Пятница, 22 Ноября 2024

РЕЗОЛЮЦИЯ IV Международной научно-практической конференции «Университет XXI века в системе непрерывного образования»

Tuesday, 06 November 2018 00:00   Оргкомитет конференции
РЕЗОЛЮЦИЯ IV Международной научно-практической конференции «Университет XXI века в системе непрерывного образования» K2_ITEM_IMAGE_CREDITS st2.depositphotos.com

11–12 октября 2018 года состоялась Четвертая Международная научно-практическая конференция «Университет XXI века в системе непрерывного образования».

Конференция проведена ФГАОУ ВО «ЮУрГУ (НИУ)» под эгидой Департамента по взаимодействию с государственными и образовательными организациями национального агентства развития квалификаций (Москва), Консорциума международной ассоциации последипломного образования (Санкт-Петербург), Союза руководителей учреждений и подразделений дополнительного профессионального образования и работодателей, Совета ректоров Уральского федерального округа, Ассоциации инженерного образования России, совместно с Южночешским университетом (Чехия, Ческе-Будеёвице).

Цель конференции – расширение международного и междисциплинарного сотрудничества педагогов, исследователей и организаторов системы образования в области непрерывного образования через обмен мнениями и обсуждение глобальных и частных проблем непрерывного образования.

На конференции, на пленарном заседании, на секциях, во время круглого стола и телемостов обсуждались следующие проблемные поля:

  1. Миссия университета в системе непрерывного образования.
  2. Проблемы совершенствования подготовки специалистов для приоритетных направлений научно-технологического развития РФ.
  3. Структурирование дополнительного профессионального образования на основе проектных направлений трансформации университета.
  4. Подготовка научно-педагогических работников к проектно-аналитической деятельности по трансформации университета.
  5. Цифровая трансформация в системе непрерывного образования.
  6. Социальное партнерство работодателей и университетов по учебно-методическому обеспечению непрерывного образования с учетом профессиональных стандартов.
  7. Специфика методов и организационных форм непрерывного профессионального образования.
  8. Акмеологический подход к личности педагога непрерывного образования.

В обсуждении проблем непрерывного образования приняли участие более ста специалистов из девяти стран (Российской Федерации, Франции, Сербии, Чешской Республики, Казахстана, Таджикистана, Алжира, Китая, Ирака), из семи городов Российской Федерации. Число зарубежных участников составило 20 человек.

Конференция проводилась в режимах пленарного заседания, работы секций, телемостов и мастер-классов. Языки конференции – русский и английский.

Приветствовали участников конференции:

Александр Леонидович Шестаков – ректор Южно-Уральского государственного университета (НИУ), доктор технических наук, профессор;

Ирина Анатольевна Волошина – директор Института дополнительного образования ЮУрГУ (НИУ), кандидат технических наук, доцент.

В докладах на пленарном заседании были отмечены ключевые актуальные проблемы непрерывного образования. С пленарными докладами выступили:

Игорь Алексеевич Щуров – заместитель директора Политехнического института ЮУрГУ (НИУ), доктор технических наук, профессор, на тему «Проектное обучение – системообразующая идея непрерывного инженерного образования в университете»;

Ирина Олеговна Котлярова – заместитель директора Института дополнительного образования ЮУрГУ (НИУ), доктор педагогических наук, профессор, на тему «Проектная трансформация непрерывного дополнительного образования в ЮУрГУ»;

Гульсина Якуповна Гревцева – профессор кафедры педагогики и психологии Челябинского государственного института культуры, доктор педагогических наук, профессор, на тему «Развитие личности в системе непрерывного образования университета»;

Николай Алексеевич Молчанов – доцент кафедры экономики и экономической безопасности Института экономики и управления Уральского государственного лесотехнического университета (Екатеринбург), на тему «Социально-реабилитационная функция вуза в современных условиях России».

