Понедельник, 25 Ноября 2024

АК – устремлённый к звёздам

Monday, 11 April 2016 00:00   Иван ЗАГРЕБИН
Евгений Сафонов Евгений Сафонов

12 апреля 1961 года состоялся первый полёт человека в космос, который совершил гражданин нашей страны Юрий Алексеевич Гагарин на космическом корабле «Восток».

 

А немного раньше, 1 марта 1957 года, образован механический (ныне – аэрокосмический) факультет ЧПИ (ныне – ЮУрГУ).

Накануне Дня космонавтики о работе, достижениях и планах «звёздного» факультета рассказывает его декан – доцент, кандидат технических наук Евгений Сафонов.

 

– Евгений Владимирович, как факультет собирается встречать 55-ю годовщину первого полёта человека в космос?

– Девятого апреля состоялся Открытый аэрокосмический чемпионат (олимпиада) «Юные прогрессоры», приуроченный к этому славному событию. Цели состязания – популяризация среди молодёжи инженерных специальностей, успехов отечественной авиации и космонавтики, патриотическое воспитание. Очень важно, чтобы дети, молодёжь знали и помнили достижения родной страны, гордились ими: первым в мире спутником, первым космонавтом Земли, первой в мире женщиной-космонавтом, первым выходом в открытый космос. Имена наших космонавтов и конструкторов вписаны золотыми буквами в летопись Отечества. Чемпионат, который, кстати, проводится в ЮУрГУ ежегодно, способствует привлечению талантливых абитуриентов на инженерные специальности, в особенности на аэрокосмическое направление.

В этом учебном году набор на первый курс прошёл успешно. Активно занимаемся профориентацией, организуем для школьников аэрокосмические классы.

Юбилею первого полёта человека в космос также посвящены доклады представителей аэрокосмического факультета на прошедшей недавно в ЮУрГУ университетской конференции студентов и аспирантов.

– Как на АК обстоит дело с научной работой?

– Факультет у нас небольшой, но научный коллектив сплочённый, накоплен значительный опыт решения различных задач. Имеются серьёзные достижения в сфере научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. В 2015 году по объёму НИОКР (около 70 миллионов рублей) мы заняли второе место среди факультетов ЮУрГУ.

Активно занимаемся публикационной деятельностью – научные статьи выходят в журналах, включённых, в том числе, в международные базы Scopus и Web of Science. Но, в силу специфики факультета, не все результаты исследований могут быть обнародованы. Регулярно проводим Всероссийскую конференцию «Динамика машин и рабочих процессов», которая, возможно, станет международной.

– Можете рассказать о каких-либо значимых проектах, над которыми аэрокосмический работает в последнее время?

– Факультет давно и тесно сотрудничает с Государственным ракетным центром имени академика В.П. Макеева и стал для него настоящей кузницей кадров: там проходят практику студенты, работают наши преподаватели и сотрудники, и, конечно, многие выпускники. С ГРЦ реализуется много совместных проектов, в том числе и проект одноступенчатой многоразовой ракеты-носителя «Корона», предназначенной для выведения различных объектов на низкую околоземную орбиту. Это прорывной проект, который охватывает разные дисциплины, отрасли науки, требует новых решений, в том числе, например, в области изучения, создания и применения композитных материалов; концентрации передовых достижений в сфере ракетно-космической техники. Разумеется, для его осуществления нужны учёные высочайшей квалификации – и такие у нас, к счастью, есть. Для разработки конструкции, её узлов, материалов необходимо суперкомпьютерное моделирование, для чего задействованы мощности и программное обеспечение супервычислителей ЮУрГУ.

Ещё одно прорывное направление – борьба с астероидной опасностью и космическим мусором. Мы все помним, каких бед наделал в Челябинске 15 февраля 2013 года метеорит: были и выбитые стёкла, и пострадавшие люди. А будь он покрупнее? И упади прямо на город? Конечно, человечество должно уметь обнаружить угрожающее Земле крупное космическое тело и с помощью ракет увести такой объект подальше от планеты. Но крупные метеориты падают не так уж часто, а вот борьба с космическим мусором крайне важна. Чем больше запускается космических аппаратов, тем больше на околоземной орбите остаётся частей и осколков ракет, спутников, станций. Вычислить траектории их полёта крайне сложно: они сталкиваются между собой, сцепляются или разбиваются на мелкие фрагменты. При этом столкновение даже с небольшим осколком чревато выходом из строя спутника или орбитальной станции, а то и гибелью космонавта, если «соринка» пробьёт скафандр.

