О том, как изменится подход к изучению английского языка, рассказывает курс-лидер программы, заведующий кафедрой иностранных языков Ксения Волченкова.
– Является ли проект «Внедрение лучших практик языковой подготовки вузов Программы 5-100» радикально новым для университета? Если нет, то что послужило предпосылкой для создания проекта именно в таком формате?
– В основе программы лежит курс углубленной лингвистической подготовки научно-педагогических работников университета «Лингва-ПНР», стартовавший в 2006 году, снискавший популярность у перспективных аспирантов, докторантов, соискателей, преподавателей, ученых ЮУрГУ и зарекомендовавший себя как эффективный долгосрочный, уровневый, модульный курс повышения квалификации. За десять лет более трехсот участников программы успешно прошли обучение в рамках этого курса, что позволило повысить публикационную активность сотрудников вуза в научных изданиях международных баз данных Scopus и Web of Science, разработать программы лекций по профильным предметам на английском языке, увеличить число участников международных стажировок.
Но мир стремительно меняется. То, что было востребовано и перспективно вчера, сегодня утрачивает актуальность. Количественно и качественно увеличилась академическая и профессиональная мобильность, назрела необходимость создания англоязычной среды в университете и решения амбициозной задачи – выхода на глобальный уровень. Соответственно, нужны умения и компетенции для разработки качественно новых учебных программ и чтения курса лекций иностранным студентам по программам бакалавриата, магистратуры и аспирантуры, необходимо владение EMI (English as a Medium of Instruction) как инструментом преподавания различных дисциплин в университете на английском языке. Интенсифицировалось международное сотрудничество – следовательно, стали востребованы навыки проектного менеджмента для участия в совместных международных проектах и подготовки успешных заявок на иностранном языке на зарубежные научные, профессиональные и образовательные гранты. Появились возможности получить длительную стажировку в зарубежном вузе или устроиться на работу в международную компанию – а для этого нужно подтверждение владения иностранным языком на определённом уровне, то есть обязательна международная сертификация.
Поэтому для более эффективного обучения языку ППС и молодых ученых в вузе необходима большая ориентация на международный опыт в сфере языкового обучения на продвинутом этапе, интеграция прогрессивных образовательных методик, и, безусловно, назрела необходимость в общепризнанной международной языковой сертификации.
– Какие задачи ставит проект?
– «Внедрение лучших практик языковой подготовки вузов Программы 5-100» как раз и направлено на решение вышеупомянутых актуальных задач. Ключевая цель проекта – организовать многоуровневое повышение квалификации работников вуза в области английского языка для их последующей интеграции в международную образовательную и научную деятельность.
– Расскажите о структуре программы. Из каких этапов она состоит?
– Программа предполагает последовательное овладение английским языком на шести уровнях в формате интерактивного аудиторного обучения (уровни А2–С1 по общеевропейской шкале языковой компетенции). Кроме того, для слушателей, желающих освоить данный курс, но не обладающих знанием языка в достаточной степени, с 2017 года мы предложим курс «Английский язык для начинающих», разработанный в системе MOODLE (пороговый уровень А0–А1 по общеевропейской шкале языковой компетенции).
В рамках более продвинутых уровней, начиная с В1+, участники программы могут последовательно осваивать курсы: «Английский язык для деловых и научных презентаций», «Английский язык для выступления на международных конференциях», «Английский язык для профессионального общения в академической среде», «Английский язык для ведения переговоров», «Английский язык для чтения лекций».
Кроме того, в рамках программы предусмотрена уникальная возможность пройти онлайн-курс EMI совместно с Cambridge University Teacher для овладения английским языком как средством преподавания общеобразовательных и специальных дисциплин в вузе.
Также создатели программы учли необходимость международной сертификации и разработали специальные курсы для подготовки к сдаче международных экзаменов IELTS (International English Language Testing System) и TOEPAS (Test of Oral English Proficiency for Academic Staff). Слушателям, успешно окончившим курс подготовки к международному экзамену, предоставляется возможность сдать его в авторизованном центре, за счет университета.
Последний уровень обучения, С2, предполагает освоение программы дополнительного профессионального образования, с присвоением диплома об окончании курса профессиональной переподготовки «Английский язык для международной образовательной и научной деятельности».
– В чём конкурентные преимущества данного проекта?
– В чёткой продуманной структуре курса, релевантности образовательных задач профессиональным интересам слушателей, системности подачи информации, аутентичности языкового материала, коммуникативной направленности курса, однородности учебных групп по уровню владения языком, высоком профессионализме опытных сертифицированных преподавателей.
Проект нацелен даже не столько на улучшение профессиональных навыков, сколько на совершенствование универсальных компетенций, которые, по мнению участников Всемирного экономического форума, прошедшего в Давосе в январе 2016 года, востребованы сейчас и будут особенно актуальны через пять лет: комплексное решение проблем, критическое мышление, формирование собственного мнения и принятие решений, креативность, гибкость ума и так далее.
– Как стать участником программы?
– Для того, чтобы изучать английский язык в рамках проекта «Внедрение лучших практик языковой подготовки вузов Программы 5-100» потенциальному участнику необходимо быть сотрудником университета и владеть иностранным языком как минимум на уровне А2 по общеевропейской шкале языковой компетенции. Как я ранее упоминала, если слушатель не обладает достаточной языковой подготовкой, у него есть возможность пройти онлайн-курс «Английский язык для начинающих» или повысить уровень владения языком на курсах повышения квалификации при ИДО ЮУрГУ, а по завершении курса подтвердить полученные знания.
Для зачисления на программу обучения необходимо обратиться в аудиторию 913 главного корпуса и написать заявление на участие в программе на имя проректора по международной деятельности В.М. Каточкова; заполнить анкету участника конкурса (форма размещена по адресу https://goo.gl/forms/nUdnM6CW7HLcgwCc2) и написать эссе (2500–3000 печатных знаков) о своей мотивации изучать иностранный язык в рамках профессиональной деятельности; пройти тестирование с целью определения уровня языковой подготовки, а также устное собеседование с преподавателями программы.
Дополнительную информацию можно получить у администратора программы Татьяны Алексеевны Карелиной в аудитории 913 главного корпуса, по телефону 267-94-56, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..