Цель форума – формирование единого социально-гуманитарного и цифрового пространства Евразии.
Организаторами выступили Российское профессорское собрание, Ассамблея народов Евразии, Совет ректоров вузов Челябинской области при поддержке губернатора, регионального правительства, областных министерств образования и науки; культуры; здравоохранения. Информационными партнерами выступили: «Российская газета», медиахолдинг «Гранада Пресс», телеканал ОТВ и ИА Ural Press.
Кроме пленарного заседания и сессий, где с докладами выступили специалисты в области истории, журналистики, экономики, филологии и юриспруденции, в рамках форума работали тематические площадки. Три из них – на базе ЮУрГУ. Также гостей принимали ЧелГУ, ЧГИК, ЮУрГИИ, ЮУрГГПУ, МГТУ имени Г.И.Носова, ЮУГМУ, ЮУрГАУ, ЮУ ФНЦ и Ассамблея народов Евразии. После обсуждения злободневных тем со специалистами в различных областях студенты и другие участники форума посетили мастер-классы, тренинги и воркшопы и выставки, делая небольшие перерывы на кофе-брейк.
Площадка крупного форума – Челябинск
Перед началом Международного научного культурно-образовательного форума «Евразия-2022: социально-гуманитарное пространство в эпоху глобализации и цифровизации» состоялась пресс-конференция, организованная медиа-холдингом «Гранада Пресс».
– На форум зарегистрировалось более 5600 участников, среди них представители 22 стран ближнего и дальнего зарубежья, при этом чуть меньше половины мы собираемся принять в очном формате, – рассказала директор Института медиа и социально-гуманитарных наук ЮУрГУ, профессор кафедры журналистики, рекламы и связей с общественностью, доктор филологических наук Лидия Лободенко.
Проработка идеи форума заняла почти два года. Самое главное – привлечены ведущие российские и зарубежные ученые.
– Пример того, что форум вызвал колоссальный интерес наших партнёров, друзей и соратников, – это участие Ассамблеи народов Евразии, – говорит заведующий кафедрой журналистики, рекламы и связей с общественностью, доктор филологических наук Людмила Шестеркина. – Помимо того, что они вошли в число организаторов, в Челябинске у них будет отдельная площадка, к которой подключатся 45 человек из разных стран.
– Своевременность проведения форума весьма серьёзный аспект. Подключение происходит не только в очном формате, но и дистанционно, что дает огромное расширение, – пояснила заведующий научно-исследовательским сектором Академии медиаиндустрии, доктор филологических наук Светлана Уразова. – То, что подключаются разные страны, говорит о потребности в изучении грядущих процессов. Интерес к форуму необычайный.
Знаковое событие
На церемонии открытия, проходившей в театре оперы и балета имени Глинки, собравшихся приветствовал губернатор Челябинской области Алексей Текслер. Он отметил, что, несмотря на непростое время, форум объединил единомышленников из многих городов России и других стран. Среди них – ученые, преподаватели, студенты, аспиранты российских и зарубежных вузов, а также представители медиасферы, различных профессиональных ассоциаций, общественных организаций, учреждений культуры, творческих союзов, национально-культурных центров.
– На Южном Урале идеи евразийства находят особый отклик и понимание: через наш регион столетия назад проходил Великий Шелковый путь. Впоследствии, на рубеже XIX–XX веков через Челябинск пролегла Транссибирская магистраль, которая связала европейскую и азиатскую части нашей страны, а в широком смысле – Европу и Азию, – сказал Алексей Леонидович. – На Урале всегда налаживали деловые связи, выстраивали коммуникацию и укрепляли взаимное доверие. Этот многовековой путь сотрудничества важен. В целом наш регион имеет внешние связи более чем со 120 странами мира. Очень важно продолжать активную работу в рамках Совета глав регионов стран – участниц ШОС. В свое время Челябинская область стала инициатором создания этой структуры. Сегодня мы с коллегами из других регионов наших стран формируем новые механизмы и инструменты для организации эффективного взаимодействия с регионами стран ШОС.
Проведение форума на Южном Урале – знаковое событие в жизни региона. Мероприятие такого уровня способствует развитию новых социально-экономических связей между странами и создает в регионе международную коммуникационную площадку для расширения многостороннего сотрудничества, обеспечивает широкое культурное взаимодействие и взаимообмен между народами Востока и Запада. В формате открытого диалога определяются и выстраиваются стратегические приоритеты развития системы образования.
Президент некоммерческой организации «Евразийская Академия Телевидения и Радио» Валерий Рузин от имени генерального секретаря Ассамблеи народов Евразии Андрея Бельянинова отметил, что проведение форума своевременно. На фоне мировых сдвигов и разрушений важно поднять вопросы созидательного характера: науки, культуры, молодежной политики.
– Рано или поздно конфликты закончатся. Важно, чтобы мы уже сегодня понимали, как строить новую жизнь. Используя язык общественной дипломатии, опираясь на ценности содружества народов, мы строим мосты взаимопонимания, духовного единства, взаимопомощи, согласия, – добавил Валерий Давыдович. – Главное богатство общества – мыслящий, трудолюбивый, энергичный и нравственно ответственный гражданин, умело применяющий достижения науки и технологий для улучшения жизни своего народа и общества в целом. Воспитание такого человека – наша общая задача.