– Участвует ли АК в проектах, не связанных непосредственно с космосом и авиацией?

– Да, напомню, что ранее ЮУрГУ выиграл конкурсы на проведение работ в рамках постановления Правительства России № 218 «О мерах государственной поддержки развития кооперации российских высших учебных заведений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства». По одному из конкурсов совместно с АО «Специальное конструкторское бюро “Турбина”» ЮУрГУ создаёт производство модельного ряда микротурбинных энергетических установок мощностью от десяти до ста киловатт.

Такие установки можно использовать для тепло- и электроснабжения объектов промышленности, торговли, жилого и гражданского строительства, нефтегазодобывающей индустрии, – там, где либо нет централизованного энергоснабжения, а линии электропередач от ближайшей крупной электростанции тянуть дорого и долго – например, при освоении отдалённых районов Севера, Сибири, Дальнего Востока; либо там, где перебои в энергоснабжении крайне нежелательны – в медицинских, научно-исследовательских центрах.

Этот проект важен тем, что является на 100% импортозамещающим. Что крайне существенно: производство и эксплуатация именно российских, а не заграничных микротурбинных энергетических установок будет гораздо дешевле, выгоднее. Но, что не менее важно, по своим характеристикам наши установки не уступают зарубежным аналогам: имеют повышенный коэффициент полезного действия, ресурс работы. Одно из достоинств подобных энергоустановок – их «всеядность»: после соответствующей настройки они способны работать практически на любом топливе. Например, ближайший аналог – газовые турбины фирмы Capstone, установленные на газотурбинной электростанции университета, – работают на природном газе; его легче транспортировать, он достаточно дёшев.

В этом проекте наряду с аэрокосмическим, участвуют факультеты компьютерных технологий, управления и радиоэлектроники, физический (кафедра прикладной механики, динамики и прочности машин), энергетический, материаловедения и металлургических технологий (ранее – физико-металлургический), научно-образовательные центры «Аэрокосмические технологии», «Экспериментальная механика», «Машиностроение и металлургия». Всего же научный коллектив, занятый этой темой, объединяет более 70 человек. То, что АК занимается данной проблемой, – неслучайно: аэрокосмические технологии – локомотив, который тянет за собой другие отрасли. В этом проекте мы реализуем собственные разработки, а чтобы соблюсти высокие требования к конструкции, материалам, необходимы высокоточные измерительные приборы, оборудование и средства производства.

Работа по проекту началась в 2013 году, сейчас опытный образец успешно прошёл предварительные испытания, а уже в 2017-м планируется запуск модельного ряда в серию. Инвестиции в проект составили 183 миллиона рублей: половина из федерального бюджета, а половина из средств СКБ «Турбина».

– Участвуют ли сотрудники факультета в конкурсах по программам «СТАРТ» и «УМНИК» Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере?

– Не только участвуют, но и побеждают! Например, сотрудники факультета – участники этих программ – работали над созданием микропорошков для аддитивных технологий. Наш сотрудник Павел Александрович Лыков защитил кандидатскую диссертацию, тема которой связана с получением микропорошков. Результаты опубликованы в журналах, входящих в базы Scopus и Web of Science. Аддитивное производство – это «выращивание» из микропорошков – микрочастиц металлов – объёмных объектов, предметов, деталей различных форм, которые нельзя или слишком сложно получить обычным способом – скажем, обрабатывая заготовку на станках. Эта технология может найти применение в самых разных сферах – от космоса до медицины.

Коллективу малого инновационного предприятия «АстрА», соучредителем которого является университет, принадлежит оригинальная технология изготовления эндопротезов из металлических микропорошков на установках для селективного лазерного спекания – в ЮУрГУ такая имеется. Первый опыт удачного применения изделия получен предприятием в 2011 году.

Что касается продукции для высокотехнологичных отраслей, то мы планируем создать совместную лабораторию с Нанкинским университетом аэронавтики и астронавтики.

Использование аддитивных технологий интересно ещё и тем, что позволяет создавать материалы с заранее заданными уникальными свойствами, например, повышенной прочностью, жёсткостью, которые не получить обычным путём. Это передний край науки, и перспективы для исследований, в том числе междисциплинарных, и практического применения материалов и изделий, полученных таким способом, очень широки. Здесь мы сотрудничаем с химическим и физическим факультетами, научно-образовательными центрами «Нанотехнологии» и «Экспериментальная механика».

