Существует два основных вида научных коммуникаций: неформальные и формальные. Первые – наиболее развитые: это личные контакты в виртуальном пространстве – электронная почта, мессенджеры и социальные сети, которые дают возможность оперативно обмениваться информацией. Однако в таком формате сложно отбирать, хранить и анализировать данные. Всё общение, например, в чатах, проходит быстро и уходит дальше «по конвейеру». А значит, чтобы «поймать» что-то важное, приходится следить за чатом целыми днями. Чаты часто вызывают «тревогу возвращения» – когда человек выходит из чата и возвращается позже к десяткам (сотням?) непрочитанных сообщений. Набранный текст в чатах и мессенджерах должен быть максимально коротким и чётким. В голосовом сообщении можно не расслышать или неправильно понять слова собеседника. В некоторых мессенджерах не предусмотрены видеозвонки или есть ограничения на отправку больших файлов. При отправке фото- и видеофайлов их качество снижается. У средств неформальных коммуникаций зачастую бывают проблемы с безопасностью: аккаунты взламывают, почту блокируют… В таких условиях учёные не могут получить полноценной оценки своей работы.
Формальные коммуникации связаны в основном с анализом публикационной активности, цитированием и, в целом, имеют достаточно развитую структуру – однако в них почти не используются площадки для взаимодействия профессионалов, такие как форумы или блоги.
В настоящее время Научная библиотека ЮУрГУ успешно использует оба вида научных коммуникаций. Неформальные – официальные страницы в популярных социальных сетях «ВКонтакте», Instagram, Facebook, Twitter. Ежегодно университет подписывается примерно на 30 российских и зарубежных информационных лицензионных ресурсов. Из них более десяти можно использовать удалённо. На сайте есть возможность работы с такими базами, как отечественный РИНЦ, а также зарубежными Web of Science, Scopus. Библиотекари могут подсказать, как пользоваться авторскими и публикационными идентификаторами ORCHID и DOI, проконсультировать по работе с библиографическими менеджерами Mendeley, EndNote 20. Для хранения найденной информации можно использовать облачные хранилища, например, Яндекс-диска, Google Drive, а также редактировать документы онлайн.
Недавно созданный Центр библиографических и электронных ресурсов НБ ЮУрГУ оказывает все виды библиографических услуг, связанных с проведением исследований и публикацией результатов. Можно получить консультацию по ресурсам библиотеки или, по мере необходимости, научиться поиску информации в них.
Любому преподавателю, студенту, аспиранту и сотруднику ЮУрГУ доступна услуга бесплатной Виртуальной справочной службы. Она принимает запросы по поиску информации различной тематики и выполняет их в течение двух дней.
Как известно, главный механизм оповещения научного сообщества о результатах исследований – их публикация. Библиотека регулярно организует выставки-презентации наших авторов, что позволяет стать частью научных коммуникаций. Все публикации авторов ЮУрГУ, поступающие в фонд, отражены в электронном каталоге. Электронный архив ЮУрГУ/DSpace&SUSU обеспечивает открытый доступ более чем к 40 000 документов, из которых около 2 000 авторефератов диссертаций, защищённых в ЮУрГУ, около 4 000 статей из сборников ежегодной конференции «Наука ЮУрГУ», более 7 500 публикаций из 19 научных журналов университета и свыше 25 000 выпускных квалификационных работ.
Библиотека – неотъемлемая часть вуза: без нее невозможен ни полноценный учебный процесс, ни научно-исследовательская деятельность. Одна из задач вузовской библиотеки – формирование информационной компетентности своих пользователей. НБ ЮУрГУ обладает всем необходимым для решения этой задачи потенциалом.
Подробнее об услугах библиотеки можно узнать на сайте lib.susu.ru или по телефону 267-94-05.