– Михаил Гамлетович, как получилось, что вы стали профессионально заниматься творчеством?
– О, это долгая история. На самом деле изначально у меня было два увлечения: спорт и пение под гитару. Просто одно в какой-то момент стало главнее. У нас вся семья – профессиональные спортсмены: и мама Надежда Михайловна, и сестра Ирина, и отчим Гамлет Арестакесович Аствацатурян, и родной отец Михаил Наумович Пипченко – его я, к несчастью, видел только на фотографиях: он умер до моего рождения. Фронтовик, брал Берлин, вся грудь в наградах…
Мама в молодости была участником Первой и Второй Спартакиад народов СССР, становилась чемпионкой Закавказья по прыжкам в воду… Она родом из Карталов, а образование получила в Тбилиси, где и прошла часть моего детства. Потом мы переехали в Карталы, где родители трудились в сфере спорта. Я пошёл по стопам близких: занялся гимнастикой, поступил в Челябинске в институт физической культуры. «Дорос» до кандидата в мастера спорта. Но выше подняться не получилось: начал заниматься в пятнадцать лет – а гимнасты мастерами становятся в шестнадцать. Немного жаль, что не попал в большой спорт, не стал чемпионом мира. Зато спорт дал мне закалку на всю жизнь. Сейчас участвую в первенстве Челябинска, вхожу в команду ветеранов Центрального района. Кроме того занимаюсь лыжным спортом, плаванием. Считаю, что нужно вести здоровый образ жизни – и тогда жизнь будет радовать.
Пение и игра на гитаре были моим вторым сильным увлечением с детства. На гитаре играла и мама, и многие друзья и знакомые. Это сейчас детей не оторвать от компьютера и всевозможных электронных устройств. А во времена моего детства нас было не загнать домой с улицы. И обязательно где-нибудь во дворе или у раскрытого окна кто-то играл на гитаре и пел. Так постепенно я увлёкся песнями под гитару, а примерно в седьмом или восьмом классе стал играть сам. Первые гитарные аккорды мне показали ребята с нашего двора. Я играл и в армии, и в институте. А когда вышел на большую сцену, брал дополнительно уроки у профессиональных музыкантов. Кстати, будучи студентом, я играл в эстрадном ансамбле вместе с будущим артистом, поэтом-песенником Олегом Григорьевичем Митяевым. Он младше меня на два года, занимался подводным плаванием, стал кандидатом в мастера спорта.
– А как пришли работать в ЮУрГУ?
– После окончания института я по распределению должен был отработать несколько лет в школе. Но хотелось работать со студентами – наверное, потому что сам был вчерашним студентом. Попросил, чтобы дали возможность свободно распределиться – и мне пошли навстречу. Николай Иванович Голубенков, в то время заведовавший кафедрой физической культуры в ЧПИ, нынешнем ЮУрГУ, пригласил меня на работу. Это был 1978 год. Место в общежитии дали. А год спустя я случайно встретился с Митяевым – и он меня позвал в клуб бардов «Моримоша». Я было отказался: бардовскую песню не любил – стихи хорошие, но все будто на один мотив, скучно. Но Олег уговорил. Пришёл я в клуб – и мне предложили выступить на большой сцене, на Ильменском фестивале. Вот тогда постепенно увлечение стало перерастать в нечто большее.
Некоторое время я руководил клубом самодеятельной песни в Челябинском медицинском институте. Потом по приглашению Ольги Владимировны Градской возглавил клуб авторской песни ЮУрГУ. Правда, продолжал преподавать, писал кандидатскую диссертацию, у меня был сдан кандидатский минимум по теории и методике физвоспитания, философии и английскому языку.
Но грянули лихие 1990-е... Я решил, что хочу заниматься тем, что больше нравится – и начал активную концертную деятельность. Выступал везде: в институтах и других учебных заведениях, санаториях и даже детских садах. И это мне нравится, в этом вся моя жизнь. Что сменил профессию, не жалею. К тому же, я как работал с молодёжью, так и продолжаю работать – и это мне тоже по душе. Свою миссию вижу, в частности, в том, чтобы поддерживать интерес к авторской, бардовской песне.
– А какие песни чаще поёте?
– О, самые разные. То, что по душе. О жизни, о дружбе, о любви. На какой-то определённой теме не замыкаюсь. Из репертуара разных исполнителей, бардов, в том числе Юрия Визбора, Александра Городницкого, Сергея Никитина, Олега Митяева, Анатолия Киреева, Виктора Мельникова. Зависит от ситуации, аудитории и, конечно, настроения. К примеру, если выступаю на концерте, посвящённом Дню Победы, то и песни соответствующие: «Почтальонка» Сергея Никитина, «Рассказ ветерана» Юрия Визбора, «На Дороге жизни» Александра Розенбаума... Разумеется, нужно заранее знать, кто твои слушатели. Особенно это существенно, если это мой концерт. Тут важен не только репертуар, но и форма: например, концерт-диспут или концерт-беседа. Когда работаю со студентами, предлагаю им разучить какую-нибудь песню. Сначала исполняю сам, потом репетируем. Бывает наоборот – ребята сами предлагают.
– Сколько у вас занимается студентов? Где их находите?
– По-разному. В среднем к нам в клуб приходит 20–25 человек, юноши и девушки. Бывает, что узнают от старших товарищей – студентов и выпускников: наша слава идёт впереди нас. Кто-то читает объявления, которые развешиваются в корпусах и общежитиях. Кто-то – интернет: информацию о творческих коллективах вуза размещает Центр творчества ЮУрГУ. Всегда радуюсь успехам ребят, многие из которых стали лауреатами региональных и всероссийских фестивалей и конкурсов. Кто-то, окончив университет, всё равно приходит к нам: дружба не кончается. Жаль становится, когда кто-то уезжает далеко и нет возможности встретиться. Есть и такие, кто продолжает заниматься авторской песней, выступать с концертами, даже если достиг больших успехов в основной профессии. То есть шагает с песней по жизни.
– Есть ли традиции у вашего коллектива?
– Да, например, походы на Таганай – там сумасшедшей красоты виды. Разумеется, берём с собой гитары! Ещё устраиваем арбузные посиделки: едим арбузы и поём.
– Как пандемия коронавируса повлияла на вашу работу?
– К сожалению, концертная деятельность угасла. Однако на праздничном вечере, посвящённом дню рождения ЮУрГУ, выступить удалось. И, конечно, репетиции не отменяются – правда, поменялся формат: репетируем на дому, благо что современная техника позволяет связаться, видеть и слышать друг друга.
– Как к вашему увлечению бардовской песней относятся родные?
– Одобряют. Иногда поём дома: по праздникам или просто так. Чаще пою с друзьями: не только на концертах, но и на природе. Шестнадцатилетняя внучка играет на гитаре.
– Пожалуйста, поделитесь творческими планами!
– Сеять разумное, доброе, вечное. Если ситуация позволит, буду и дальше выступать с концертами. Обязательно продолжу заниматься с ребятами. Планирую выпустить диск с лучшими песнями в моём исполнении и в исполнении студентов.