В Южно-Уральском государственном университете работы по сохранению культурного наследия особенно интенсивно велись с 1990-х. В 2004-м профессор архитектурно-строительного факультета (ныне Архитектурно-строительный институт), кандидат технических наук, архитектор-реставратор первой категории, государственный эксперт по проведению историко-культурной экспертизы Валентин Данилович Оленьков инициировал создание в вузе научно-исследовательского и проектного центра (НИиПЦ) «Наследие» и возглавил его.
– Область моих научных интересов связана в том числе с изучением и сохранением памятников культурного наследия нашего региона, – рассказывает учёный. – Наша работа имеет официальный статус. Южный Урал богат архитектурными памятниками, в том числе дореволюционного периода, хотя значительная их часть пострадала или полностью утрачена в советское время. Необходимым условием сохранения и эффективного использования культурного и природного наследия любого города является разработка его историко-культурного опорного плана и проекта охранных зон. Центром «Наследие» выполнена научно-проектная документация для реставрации более полусотни объектов культурного наследия федерального и регионального значения – я являюсь автором проектов и научным руководителем этих работ; а также историко-культурные опорные планы и проекты зон охраны исторических городов Южного Урала – Верхнеуральска, Кыштыма, Каслей, Златоуста, Миасса – и наукоградов: Озёрска и Снежинска. По этим материалам под моей редакцией опубликована монография «Православные храмы Челябинской области» – первое издание, где в систематизированном виде представлена большая часть православных храмов региона в их нынешнем состоянии. В 2012 году в соавторстве с А.В. Долговым и Н.Н. Митиной вышла в свет монография «Деревянное зодчество Урала. Свердловская и Челябинская область».
– Можете рассказать о работе, проведённой в одном из вышеназванных городов?
– Охотно. Возьмём Златоуст: в 2006–2007 годах сотрудники НИиПЦ «Наследие» ЮУрГУ по заданию Государственного научно-производственного центра по охране культурного наследия Челябинской области проводили научно-исследовательские и проектные работы по составлению историко-культурного опорного плана города. Осуществлены натурные обследования и экспертиза более 1300 объектов культурного и природного наследия; выполнена фотофиксация более 450 объектов; составлены списки объектов культурного наследия, включающие 61 памятник архитектуры, в том числе 32 рекомендуемых для постановки на государственную охрану, 39 объектов исторически ценной и 113 – рядовой историко-архитектурной среды, 29 памятников градостроительства, 15 – истории, 11 – монументального искусства, 46 памятников природы и эстетически ценных компонентов природного ландшафта; выполнены историко-архивные и библиографические исследования, составлена историческая справка о развитии города, разработаны его историко-культурный опорный план и проект комплексных охранных зон; составлены пояснительные записки к этим разделам работы и научно-технический отчёт.
– Вы упомянули о рядовой историко-архитектурной среде – чем она важна?
– Поясню: она играет заметную роль в сохранении контекста, своего рода атмосферы, в которой существуют особо значимые памятники культуры. Вот представьте: стоит очень красивый особняк конца XIX века. Вокруг него дома пусть и не столь выдающиеся с архитектурной точки зрения – но построенные в ту же эпоху. Снесите это «старьё», замените современными магазинами и кафе – и прекрасный особняк на их фоне будет смотреться совсем иначе, словно бы потеряется.
– Как строится ваша работа?
– Исследования ведутся в течение нескольких месяцев. Это колоссальный труд: сначала ищем сведения о городе, работаем в библиотеках, архивах, музеях – изучаем библиографические источники, включая справочники и словари. Собираем всю доступную информацию со времени основания города, прослеживаем все этапы его развития, сравниваем облик города в прошлом и сейчас, выясняем, что, когда и как менялось. По каждому обследуемому городу составляем списки памятников архитектуры, имеющих историческую ценность, в том числе утраченных.
К огромному сожалению, тот же Златоуст, и не он один, лишился значительного числа объектов культурного наследия. В частности, многие памятники культового зодчества полностью уничтожены, известны лишь по картинкам, фотоснимкам и описаниям. Главная утрата – величественный собор Святой Троицы, некогда один из самых крупных храмов Южного Урала – архитектурная доминанта исторического центра Златоуста. К несчастью, такая ситуация по всей стране. Если ехать, например, по Уралу, да и не только, почти в каждом селе и городе можно увидеть дореволюционные храмы, но нередко их состояние удручает: нет ни куполов, ни окон, ни дверей. Многие были снесены полностью в период борьбы с религией. Самый известный пример – печальная судьба храма Христа Спасителя в Москве: собор построен в память о победе над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года – и взорван в 1931-м.
К счастью, в последнее время ситуация понемногу улучшается. Государство, общественность и Русская православная церковь объединяют усилия, чтобы возродить памятники прошлого: храмы, монастыри, усадьбы, особняки. И специалисты Архитектурно-строительного института ЮУрГУ, в том числе возглавляемого мною Центра «Наследие», внесли свой вклад в эту работу.
