поддерживаются базы данных, которые я составляла вместе со студентами и аспирантами, – это тоже результат большого труда. Кроме того, есть несколько наград за лучшие студенческие работы, дипломы, которые я получала в Перми и в ГУЗе.
Уже почти сорок лет, с 1981 года я являюсь действительным членом Русского географического общества. Участвовала во многих географических съездах и конференциях, экспедициях. Но самыми важными считаю награды за работу с детьми. Однажды меня пригласили поработать с детьми из детских домов и неполных семей. У нас на Сикияз-Тамакском пещерном комплексе шесть лет работала археологическая экспедиция, которую возглавлял замечательный исследователь Владимир Иванович Юрин, а рядом располагался детский лагерь «Надежда», созданный тогдашним губернатором области Петром Суминым. Лагерь был широко известный, туда приезжали дети со всей области, и мы с ними занимались: водили на экскурсии, на раскопки, читали лекции, беседовали, проводили исследования – за эту работу меня отметили многими грамотами, а главное – грамотой губернатора за благотворительность. Считаю, что работа с детьми, особенно с детьми, так скажем, непростыми – это очень важно. Я старалась научить их доброму отношению к природе и друг к другу, передать им важные знания.
– Случались ли неординарные ситуации в вашей педагогической практике?
– Как-то раз читала лекцию по краеведению, рассказывала о достопримечательностях нашей области. Стою между рядами – и вдруг вижу, что прямо на меня движется мышь! А я их с детства боюсь. Причем она какая-то белая и не бежит, а движется пилообразно – видимо, в здании травили грызунов. Мне студенты потом рассказывали: «Смотрим на вас, Надежда Степановна, а у вас речь замедляется, глаза становятся круглыми-круглыми, и вдруг в какой-то момент вы резко выскакиваете в дверь – мы все в шоке, понять не можем, что случилось!». А я понеслась по коридору до самого конца, пока не уперлась в окно. А в аудитории были практически одни девочки, так одна из них, видимо, не боявшаяся мышей, взяла мышку за хвост и понесла выкидывать. Она с мышью в руке идет в мою сторону, а я уже не знаю куда бежать, впору лезть на подоконник! И когда девушка понесла мышь вниз по лестнице, я вздохнула с облегчением. Ну а что мне было делать – кричать? Вот я взяла и просто выскочила, и всё. Мы долго потом вспоминали эту историю.
А вообще чаще всего вспоминаются полевые практики – потому что их в жизни у меня было много, и много было смешных историй. Во время них ближе знакомишься со студентами, ребята раскрываются, становятся ближе, интереснее. В этом году впервые в Непряхино проводили полевую практику по геодезии для группы элитного образования, на английском языке. И настолько это всё было интересно: и сама практика, и общение на английском! Мы привлекали к общению и зарубежных студентов, и преподавателей иностранного языка. Студенты остались довольны, до сих пор вспоминают эту практику и, думаю, еще долго будут помнить.
– Чем вы увлекаетесь во внерабочее время?
– Читаю много литературы, в том числе православной. Считаю, что такое чтение очень полезно и для молодых людей, оно учит правильному восприятию жизни, терпению и любви к ближнему. При многих вузах за рубежом и у нас есть церкви, часовни – внутри вузов, во дворах. У нас тоже хотели построить часовню недалеко от ЮУрГУ, там, где фонтаны, но пока вопрос остается открытым. Как-то мне предложили провести обзорную лекцию по духовной литературе, рассказать о храмах, памятниках духовной культуры, находящихся в регионе. Я с удовольствием согласилась, потому что мне было о чем рассказать. Слушатели меня потом очень долго благодарили – беседы получились незабываемые. Еще я рисую. Более сорока моих картин живут своей жизнью в разных городах России и за рубежом.
– Что бы вы хотели пожелать университету в преддверии его 75-летия?
– Университет развивался у меня на глазах. На моей памяти он сменил четыре названия. Пришла я работать в Челябинский политехнический институт, и он был достаточно известен в стране: если где-нибудь на конференции скажешь, что ты из ЧПИ – на тебя все смотрели с уважением. Затем он стал Челябинским государственным техническим университетом, потом Южно-Уральским государственным университетом (ЮУрГУ), и наконец – НИУ ЮУрГУ, национальным исследовательским университетом.
ЧПИ, конечно, звучало гордо. Затем произошел развал страны, что отразилось и на системе образования. Но, к чести наших руководителей, университет вышел на передовые позиции, включен в Проект 5-100 и сегодня может считаться гордостью не только Челябинска, но и Российской Федерации. Желаю университету дальнейшего развития и процветания!