После пленарного заседания состоялись телемосты. Первый телемост: «Профессиональные стандарты – новый вид квалификационных требований. Отмена квалификационных требований СССР и имеющихся в РФ» со Светланой Георгиевной Корешевой – членом Правления Консорциума международной ассоциации последипломного образования (Санкт-Петербург), на котором участники обсудили актуальные вопросы легитимной организации дополнительного профессионального образования. Модератор –Марина Сергеевна Павловская, кандидат химических наук, доцент. Второй – «Национальная система квалификаций России» с Ларисой Витальевной Шмельковой, советником Департамента по взаимодействию с государственными и образовательными организациями национального агентства развития квалификаций (Москва). Модератор – Ирина Анатольевна Волошина.

На конференции работали следующие секции.

Секция I. Проблемные поля: «Проблемы совершенствования подготовки специалистов для приоритетных направлений научно-технологического развития РФ. Социальное партнерство работодателей и университетов по учебно-методическому обеспечению непрерывного образования с учетом профессиональных стандартов. Структурирование дополнительного профессионального образования на основе проектных направлений трансформации университета».

Модераторы: Ирина Анатольевна Волошина – директор Института дополнительного образования Южно-Уральского государственного университета (НИУ), кандидат технических наук, доцент, Марина Сергеевна Павловская – замдиректора Института дополнительного образования Южно-Уральского государственного университета (НИУ), кандидат химических наук, доцент, Татьяна Владимировна Попова – ведущий эксперт Научно-исследовательского центра спортивной науки, доктор биологических наук, профессор.

Прозвучало семь выступлений, в которых обсуждались проблемы:

  • особенностей обучения математике студентов элитных академических групп;
  • формирования профессионально-прикладной физической культуры студентов заочной формы обучения;
  • развития исследовательской компетенции студентов в процессе научного познания в современном университете;
  • реализации проектного подхода в подготовке специалистов технической направленности;
  • особенностей управления человеческим капиталом на муниципальном уровне;
  • конкурентоспособности как фактора эффективности системы образования.

Секция II. Проблемные поля: «Специфика методов и организационных форм непрерывного профессионального образования. Цифровая трансформация в системе непрерывного образования. Акмеологический подход к личности педагога непрерывного образования. Подготовка научно-педагогических работников к проектно-аналитической деятельности по трансформации университета».

Модераторы: Ирина Олеговна Котлярова – замдиректора Института дополнительного образования Южно-Уральского государственного университета (НИУ), доктор педагогических наук, профессор, Татьяна Владимировна Саранская – старший инспектор Института дополнительного образования Южно-Уральского государственного университета (НИУ).

На секции было прослушано пять выступлений. По результатам их обсуждения были сделаны следующие выводы. Обсужденные авторами проблемы позволили сделать следующие рекомендации по повышению качества непрерывного образования:

  • в силу важности индивидуального подхода в обучении рекомендовать применение компьютерных систем индивидуального обучения при подготовке студентов различных направлений;
  • рекомендовать использовать навыковый подход при разработке учебных пособий для студентов;
  • учитывать принципы неформальной модели обучения в рамках непрерывного образовательного процесса;
  • особое внимание уделять акмеологическому аспекту и непрерывному профессиональному совершенствованию в профессиональной деятельности профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений;
  • в условиях совершенствования цифровых технологий целесообразно расширять использование технологий e-learning в образовательном процессе современного вуза.

По результатам работы секций проведен круглый стол, на котором были отмечены:

  • актуальность, высокий научный уровень докладов, представленных на пленарном заседании, их соответствие мировым образцам, а также инновационность, полезность и несомненная практическая значимость вопросов, обсужденных в рамках секций и мастер-классов;
  • высокий уровень организации конференции;
  • целесообразность вовлечения экспертов в области федерального законодательства в активную работу на конференции «Университет XXI века в системе непрерывного образования» с целью обсуждения новых тенденций и изменений в нормативно-правовой базе системы непрерывного образования в РФ;
  • возможность решения проблемы соответствия образования преподавателей высшей школы читаемым дисциплинам на основе требований профессиональных стандартов с помощью дополнительного профессионального образования;
  • целесообразность привлечения студентов и аспирантов к активному участию в работе конференции «Университет XXI века в системе непрерывного образования».

