Пятница, 22 Ноября 2024

Труба по-научному

Wednesday, 24 December 2014 23:00   Иван ЗАГРЕБИН
(слева направо): профессор Владимир Михайлович Асташкин, доцент Максим Владимирович Мишнёв, министр образования и науки РФ Дмитрий Викторович Ливанов (слева направо): профессор Владимир Михайлович Асташкин, доцент Максим Владимирович Мишнёв, министр образования и науки РФ Дмитрий Викторович Ливанов

Хорошо известно, что тема энерго- и ресурсосбережения – магистральная для Национального исследовательского университета ЮУрГУ. Ею занимаются учёные разных факультетов, кафедр и центров, многие из которых добились впечатляющих результатов.

11 декабря в Москве состоялось вручение дипломов лауреатам премии правительства РФ в области науки и техники. Награда ежегодно присуждается учёным и специалистам за достижения в области создания и широкого применения в производстве принципиально новых технологий и оборудования, а также практическую реализацию изобретений, открывающих новые направления в технике и технологиях. Лауреатами премии за 2013 год стали учёные кафедры «Строительные конструкции и инженерные сооружения» архитектурно-строительного факультета Южно-Уральского госуниверситета – профессор Владимир Асташкин и доцент Максим Мишнёв, с которым мы беседуем.

– Максим Владимирович, расскажите, как проходила церемония?

– Она состоялась в Доме правительства РФ. Дипломы и почётные знаки лауреатам (а их несколько сотен) в торжественной обстановке вручала лично заместитель министра образования и науки России Людмила Михайловна Огородова. С трибуны нас поздравил председатель правительства Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев.

За что конкретно вам присуждена премия?

– Официальная формулировка – «За разработку нового поколения конструкций дымовых труб и газоходов из стеклопластика, освоение производства и внедрение их в практику строительства и жилищно-коммунального хозяйства». Развивать данную тему в университете начал профессор Владимир Михайлович Асташкин, ещё в 1980-х. Я же занялся ею, будучи его студентом. Владимир Михайлович сумел заинтересовать меня темой применения стеклопластика и других композиционных материалов в строительном деле. Увлёкся: направление было новое, перспективное. Потом писал по нему у Владимира Михайловича кандидатскую диссертацию. Сейчас по этой теме работают наши магистранты.

В чём значимость этого направления?

– Оно имеет прямое отношение к энерго- и ресурсосбережению, а это главная тема деятельности ЮУрГУ как Национального исследовательского университета. Поясню. Стеклопластик – композиционный материал, отличающийся многими замечательными свойствами: прочностью, долговечностью, коррозионной стойкостью при малом весе. Он нашёл применение в аэрокосмической отрасли. Мы сотрудничаем с предприятием «Авангард» в Смоленске, которое как раз и занимается авиационной и ракетной тематикой и, в рамках развития технологий двойного назначения, выпускает стеклопластиковые трубы для нужд промышленности. Дымовые промышленные трубы и газоходы из традиционных материалов часто очень быстро разрушаются при выбросах низкотемпературных газов, так как образуется конденсат серной кислоты и другие агрессивные вещества. Чтобы этого не происходило, газы приходится специально подогревать. На это расходуется много энергии – по сути дела, отапливается окружающая среда, а это и дорого, и вредно для природы. Возьмём такой пример из жизни: предприятие (Дорогобужский котельный завод) освоило выпуск котлов с высоким КПД, низкими теплопотерями, эти котлы поставили в старые котельные со стальными дымовыми трубами, такие трубы интенсивно корродируют, продукты коррозии осыпаются изнутри, засоряют проход, что резко снижает эффективность работы всей системы. После замены стальных труб на стеклопластиковые система заработала на полную мощность, мы получили официальный отзыв об этом от директора завода. Поскольку стеклопластиковые трубы стойки к коррозии, они могут служить без ремонта очень долго, даже если температура выбрасываемых газов ниже точки росы.

А дорого ли обходятся такие трубы?

– Расчёты и практика показали, что дороже постоянно ремонтировать трубу и при этом дополнительно нести убытки от простоев. Конечно, есть металлические трубы с антикоррозионным покрытием. Но стеклопластиковые не дороже, чем сварные стальные, а монтировать их проще.

Сложно ли было бороться за премию?

– Непросто. Требовалось защитить тему перед экспертами. Специалисты из Всероссийского института авиационных материалов задавали много вопросов: их сфера деятельности отлична от строительства, и, соответственно, подходы и требования к материалу, работе, готовым изделиям у них несколько иные. Кроме того, нашу работу оценивали эксперты из строительного института ЦНИИ Промзданий. Тем и другим мы смогли доказать правильность наших идей – и получили положительные отзывы.

Поделитесь планами на будущее!

– Преподавать и работать по вышеописанной тематике. Тема эта широка и требует внимания. Так, необходимо разработать нормативную базу для применения стеклопластиковых труб в промышленном строительстве. Тогда можно будет заниматься проектированием сооружений с их использованием.

 Сейчас мы предлагаем восстанавливать старые дымовые трубы методом подращивания снизу вверх, при этом стеклопластик обволакивает их изнутри. Это обходится дешевле, чем возведение новых. Снаружи труба выглядит так же, как и прежде, но внутри приобретает необходимые качества, о которых я говорил выше, – в первую очередь стойкость к воздействию агрессивных химических веществ и долговечность. Сейчас по этой теме в научно-образовательном центре ЮУрГУ «Строительство», который я возглавляю, проводятся испытательные работы на лабораторной установке.

Read 6518 times Published in: [ Наука и инновации ]

Leave a comment

Make sure you enter the (*) required information where indicated. HTML code is not allowed.

Name *
Email  *