Председатель Совета ректоров вузов УРФО, ректор ЮУрГУ Александр Шестаков указал на уникальность мероприятия. У научного форума на евразийском континенте мощная образовательная и культурно-просветительская миссия.
– На логотипе ЮУрГУ изображены лев и грифон – символы Европы и Азии. С одной стороны, это наше позиционирование на карте мира, а с другой – проявление уважения к традициям. В рамках форума ведущие вузы региона объединились, чтобы в самом сердце Южного Урала сообща обсудить и осмыслить состояние мультикультурной и мультинациональной среды. Дать толчок новым гуманистическим идеям сотрудничества, – пояснил Александр Леонидович. – Еще недавно университеты успешно выполняли задачу широкого культурного взаимообмена и взаимодействия между народами Востока и Запада. Мы вошли в мировое научное и образовательное пространство и рассчитываем продолжить сотрудничество с теми, кто уважительно относится к нашей стране. Совместная работа на форуме будет способствовать укреплению научно-исследовательских, образовательных и информационных позиций нашего университета. Мы стремимся к созданию общего будущего, которое основано на приоритете научного знания, уважении к личности и вере в творческие силы. Краеугольные камни такого будущего мы закладываем сегодня, в настоящем.
Исторические предпосылки единства
Пленарное заседание «Социально-гуманитарное пространство Евразии в контексте глобализации: историческая ретроспектива и новые горизонты», где модератором выступила заведующий кафедрой журналистики, рекламы и связей с общественностью ЮУрГУ, доктор филологических наук Людмила Шестеркина, началось с доклада председателя правления Российского исторического общества, исполнительного директора фонда «История Отечества», кандидата исторических наук Константина Могилевского «Исторические предпосылки единства народов евразийского пространства». Константин Ильич рассказал, как Россия взаимодействовала с другими странами в разные периоды, исторически осознавая свою ответственность за сохранение гуманистических традиций, при этом будучи достаточно могучей, чтобы ее не могли заставить отказаться от них силой, и как она в наши дни стояла на защите общечеловеческих ценностей.
– Из европейской части страны наши предки поколение за поколением продвигались на восток, заселяли огромные просторы Сибири, увлекая за собой сотни других народов. С конца XVI по конец XVII века это привело к полному заселению пространства от Урала до Тихого океана. Московское государство не завоевывало, а постепенно осваивало, вбирало новые территории, привнося туда культуру земледелия, формируя представление о государственности, – отметил историк.
Тему «Историческая память как основа единства и культурного взаимодействия народов Евразии» избрала для рассмотрения доктор исторических наук, профессор КазНУ имени Аль-Фараби, академик Российской академии естествознания и Евразийской академии телевидения и радио, член Союза журналистов Республики Казахстан Лайла Ахметова.
– С профессором Григорьевым за последние 15 лет мы издали очень много книг. Моя специализация – история Казахстана XX века и Великая Отечественная война. В 2017 году был полностью открыт архив 316-й Панфиловской девизии. Ранее в работе над книгами мы использовали воспоминания свидетелей тех лет. В 2021 году при поддержке Ассамблеи народов Евразии мы запустили проект «Вспомнить всех поименно», – рассказала Лайла Сейсембековна. – На основе данных Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации, Центрального государственного архива Республики Казахстан и Центрального государственного архива Кыргызской Республики мы создали книгу. Сначала было проблематично даже напечатать такое количество документов. На мой призыв в социальных сетях откликнулись более ста человек. Была проделана огромная работа. Сейчас нас трое, и нам осталось свести базу данных. Я передала в дар принимающей стороне список уроженцев Челябинской области, служивших в дивизии.
С проблемами оцифровки документов столкнулся и доктор исторических наук, профессор, заместитель генерального директора Государственного музея Востока Илья Зайцев, изучая исламские рукописи, которых до наших дней дошло несколько миллионов. Перевод этого богатейшего наследия в цифровую форму – огромный труд.
Современное состояние рукописных исследований характеризуется, с одной стороны, введением в оборот всё большего количества ранее неучтенных списков известных и неизвестных сочинений, новых произведений, а с другой – существованием сводных масштабных баз данных, которые объединяют материалы различных мировых собраний. Музейные, архивные и библиотечные собрания – это информационный ресурс, которому необходима систематизация и перевод в цифровой формат. В этом исследователи видят возможность сохранения изданий при частом и обширном использовании.