– СМИ много рассказывали о беспилотных летательных аппаратах, над которыми работали студенты и специалисты аэрокосмического…

– Да, и эта работа продолжается. На факультете есть Студенческое конструкторское бюро, где занимаются легкомоторной авиацией, в том числе и беспилотными летательными аппаратами. Беспилотники очень нужны там, где самолёт или вертолёт эксплуатировать дорого. Область их применения чрезвычайно широка. Они могут потребоваться для наблюдения за состоянием трубопроводов, лесными массивами и так далее. В настоящее время весьма перспективна модель для сельского хозяйства, над которой работают наши ребята: её могут использовать фермеры для борьбы с вредителями, орошения. Интерес к нашим беспилотникам проявляют многие: силовики, журналисты, учёные. Кроме того, в СКБ создали несколько планеров для учебно-тренировочных полётов. Работа в Студенческом конструкторском бюро позволяет будущим специалистам реализовать творческие замыслы, применить знания, полученные на занятиях в университете, собрать материал для курсовой или диплома.

– Выпускники аэрокосмического по-прежнему пользуются спросом на рынке труда?

– Ещё каким! По востребованности наших выпускников мы на третьем месте в России! На каждого – не менее четырёх заявок на трудоустройство, поэтому есть выбор, куда пойти работать. Чтобы закрыть потребность предприятий в кадрах, нужно увеличивать число бюджетных мест. Но это уже не от нас зависит – такие вопросы решаются наверху. 100% наших выпускников трудоустроены. Что радует: выпускники 2014 и 2015 года практически все заняты на производстве, причём 70% – в аэрокосмической отрасли, остальные – в машиностроении, металлургии и так далее. Ведь сложные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы требуют хороших специалистов. Современную технику создают и обслуживают профессионалы с соответствующим образованием. 90% студентов получают темы дипломных проектов во время практики на предприятиях, куда впоследствии идут работать. Наши выпускники есть в ГРЦ имени В.П. Макеева, Опытном конструкторском бюро «Новатор» имени Л.В. Люльева (Екатеринбург), Конструкторском бюро химического машиностроения имени А.М. Исаева, Ракетно-космической корпорации «Энергия» имени С.П. Королёва, на космодроме «Восточный» в Амурской области, для которого ЮУрГУ становится базовым вузом для подготовки специалистов. Студенты Амурского государственного университета начинают учёбу у себя, а с третьего курса продолжают у нас, по направлению «Стартовые технические комплексы».

– Как обстоит дело с подготовкой новых научных кадров?

– На факультете есть давно сложившаяся научная школа, действуют магистратура и аспирантура. Несколько наших выпускников, а ныне аспирантов, параллельно трудятся в ГРЦ имени В.П. Макеева. Но следует чётко понимать: чтобы подготовить хорошего специалиста, нужно пять с половиной лет учёбы в вузе, а затем ещё лет пять работы на производстве. Хотя государство сейчас поддерживает науку, учёный получает меньше, чем специалист по отрасли в целом. В коммерческих структурах, разумеется, платят больше. Всегда будут те, кто хочет заниматься наукой, и те, для кого важнее деньги. Для молодёжи денежный вопрос особенно актуален. Конечно, нашим магистрантам, аспирантам мы даём возможность заработать, участвуя в НИОКР, но нужно соблюдать баланс: главная их задача – писать диссертацию.

В целом аэрокосмическое направление в образовании необходимо усиливать. Без авиации и космонавтики немыслимы современные средства связи, навигации, транспорт, оборона страны. Наша сфера даёт импульс росту химической индустрии, машиностроения, металлургии, энергетики и многих других отраслей. Агрессивная политика Запада, экономические санкции заставляют развивать собственную промышленность. Поэтому руководство государства много внимания уделяет поддержке и совершенствованию технических отраслей производства и, соответственно, инженерного образования. Это позволяет с оптимизмом смотреть в будущее.

Read 3650 times Published in: [ Образование ] Last modified on Wednesday, 13 April 2016 15:51

Leave a comment

Make sure you enter the (*) required information where indicated. HTML code is not allowed.

Name *
Email  *