Четверг, 21 Ноября 2024

Истоки культуры

Вторник, 23 мая 2017 00:00   Екатерина КУЗНЕЦОВА
Истоки культуры Фото Олега ИГОШИНА

Ежегодно 24 мая во всех славянских странах отмечают День славянской письменности и культуры и торжественно прославляют создателей славянской письменности – Кирилла и Мефодия. Этот день начали праздновать в Болгарии еще в XIX веке, а затем традицию переняли Россия, Украина, Белоруссия, Молдова. В настоящее время празднику посвящаются научные форумы, к нему приурочивают фестивали, выставки, книжные ярмарки, поэтические чтения, смотры художественной самодеятельности, концерты и другие культурные мероприятия. Об истории праздника и сохранении древних культурных традиций в современном мире рассказывает заведующий кафедрой теологии, культуры и искусства ИСГН, доктор исторических наук и доктор искусствоведения Николай Павлович Парфентьев.

– Николай Павлович, расскажите об области ваших научных интересов – как вы стали доктором искусствоведения?

– Я уже много лет занимаюсь изучением древнерусского искусства. Конкретно – древнерусского профессионально-музыкального искусства, создававшегося мастерами церковного пения. Еще будучи студентом УрГУ (ныне – УрФУ) я ездил в археографические экспедиции. Как известно, в советское время шла «борьба с церковью» и в семьях некоторых верующих дети отходили от религии. Это было заметно и в среде старообрядцев, где сохранялись древнерусские культурные традиции и многочисленные древние книги – к ним относились очень бережно, даже не прикасались немытыми руками. Но некоторые староверы перед смертью просто закапывали драгоценные тома, не имея духовных наследников, которым можно было бы их передать. Экспедиции и занимались тем, что фактически спасали эти книги. Предварительно мы проходили серьезную подготовку, к нам приезжали специалисты из столицы, мы углубленно изучали древнерусские памятники книжности. Наша экспедиция работала на территории от Кирова до Тюмени. Среди найденных книг было много печатных. Раньше считалось, что первопечатником был Иван Фёдоров, издавший в Москве в 1563 году «Апостол», но в результате работы экспедиций выявлено семь «дофёдоровских» изданий – однако имена печатников в них не указаны. Среди найденных книг почти каждая десятая содержала записи музыкальных произведений, сделанные древними крюковыми нотами. Я начал их изучать – и в итоге написал кандидатскую диссертацию по древнерусским традициям старообрядцев в области музыки.

– Как вы считаете, что более всего способствовало сохранению традиций древней славянской культуры?

– Думаю, что это были памятники книжности. В древности книги были связаны с церковью и создавались, прежде всего, для богослужения. Евангелие, «Апостол», Псалтырь, другие книги Библии – все они читались во время службы. Затем уже появились отдельные книги для чтения – «четьи». С принятием христианства и появлением церквей книжность пришла на Русь. Книги, главным образом на греческом и церковно-славянском языках, первоначально привозились из Византии и южнославянских стран. Наиболее ярким периодом в развитии славянской культуры и письменности стал XVI век. Именно тогда появляются грандиозные памятники рукописной книжности – Четьи-Минеи, Лицевой летописный свод и другие, первые собственные печатные книги. Тогда же впервые приходит осознание авторского творчества в искусстве.

– Расскажите, пожалуйста, об истории Дня славянской письменности и культуры.

– Праздник тесно связан с именами святых Кирилла и Мефодия, двух братьев-просветителей, которые принесли православие в славянское общество в IX веке. Они перевели с греческого многие богослужебные и библейские книги. Но самое главное их достижение – создание славянской азбуки, письменности. К нам азбука пришла в двух вариантах – глаголическом и кириллическом, однако первый был очень сложным в употреблении. Прижился второй – кириллица, которой мы и пользуемся до сих пор. Благодаря этому повысилась грамотность и духовная культура населения. Появление собственной азбуки и легло в основу славянского праздника.

– Когда традиция празднования этого дня появилась у нас?

– В 1980-е годы. Тогда происходило обращение к древним духовным ценностям, к религии, возвращались старые праздники. В условиях необычайного подъема общественного политического и культурного движения День славянской письменности и культуры отличался массовостью проведения, а в 1991 году был объявлен государственным праздником. Первые празднования проходили очень торжественно, разные города назначались центрами торжества. Возникали общества, которые стремились к изучению и возрождению традиций славянской культуры. У нас в Челябинске был организован областной Славянский культурный центр. В 1991 году меня пригласили стать его руководителем, что было неожиданно, но я согласился. Думал, что это будет кратковременно, но остался там на девять лет, до 1999 года. Центр занимался организацией праздника в областном масштабе, мы первыми стали отмечать его на Южном Урале. В дни праздника проводились фестивали, показы творчества мастеров народных промыслов, научные конференции. В парке имени А.С. Пушкина шли концерты, приезжали коллективы из разных городов.

Уже позже в ЮУрГУ мы с кафедрой искусствоведения и культурологии отмечали этот праздник проведением межвузовской научной конференции с опубликованием сборника её материалов, всего в 2004–2008 годах издано пять объемных выпусков.

– По вашему мнению, в современном мире сохраняются традиции славянской культуры?

– Может, не во всех слоях социума, но интерес к истокам нашей духовной культуры довольно большой. Мне кажется, что в целом общество стало более бережно относиться к истокам и традициям этой культуры и возрождает память о них.

Прочитано 2196 раз Рубрика: [ Культура ]

Оставить комментарий

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены

Ваше имя *
Эл. почта  *