– Проблема в том, что далеко не все собрания доступны онлайн. У ряда крупных коллекций отсутствуют не только цифровые копии, но и описание. Сталкиваемся также с выборочной, случайной тематической оцифровкой и представлением ее результатов, – добавил Илья Владимирович. – Например, в Научной библиотеке Московского государственного института международных отношений имени И.Г. Тюлина, в том числе нашими трудами. С привлечением грантов мы смогли оцифровать довольно большое количество ценнейших рукописей – как арабских, так и персидских, и тюркских, которые являются богатейшим наследием всей евразийской цивилизации. Также мне приятно, что при поддержке Российского исторического общества уже не первый год существует ресурс Manuscripta Islamica Rossica. Это, на мой взгляд, наиболее оптимальная форма работы. С помощью этого специально созданного нами агрегатора представлено более сотни рукописей из различных регионов, в том числе из частных коллекций. Там можно просмотреть сами коллекции, выборку по персидским или тюркским рукописям, воспользоваться поиском на русском и арабском языках. Интерфейс на русском, английском и фарси, арабская версия в разработке. Каждая рукопись не просто оцифрована, но имеет научное описание со всеми фискальными данными. За такими проектами будущее.
О возможностях и вызовах цифрового медиапространства рассказала доктор филологических наук, профессор, академик РАО, президент Национальной Ассоциации исследователей массмедиа (НАММИ), декан факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова Елена Вартанова.
Речь шла о том, какое значение в современной коммуникации имеет цифровизация. Сегодня информация – ключевой ресурс. Структура общества и производства меняется, вокруг человека формируется цифровая среда: искусственный интеллект, виртуальная и добавленная реальность. Люди практически всё свободное время проводят в интернете.
– Медиапространство разделилось: институциализированные медиа всё еще важны, но блогеры и инфлюенсеры перехватывают рекламные и экономические потоки, создают огромные аудитории. Образуется новая среда социальных медиа, объединяющих профессионалов и любителей, новости и развлекательный контент, – отметила Елена Леонидовна. – В интернете есть традиционные журналисты и новые профессионалы. Журналистом может стать и сама аудитория. При этом существует цифровое неравенство, когда более молодое поколение погружено в цифровую среду, а старшее получает информацию традиционными способами.
Всё острее встает вопрос информационной безопасности в условиях неравно развитого в этом направлении мира.
– Несколько лет мы говорим о важности медиаграмотности. Журналист по-прежнему остается главным специалистом в цифровом медиапространстве. Ему можно верить. Ведь даже когда он ошибается, то несет не только этическую, но и юридическую ответственность за публикуемую информацию. При этом сегодня появляются люди без четких стандартов работы с информацией – и аудитории необходимо разбираться, чему доверять, а что проверять. Сегодня очевидно, что борьба с фейками должна носить систематический характер, – добавила Елена Вартанова.
Интересный вопрос осветил доктор политических наук, профессор кафедры теории и истории международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета Александр Сергунин. Тема его работы: развитие Арктики. Экономическая и геостратегическая значимость этого региона продолжает увеличиваться, поэтому в 2020 году были приняты стратегические документы, главный из которых – стратегия развития этой территории.
– Он касается социальных условий для людей, трудящихся здесь. Необходимо устранить недостатки доступа к образованию и здравоохранению, подготовить рабочие кадры и бороться с так называемой психологией временщика, утилитарным отношением к месту, где не собираются жить постоянно, – подчеркнул Александр Анатольевич. – Из этого следует, что необходимо существенное увеличение социальных программ, внедрение новых социальных технологий, чтобы Арктика превратилась в место комфортного пребывания. Если раньше речь шла о рациональном использовании ресурсов, то теперь на первый план, наряду с экономическим и экологическим компонентами, вышел социогуманитарный.
«Перспективы развития в Евразийском пространстве российских научных журналов» – тема сообщения директора Российского научно-исследовательского института экономики, политики и права в научно-технической сфере Ирины Ильиной.
– В научных журналах проходят апробацию результаты нашей работы. Мы проанализировали все российские журналы. В ВАК входят 2700, RSCI – около 900, базу данных Web of Science, – около 400, Scopus – более 600. Это свыше 3000 изданий, прошедших экспертизу на различных уровнях. Из них мы можем формировать национальный белый список журналов, с которыми можно работать в настоящее время. Мы внесли некоторые предложения по развитию изданий. Нужно формировать национальную систему или базу данных, которая будет анализировать эти журналы, проводить мониторинг и анализ научно технических результатов, – пояснила Ирина Евгеньевна.
После пленарного заседания спикеры поделились впечатлениями. Константин Могилевский отметил, что в Челябинске много хороших профессиональных историков – очень уважаемое, авторитетное отделение Российского исторического общества.
– Я рад быть участником этого представительного форума. В наше время важно встречаться и говорить о России, ее евразийской природе, тысячелетней истории, огромных пространствах, обсуждать научные, политологические, культурные, исторические вопросы, – сказал ученый.
Илья Зайцев добавил, что когда мир находится на переломе политическом и культурном, важно проследить, как меняются тенденции. Это новые источники, новые вызовы и возможности для работы. В результате могут быть выработаны рекомендации для высших учебных заведений.
Новые возможности
Первая панельная сессия, «Цифровые технологии – новые возможности интеграции социально-гуманитарного пространства Евразии», включала шесть докладов. В основном они были посвящены развитию искусственного интеллекта, цифровой экономики, популяризации виртуальной реальности.
– Основное содержание, которое мы вкладываем в идею цифрового университета, – это объединение российского преподавателя с российским студентом, создание среды для коммуникации. К работе над контентом планируем привлечь вузы как экспертные площадки и профильные структуры, поэтому материал будет качественным, – подчеркнул в своем докладе профессор РАО, руководитель аппарата Российского профессорского собрания Андрей Панарин.