На второй день конференции состоялись два мастер-класса. Первый мастер-класс, на тему «Образовательные технологии в цифровом пространстве», был проведен Ириной Александровной Колеговой, кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры иностранных языков ЮУрГУ (НИУ). Второй мастер-класс, на тему «Акмеологический подход к личности преподавателя в образовании взрослых», проводился в режиме телемоста под руководством Мирослава Прохазки, заведующего кафедрой педагогики, заместителя декана педагогического факультета Южночешского университета, магистра, PhD (Ческе-Будеёвице, Чешская Республика).

В целом по результатам работы конференции ее участники и организаторы постулировали:

  1. Непрерывное образование в течение жизни приобрело мировой масштаб с первых лет XXI века. На грани веков сформулирован социальный заказ мирового сообщества на непрерывное образование в течение жизни (меморандум непрерывного образования, Лиссабон, 2000 год). Обеспечение роста конкурентоспособности стран на мировой арене обеспечивается уровнем непрерывного образования специалистов.
  2. Университеты становятся центрами непрерывного образования, выполняя консолидирующие функции в его проектировании и реализации.
  3. Системообразующим фактором в системе непрерывного образования, в том числе при подготовке специалистов технической направленности, становится проектный подход.
  4. В университетах мира создаются институты и факультеты непрерывного образовании в течение жизни. Субъектами непрерывного образования в современных университетах являются студенты, научно-педагогические работники университетов, специалисты различных отраслей экономики.
  5. Непрерывное образование научно-педагогических кадров способствует интенсификации научной деятельности в стране, инновационным прорывам, поскольку крупные университеты концентрируют в себе мощные научные потенциалы. Как следствие, возрастает и уровень образовательного процесса, организуемого преподавателями, включенными в систему непрерывного образования.
  6. По-настоящему эффективным современное образование может быть только в том случае, когда внимание всех участников образовательного процесса направлено на развитие личности субъекта обучения, на повышение мотивации, поддержку, в том числе психологическую и социальную.
  7. В условиях перехода на профессиональные стандарты, повлекшие за собой необходимость получения специалистами профильного образования, возросли объемы предлагаемых университетами программ переподготовки как для научно-педагогических работников, так и для специалистов других сфер экономики.
  8. Программы дополнительного профессионального образования приобретают смешанные формы, реализуются с использованием цифровых технологий.

По результатам обсуждения проблемных полей конференции высказаны рекомендации университетам:

  • осуществлять непрерывное образование с учетом принципов обучения и воспитания с учетом социально-возрастной категории обучающихся;
  • повышать конкурентоспособность университетов на основе развития человеческого ресурса;
  • содействовать развитию человеческого ресурса университета средствами дополнительного профессионального образования, обеспечивая получение сотрудниками университета образования в соответствии с требованиями профессиональных стандартов;
  • разрабатывать программы непрерывного образования на основе маркетинговых исследований;
  • сосредоточить на базе университетов непрерывное развитие квалификации кадров для отраслей экономики региона и страны в целом;
  • осуществлять разработку программ непрерывного дополнительного профессионального образования с учетом требований профессиональных стандартов; согласованности ФГОС и профессиональных стандартов.

Участники конференции отметили ее положительные результаты в аспекте расширения международного и междисциплинарного сотрудничества педагогов, исследователей и организаторов системы образования в области непрерывного образования и приняли решение о продолжении проведения международной научно-практической конференции «Университет XXI века в системе непрерывного образования» с периодичностью один раз в два года в условиях расширения числа городов, стран, при участии работодателей и заинтересованных общественных организаций-участников.

Резолюция принята 12 октября 2018 года.

Read 2466 times Published in: [ Образование ]

Leave a comment

Make sure you enter the (*) required information where indicated. HTML code is not allowed.

Name *
Email  *