К сожалению, многие памятники старины уже вряд ли будут восстановлены. В том же Златоусте утрачены и другие культурные ценности. Так, при советской власти уничтожен открытый в 1891 году памятник царю-освободителю Александру II, хотя этот монарх известен тем, что отменил крепостное право, в период его правления Россия помогла Болгарии сбросить турецкое иго.
Однако радует, что многие памятники зодчества сохраняются в хорошем состоянии, хотя и подверглись перестройке. Некоторые по сей день используются по первоначальному назначению: например, госпиталь в Златоусте – дореволюционной постройки. Немало в этом городе и объектов культурного наследия советского периода, имеющих большую художественную ценность. Среди них – монумент крупному организатору горнозаводской промышленности, исследователю природы Южного Урала, учёному-металлургу Павлу Петровичу Аносову.
Благодаря нашей работе выявлены и отреставрированы многие памятники архитектуры. Но печально то, что не всегда есть деньги на реставрацию – например, арсенала Златоустовской оружейной фабрики. А это плохо: время неумолимо, и пока ищутся средства, культурный объект может прийти в такое состояние, что восстановить его будет крайне трудно.
Современные градостроительные документы в основном учитывают уникальность культурного и природного наследия Златоуста. Однако угроза исчезновения исторической среды сохраняется до сих пор. Очень важно установить и соблюдать границы охранных зон памятников культурного наследия – не только федерального, но и местного значения. Тут всё строго регламентируется законами: на каком расстоянии от старинного дома можно строить, прокладывать коммуникации, ставить, например, фонарные столбы или рекламные щиты.
Ведя работы по составлению историко-культурного опорного плана какого-либо города, мы ищем его дореволюционные, довоенные схемы, планы, карты, где он отмечен. Тут бывают определённые трудности: на Урале множество городов, где расположены предприятия оборонного значения и поэтому не разрешается составлять планы местности, фотографировать. Тогда выручают доступные исторические изображения – как графические и живописные, так и фотографические. В этом плане нам крупно повезло: случай свёл с коллегой из США Уильямом Крафтом, который предоставил нам снимки, сделанные пионером цветной фотографии в России, талантливым химиком, учеником Дмитрия Ивановича Менделеева Сергеем Михайловичем Прокудиным-Горским. До революции он в результате своих многочисленных поездок по стране создал коллекцию цветных фотографий достопримечательностей Российской империи. Экспедиции 1909–1912 годов осуществлялись при поддержке императора Николая II. Благодаря стараниям знаменитого фотографа существуют цветные снимки – целые альбомы – разных регионов дореволюционной России, в том числе и Урала. К сожалению, в 1918-м Прокудин-Горский навсегда покинул страну. Уцелевшая часть коллекции фотографий была куплена у его наследников в 1948 году библиотекой Конгресса США и долгое время оставалась неизвестной широкой публике.
Уильям Крафт на деньги гранта библиотеки Конгресса США изучает зодчество старых городов Урала, уже издал несколько фотоальбомов – и делится с нами фотоснимками Прокудина-Горского, которые очень нужны для наших изысканий. Например, именно по дореволюционному цветному снимку этого знаменитого фотографа мы знаем, как выглядел упомянутый мной ранее собор Святой Троицы в Златоусте.
В городах мы проводим фотофиксацию памятников истории и культуры – это огромная работа: нужно обойти все улицы. Кроме того, с помощью лазерного сканера создаём компьютерные модели и чертежи зданий и сооружений, которые планируется отреставрировать. Наверное, самый яркий пример – храм Александра Невского на Алом Поле в Челябинске. По отсканированному изображению в виде облака точек создана точная геометрическая CAD-модель здания. На её основе сделаны чертежи, а также модели для статистических и аэродинамических расчётов, расчёты конечно-элементной модели и визуализация храма. Определены подробные данные, которые облегчат работу реставраторов. Компьютерным моделированием занимаются студенты нашей кафедры: ребята под моим руководством ежегодно выполняют дипломные проекты по реставрации памятников архитектуры. Раньше для построения таких компьютерных моделей требовались суперкомпьютерные мощности, однако последние версии программы усовершенствованы, так что сейчас хватает обычного компьютера.
– С кем ещё сотрудничали в период проведения работ в Златоусте?
– Всякий раз при выполнении таких работ взаимодействуем с работниками архивов, музеев, местными краеведами. Так, в Златоусте исследования выполнялись с участием и при активной помощи директора Златоустовского городского краеведческого музея Надежды Юрьевны Приходько, начальника Управления охраны культурного наследия Челябинской области Инны Анатольевны Кочкиной, директора Государственного научно-производственного центра по охране культурного наследия Челябинской области Натальи Анатольевны Левашовой, начальника Управления архитектуры и градостроительства Златоустовского городского округа Ольги Владимировны Поповой – должности называю на тот момент.
– Входите ли вы в какие-либо комитеты по охране культурного наследия?
– В течение нескольких лет являюсь членом научно-методического совета по культурному наследию при Государственном комитете охраны объектов культурного наследия Челябинской области, советником Российской академии архитектуры и строительных наук по отделению «Градостроительство», членом Союза реставраторов России и Международного совета по сохранению памятников и достопримечательных мест. Планирую продолжать работу в этой сфере – но ею область моих научных интересов не ограничивается.