Говоря о новой номенклатуре научных специальностей для Евразийского экономического союза, главный учёный секретарь Высшей аттестационной комиссии при Министерстве науки и высшего образования РФ Игорь Мацкевич отметил, что был проведен глубокий анализ того, что существует в этой области.
– В предыдущей номенклатуре было свыше 450 специальностей. По некоторым из них не было ни одной защиты более 10 лет. Мы провели сокращение – и теперь их чуть более 350. Пересмотрено направление многих из них, они стали междисциплинарными, – сказал Игорь Михайлович.
Также речь шла о том, что в результате работы паспорта научных специальностей теперь принимаются не приказом Минобрнауки, а рекомендацией ВАК, что даст возможность достаточно быстро вносить изменения.
О фейке как содержащем недостоверную информацию журналистском сообщении рассказал профессор института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Санкт-Петербургского государственного университета, главный редактор газеты «Культурный Петербург», автор и ведущий программ радио «Петербург» Сергей Ильченко. Приводя примеры из реальной жизни и кинематографа, он показывал зрителям, как можно, используя правильный ракурс и цифровые технологии, создать правдоподобный фейковый сюжет.
– Если что-то распространить в медиапространстве, то может образоваться некий эмоциональный фундамент, на основе которого будут приняты те или иные политические решения, – пояснил Сергей Николаевич.
Тему поддержали член-корреспондент РАО, Заслуженный деятель высшего образования и Заслуженный деятель науки РФ Татьяна Черниговская, заговорив об искусственном интеллекте, и директор Медиацентра УлГУ Олег Самарцев с темой VR.
– Виртуальная реальность уже пришла в наш дом. Каждый способ подачи информации – печать, кинематограф, телевидение, интернет – изменял человечество. Но если все это отражает действительность, иногда манипулируя ею или приукрашивая ее, то виртуальная реальность лишь симулирует действительность. В шлеме виртуальной реальности можно и газету почитать, и телевизор посмотреть. Это не просто способ получения информации, а целый мир, – добавил Олег Робертович.
Директор автономной некоммерческой организации «Национальный суперкомпьютерный форум» научный сотрудник ИПС имени А.К. Айламазяна РАН, Евгений Лилитко рассказал о проекте, который осуществляется при участии евразийской экономической комиссии по созданию вычислительной инфраструктуры Евразийского союза.
– Ранее мы проводили мониторинг и выяснили, почему разные предприятия не пользуются вычислительной техникой. Некоторым это объективно не нужно, например, если они монополисты. Кто-то не понимает, какую выгоду может получить, или останавливает высокий порог вхождения, юридические тонкости, – отметил Евгений Петрович. – Мы предлагаем иерархическую трехуровневую систему вычислительных установок. На верхнем уровне несколько крупнейших межнациональных центров. Это очень мощные компьютеры. Далее национальные центры с компьютерами не первой десятки, а, например, сотни. На сегодняшний день эта инициатива одобрена Еврокомиссией, к ней присоединились и страны, и, конечно, региональные и университетские центры. Пользователь, подключенный к любому уровню, может иметь доступ ко всей системе. Но предприятия должны обращаться со своей проблемой к ученым, должны быть научные и промышленные сообщества.
Культура – связующее звено
О культурном взаимодействии и коммуникации в социально-гуманитарном пространстве Евразии говорили специалисты в области кино и театра. Открыла эту сессию общественный деятель Ирина Текслер.
– Тема интересная. Вопрос культурного взаимодействия как никогда актуален. Так сложилось, что благодаря географическому положению Челябинская область стала одним из центров развития и продвижения культурных и социально-экономических процессов в евразийском пространстве. Находки археологов это подтвердили: еще в прошлом веке на берегу реки Синташты найдены самые древние в мире колесницы. А, например, Аркаим мне, как человеку неравнодушному к истории, видится цивилизационным феноменом, который может стать предметом коммуникации между разными группами людей: он интересен и ученым, и просто жителям Урала. Поэтому мне пришла идея снять научно-популярный фильм «Аркаим. Колесница времени», – рассказала Ирина Николаевна.
В начале года фильм был показан в челябинских кинотеатрах, и есть договоренность с Фондом кино РФ о его прокате в муниципальных кинотеатрах страны. Идут переговоры о коммерческом прокате.
Участников форума заинтересовала презентация заведующего лабораторией экспериментальной археологии Южно-Уральского государственного университета Ивана Семьяна «Аркаим. Колесница времени», рассказывающая об исследованиях в области развития колесниц и практических опытах по управлению воссозданной колесницей бронзового века. Ученый объяснил, чем отличались способы управления повозками, с какой скоростью они ехали, как управлялись маневренные облегченные колесницы, применялись ли для ритуалов и обрядов или же были пригодны для настоящей езды и боя. Южный Урал еще в эпоху бронзы был центром военно-технических инноваций. Именно в Челябинской области были созданы первые колесницы – здесь их нашли 30 штук. По результатам радиоуглеродного анализа можно предположить, что это древнейшие колесницы на планете.
