Думаю многим знаком видеохостинг YouTube. Крупнейшая база видеороликов, где многие занимаются производством контента на профессиональной основе. На сайте можно найти практически все: любительские фильмы, видеоэссе, обзоры киноиндустрии, новости любой тематики – или, например, ролик, где в течение получаса режут кусок мыла. Странно? А как насчет часового видео, где девушка шепчет в камеру, стучит пальцами по деревянной поверхности и шуршит пакетом? При этом ролик набирает тысячи просмотров и положительных комментариев! Звучит безумно. Но не спешите судить, не разобравшись.
Этот видеожанр называется АСМР – автономная сенсорная меридиональная реакция: феномен восприятия, характеризующийся приятным ощущением покалывания в затылке, которое распространяется в виде мурашек по коже шеи и спины к конечностям. Вызываются АСМР-ощущения звуковыми, зрительными, тактильными или когнитивными стимулами. Цель всех странных манипуляций с предметами в роликах – вызвать у зрителя АСМР-чувства. Это можно сравнить с массажем мозга. Ролики подобного формата служат своего рода успокоительным и снотворным двадцать первого века.
Впервые об этом феномене заговорили в 2010 году. Сейчас в сети более пяти миллионов роликов АСМР-тематики, так что можно сказать, что контент нашел своего зрителя и для каждого найдется ролик по душе.
Значит ли это, что такие ролики нужно смотреть всем подряд? Конечно, нет. Феномен не изучен, никто не может сказать точно, почему это действует. Более того, исходя из личных наблюдений, могу сказать, что действует не на всех: например, люди, склонные к интроверсии, слабее реагируют на триггеры. Плюс большую роль играет отношение к жанру: согласитесь, что сложно получать удовольствие от того, что кажется глупостью.
Любой феномен в интернете находит своего зрителя. Даже что-то, на ваш взгляд, безумное может быть приятным времяпрепровождением для другого. Что касается АСМР, не стоит относиться к этому явлению предвзято. Попробуйте сами. Много времени это не займет, и есть шанс, что вы откроете для себя новый способ успокоиться.