Отметила Ирина Текслер и важную роль театра и музыки в деле создания прочных связей между народами, выстраивания культурного пространства.
Говоря о настоящем и будущем театра, президент Фонда социальных инициатив «Мир и гармония», генеральный продюсер проекта «Театральная Россия» Эльмира Щербакова рассказала об особенностях театров в разных странах, и отметила, что Челябинской области есть чем гордиться. В частности, в регионе семнадцать театров, среди них два оперных – в Челябинске и Магнитогорске – и три кукольных.
– В Челябинской области представлены театры как государственные, так и муниципальные, и частные, – добавила Эльмира Муратбековна.
О пересечении художественной культуры и новейших технологий говорил заведующий кафедрой истории искусства и гуманитарных наук Московской государственной художественно-промышленной академии имени С.Г. Строганова Кирилл Гаврилин, а о связующей функции киноискусства – Народный артист Российской Федерации, кинорежиссер Вадим Абдрашитов.
В силу определенных социальных процессов мы все так или иначе вовлечены в межкультурные коммуникации. Особенно учитывая развитие современных технологий, которые стирают границы общения. Поэтому изучение культурных феноменов коммуникаций необходимо, считает профессор кафедры иностранных языков Российского университета дружбы народов, профессор кафедры методики преподавания перевода и иностранных языков МИПК МГЛУ Татьяна Ларина.
Директор центра «Гражданское общество и социальные коммуникации» Ольга Астафьева отметила, что культурная политика концептуально складывается из наших конкретных идей, мыслей, смыслов, выстраивается в стратегию – и мы ощущаем единое культурное пространство Евразии, что доказывают примеры из обсуждавшихся докладов.
Цифровое образование. Цифровое общество
Тематические площадки Международного научного культурно-образовательного форума «Евразия-2022: социально-гуманитарное пространство в эпоху глобализации и цифровизации» работали на базе ряда вузов Челябинской области, в том числе «Цифровое общество. Гуманизация. Глобализация: регион в фокусе перемен», «Коммуникативные пространства Евразии в исторической ретроспективе», «Образование и психологическое развитие человека в эпоху глобализации и цифровизации» и «Роль международных общественных организаций в формировании новых моделей евразийского социально-гуманитарного партнерства» Ассамблеи народов Евразии – в Южно-Уральском госуниверситете.
Площадка «Культура и искусство в современном мире» действовала в Челябинском государственном институте культуры и Южно-Уральском государственном институте искусств имени П.И. Чайковского. Современную парадигму лингвистического и филологического пространства, а также управление и бизнес в условиях цифровизации социально-экономических процессов обсуждали на площадках в Челябинском государственном университете.
Тема площадки в Южно-Уральском государственном аграрном университете – «Продовольственная безопасность: стратегии мира, страны и региона». Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет стал местом проведения ещё двух площадок: «Современный учитель: проблемы и перспективы в эпоху глобализации и цифровизации» и «Молодёжная политика и социальная миссия образования в эпоху глобализации и цифровизации». Тему «Общество и пандемия: опыт и уроки региона» рассмотрели на площадке Южно-Уральского государственного медицинского университета. В Магнитогорском государственном техническом университете имени Г.И. Носова работала площадка «Актуальные проблемы современной гуманитарной науки: отечественные традиции и международная практика».
На первой площадке в ЮУрГУ речь шла о роли цифровых технологий в решении экологических проблем, гендерных вопросах, правовом регулировании процессов цифровизации. Студенты прошли тренинги «Мигранты в зеркале современности». На второй площадке обсуждались темы, связанные с историей Евразии и современными миграционными процессами, на третьей говорили о развитии общества и личности, непрерывном обучении. Также в рамках мероприятия состоялся Международный научно-образовательный форум «Коммуникационный лидер XXI века», где были подведены итоги журналистского конкурса студентов и школьников «Планета Медиа». В номинации «Печатные СМИ» рассмотрено около двухсот работ.
Современный человек учится всю жизнь
Пленарное заседание площадки «Образование и психологическое развитие человека в эпоху глобализации и цифровизации» открыла заместитель проректора по учебной работе ЮУрГУ Марина Потапова. Она отметила важность обсуждаемой темы и пожелала участникам плодотворной работы, а затем выступила с докладом «Цифровая грамотность при переходе к индустрии 4.0». Современный человек учится всю жизнь, и нужно дать ему возможность выбрать необходимую образовательную траекторию. Люди хотят учиться создавать новое и работать с новым. Но для этого нужны соответствующие компетенции. При этом возрастает роль проектного обучения. В идеале система образования, образовательные программы должны учитывать интересы государства, потенциального работодателя (который может выступать заказчиком образовательных услуг) и обучаемого. В этом плане ЮУрГУ служит примером – он предоставляет широкий спектр образовательных программ. Сейчас особенно важно овладеть современными средствами обучения. Переход на дистанционное образование в условиях пандемии лишний раз это подтвердил. В условиях глобализации и цифровизации работать, в том числе в сфере образования, только традиционными методами невозможно. Но в сфере образования цифровизация – не самоцель: цифровые ресурсы и электронные средства обучения должны помогать одним учить, а другим – учиться.
Доклад директора Федерального центра тестирования Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Юлии Егоровой был посвящён цифровым технологиям в оценке качества образования. Помимо прочего, Юлия Станиславовна отметила, что, к сожалению, анализ текущей ситуации показывает: многие выпускники школ не собираются получать высшее образование, не сдают ЕГЭ по физике, считая её и математику предметами для избранных. Это плохо: без знания физики и математики нельзя стать инженером. А без инженеров невозможно существование и развитие строительной и энергетической отрасли, машиностроения и металлургии… Нужно мотивировать учителей и учеников: уроки должны быть интересны для школьников, а педагоги должны быть заинтересованы в том, чтобы хорошо учить.
С Юлией Егоровой солидарен и доцент Московского государственного областного университета Роман Опарин, посвятивший доклад современным трендам цифровизации образования и новым компетенциям современного педагога. Роман Владимирович также отметил, что в современном стремительно меняющемся мире без грамотных инженерных кадров невозможно развитие науки и техники. Напомнил, какие технические революции произошли, как они повлияли на жизнь человечества в целом. Так, заметно изменилась жизнь общества с развитием электротехники, авиации, вычислительных машин, средств связи. Цифровая революция ворвалась во все сферы бытия, в том числе образование, науку и производство, даже в искусство, выставочную деятельность и музейное дело. Например, всё шире используется так называемая технология дополненной реальности – в программных продуктах для мобильных устройств, компьютерных играх, образовании, музейно-выставочной сфере. Современные электронные средства обучения помогают сделать уроки более интересными, увлекательными, незабываемыми. Они широко используются в школе, вузах, системе повышения квалификации.
Руководитель федеральных проектов Рособрнадзора, директор по развитию ГК «Просвещение» Наталья Алтынникова выступила с докладом «ИКТ-компетентность современного педагога: компоненты, оценка, развитие». Как считает Наталья Васильевна, без ИКТ (информационных и коммуникационных технологий) невозможно представить себе нашу жизнь. «Цифра» есть везде: в технике связи, навигации, на телевидении, в робототехнике – и в образовании. Но именно преподаватель должен обеспечить усвоение необходимых знаний, умений, навыков. В этой работе ему помогут современные средства обучения.
Директор Института открытого и дистанционного образования ЮУрГУ Александр Демин осветил тему «Автоматизированная система повышения уровня цифровой грамотности педагогов».
Затем работа площадки продолжилась по шести секциям: «Вызовы и тренды современного российского непрерывного профессионального образования в условиях цифровизации и трансформации профессий», «Современные образовательные технологии: гибридные и дистанционные модели обучения», «Опыт и перспективы развития цифровой лингводидактики», «Роль цифровых технологий в построении индивидуальных образовательных траекторий обучающихся», «Современные цифровые модели дополнительного профессионального образования», «Личность в пространстве глобальных трендов». Кроме того, состоялись круглый стол «Угрозы и возможности цифровизации образования», мастер-классы, обучающие мероприятия, а также тематические экскурсии «Тысячелетняя история зеркала», «Освоение Урала русскими», «Кочевники евразийских степей».
По словам участников, форум полезен тем, что позволил собраться и обсудить актуальные проблемы современности в сфере образования. Так, заведующий кафедрой естественно-математических дисциплин Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования Дарья Гордеева отмечает, что цифровизация должна улучшить образовательный процесс, сделать его интересным. Поэтому преподавателям необходимо повышать квалификацию в этой сфере.
В то же время нужно помнить, что в Интернете есть не только полезные ресурсы. Родители и педагоги должны это понимать и объяснять детям и подросткам. Необходимо уберечь подрастающее поколение от нежелательных и откровенно вредных ресурсов. А для этого нужно учить молодежь своего рода цифровой гигиене. В частности, об этом говорила доктор биологических наук, экс-профессор кафедры естественно-научных дисциплин Уральского государственного университета физической культуры Ольга Гилева.
Слово историкам
В рамках масштабного международного форума «Евразия-2022» в Южно-Уральском государственном университете состоялся молодёжный дискуссионный подиум «Там, где Европа встречается с Азией: размышляя о фильме “Тобол”». В нём приняли активное участие студенты-историки ЮУрГУ. Молодые исследователи выступили с рядом докладов, посвящённых историческому роману «Тобол» российского писателя Алексея Иванова и снятой по его мотивам киноленте. Действие книги и фильма происходит в Сибири в Петровскую эпоху. Докладчики говорили об отличиях кинодрамы от прозаического произведения, о реалиях начала XVIII века. Затронули и вопрос исторических нестыковок. Например, все персонажи в фильме, независимо от национальности, хорошо владеют русским языком, что тогда было вряд ли возможно. Присутствовавший учёный, видный краевед, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник НОЦ евразийских исследований ЮУрГУ Гаяз Самигулов пояснил, что подобное следует понимать как условность, допущенную специально – если бы, например, джунгары и русские в киноленте постоянно общались друг с другом через толмачей, это сильно растянуло бы экранное время. Вообще исторический роман, безусловно, нельзя воспринимать как абсолютно достоверный источник исторического знания. Конечно, перед тем, как взяться за художественное произведение, хороший автор изучает эпоху, которую хочет описать. Но на это могут уйти годы. Поэтому в исторических романах, а тем более в экранизациях, встречаются нестыковки: есть заметные различия между рассказом автора и тем, как всё происходило в реальности.
Доклады студентов были посвящены и истории Тобольска, его расцвету и упадку в царское время. Город был центром освоения Сибири, а с 1708 года – столицей Сибирской губернии, простиравшейся от Урала до Тихого океана. В XIX веке торговые пути переместились, затем железная дорога прошла в стороне от города – и экономическое значение Тобольска упало. Но сейчас это крупный промышленный узел в сфере газохимии и важнейший сибирский центр познавательного туризма.
Особо говорилось об освоении русскими Сибири, о взаимодействии русских с местными жителями, о том, как образ Сибири в различные эпохи по-разному воспринимался общественным сознанием, о торговых путях, проходивших через этот суровый край, о взаимодействии России и Китая в различные исторические периоды, в том числе в торговле.
После подиума состоялась XVII Международная научно-практическая конференция «Язык. Культура. Коммуникации», приуроченная к форуму «Евразия-2022». Она проводится не первый год и традиционно является своего рода стартовой площадкой для студентов ЮУрГУ, предпринимающих первые исследования в области истории. Участие в ней даёт возможность ученикам и наставникам продемонстрировать результаты изысканий, а студентам – наработать опыт публичных выступлений. Лучшие работы будут опубликованы в электронном научном журнале «Язык. Культура. Коммуникации». На это раз доклады делали студенты первого и второго курса, а в роли членов жюри выступили старшекурсники. Оценивались наличие и качество презентации, источниковедческого и историографического обзора, качество устного доклада и ответов на вопросы, умение общаться с аудиторией, соответствие содержания доклада теме, самостоятельность, оригинальность, новизна исследования.
С приветственным словом к собравшимся обратилась профессор, доктор исторических наук Ольга Никонова, возглавляющая кафедру отечественной и зарубежной истории ЮУрГУ. Она поблагодарила студентов-волонтёров за помощь в организации и проведении форума, а участникам пожелала успехов, отметив важность конференции для тех студентов, кто делает первые шаги в науке.
Затем работа форума продолжалась по двум секциям. Тематика сообщений касалась социальных и политических вопросов мировой и отечественной истории с древнейших времён до наших дней. Например, один из докладов был посвящён «Илиаде» и «Одиссее». Среди исследователей творчества Гомера нет единого мнения, в частности, о том, когда жил великий грек, был ли он незрячим, как об этом говорят предания. Да и точно ли бессмертные поэмы созданы одним автором?
Докладчики освещали также особенности политической истории Древнего Рима. Героями нескольких выступлений стали выдающиеся личности, в разное время возглавлявшие Россию – от царя Ивана Грозного до советского лидера Никиты Хрущёва.
Живой отклик у слушателей вызвал доклад об отношении донского казачества к Польше в период польского восстания 1830–1831 годов, подготовленный Анной Васильевой под руководством кандидата исторических наук, доцента Александра Анатольевича Тимофеева. Бунтовщики проявляли порой крайнюю жестокость к русским военным. Несмотря на это, казаки относились к ним, скорее как к провинившимся неразумным детям, а не как к закоренелым злодеям. В целом взаимоотношения наших народов в разные эпохи назвать простыми нельзя: докладчица говорила в том числе и о польской интервенции в Смутное время, и о том, что Польша поддержала Наполеона во время его нашествия на Россию.
Темы многих докладов касались различных моментов политической и социальной истории Урала и Челябинска в частности. Это и визиты на Урал выдающихся политических деятелей царского периода – Сергея Витте и Петра Столыпина, и политические репрессии 1930-х, и выпуск танков в Танкограде в период Великой Отечественной войны, и вынужденная миграция на Урал из Средней Азии в период 1991–2002 годов.
Не обошли вниманием молодые исследователи и археологические находки, сделанные на Урале, и облик Челябинска конца XIX века, и развитие челябинского трамвая в начале 1930-х, и социально-трудовые отношения на предприятиях Челябинска в советское время, и историю женского волейбола в нашем регионе…
Отдельно следует упомянуть сообщение Михаила Волкова «Компьютеризация в СССР: историография проблемы» (научный руководитель – кандидат исторических наук, доцент Юрий Будников) и доклад Егора Хлопина об освещении в российских СМИ антитеррористической операции в Сирии (научный руководитель – кандидат исторических наук, доцент Нелли Журавлёва).
Безусловно, это ещё только первые шаги ребят на научном поприще. Но очень хочется верить, что самые достойные из них в дальнейшем посвятят себя истории и прославят альма-матер.
Шаг вперед по пути к единству
Официальная церемония закрытия Международного научного культурно-образовательного форума «Евразия-2022: социально-гуманитарное пространство в эпоху глобализации и цифровизации» проходила в актовом зале Южно-Уральского государственного университета.
Сначала перед зрителями выступили творческие коллективы региона, в том числе ансамбль танца «Урал», а также талантливые артисты Центра творчества ЮУрГУ.
– Это была трудоемкая продолжительная междисциплинарная многоаспектная работа, для нее потребовались усилия людей, которые понимают, что такое Евразия, как важно объединиться, обсудить жизненно важные вопросы, – сказала заведующий кафедрой журналистики, рекламы и связей с общественностью, доктор филологических наук Людмила Шестеркина. – Мне кажется, мы поставили именно те вопросы в области гуманитарного и социального развития, человеческого общения и технологий, которые волнуют всех без исключения. Надеюсь, наш форум сумел сделать шаг вперед по пути объединения людей, и вместе мы создадим пространство, в котором будет комфортно находиться каждому человеку, в какой бы стране Евразии он ни жил.
В рамках церемонии состоялось торжественное подписание декларации форума. Со стороны правительства Челябинской области документ подписал министр образования и науки Александр Кузнецов, от лица Ассамблеи народов Евразии – заместитель Генерального секретаря Совета Ассамблеи народов Евразии Валерий Рузин и от регионального Совета ректоров вузов – ректор ЮУрГУ Александр Шестаков.
– За эти дни у нас с участниками сложилось впечатление, что нужно чаще встречаться. Итоги форума вызывают позитивный настрой по поводу дальнейших взаимоотношений. Благодарен всем за живой отклик, который нашла в их сердцах тема взаимодействия наших народов, – отметил министр.
Представитель Ассамблеи также подчеркнул, что в наше переходное время особенно важно строить мосты взаимопонимания и сотрудничества, и Челябинску это удалось.
Ректор же поблагодарил участников за множество интересных идей.
– Поздравляю всех с завершением форума! Мы обсудили много различных вопросов, связанных с развитием коммуникации. Во времена, когда мы находимся на распутье, этот форум показал, что мы знаем, в какую сторону двигаться и что делать. Так что считаю, что форум удался! – сказал Александр Леонидович.
Декларация Международного научного культурно-образовательного форума «Евразия-2022: социально-гуманитарное пространство в эпоху глобализации и цифровизации»
- Мы, участники Международного научного культурно-образовательного форума «Евразия-2022: социально-гуманитарное пространство в эпоху глобализации и цифровизации», в условиях формирования нового миропорядка заявляем о решимости развивать новые социально-экономические связи, широкое культурное взаимодействие, взаимообмен между народами Европы и Азии в области науки, образования, культуры, технологий и коммуникаций.
- Подчеркиваем – исторический опыт сотрудничества и человеческого взаимопонимания народов Евразии особенно важен для нас сегодня, когда мир столкнулся с серьезными проблемами и вызовами.
- Мы настоятельно призываем продолжить совместные усилия по сохранению ценностей и традиций народов Евразии.
- Мы готовы к преодолению препятствий, встретившихся на пути сохранения национальной и международной благоприятной обстановки, обязуемся предпринять дальнейшие шаги для укрепления международного сотрудничества во имя построения такого мира, где каждый человек будет жить в условиях равенства.
- Считаем – гражданам Евразии нужны очень понятные вещи: безопасность, уверенность в завтрашнем дне, возможность трудиться и повышать благосостояние своих семей. Обеспечить им такие возможности – наш общий долг и общая ответственность.
- Убеждены – Евразия способна выработать и предложить содержательную и позитивную повестку в области партнерства, развития дружественных и взаимовыгодных отношений между народами.
- Мы должны показать мировому сообществу пример совместного, новаторского конструктивного будущего, основанного на справедливости, равноправии, уважении национального суверенитета, культуры народов Евразии, бережного отношения к каждому человеку.
- Предлагаем уже сегодня стратегию развития евразийского партнерства наполнять конкретными делами, с этой целью усилить внимание к стратегическим приоритетам развития системы образования с позиции современных требований к качеству подготовки специалистов в условиях глобализации и цифровизации.
- Развивать совместные образовательные платформы, укреплять взаимодействие системы образования и бизнес-школ. Организовать совместную работу в рамках фундаментальных научных центров и исследований, крупных международных исследовательских установок и лабораторий совместного пользования.
- Привлечь выдающихся ученых с мировым именем и молодых исследователей из ведущих университетов Евразии к обсуждению актуальных проблем современности и взаимодействию в области социально-гуманитарных наук.
- Активизировать диалог представителей академического и культурного сообщества по вопросам евразийской интеграции в контексте глобализации и цифровизации.
- Внести вклад в осмысление евразийской идентичности и опыта сотрудничества стран и народов в пространстве Евразии.
- Мы понимаем – для реализации такой повестки требуются реальные инструменты взаимодействия. И создать их можно именно в рамках интеграции. Сегодня в Евразии активно развиваются многообразные интеграционные проекты. Мы поддерживаем их и заинтересованы в том, чтобы они успешно продвигались.
- Мы видим будущее евразийского партнерства в формировании новых связей между государствами. Это должно изменить политический ландшафт континента, принести народам Евразии принципиально новое качество жизни, мир, стабильность и процветание.
Правительство Челябинской области,
Ассамблея народов Евразии,
Совет ректоров вузов Челябинской области