Пятница, 22 Ноября 2024

Наследие Марии Мочаловой

Monday, 24 October 2022 00:00   Иван ЗАГРЕБИН
Наследие Марии Мочаловой K2_ITEM_IMAGE_CREDITS Ксении ЗАБОЛОТНЕВОЙ

В Зале искусств ЮУрГУ открылась выставка, посвящённая столетию со дня рождения профессора кафедры дизайна и изобразительных искусств ЮУрГУ, известного отечественного архитектора, педагога, Заслуженного архитектора Российской Федерации, Почётного гражданина Челябинска Марии Петровны Мочаловой (1922–2010).

На открытии выступили, в частности, президент Южно-Уральского госуниверситета Александр Шестаков, заведующий кафедрой дизайна и изобразительных искусств Дмитрий Сурин, бывший мэр Челябинска Вячеслав Тарасов. Они рассказали об архитекторе, художнице, представительнице старого поколения интеллигенции, хранительнице архитектурного наследия Челябинска, преподавателе, воспитавшем множество инженеров-строителей, архитекторов, учёных, и просто человеке. Дочь М.П. Мочаловой, Наталья Петрова – кстати, выпускница ЧПИ – поблагодарила университет за выставку и за то, как вуз хранит память о Марии Петровне.

Архитектор интересен в первую очередь своими зданиями – в том числе и теми, что так и остались лишь эскизами, чертежами, макетами. В отдельной витрине представлены планы, рисунки и фотографии – архитектурные проекты Марии Мочаловой. Пожалуй, самый известный из них, выполненный совместно с Борисом Петровым – Публичная библиотека (ныне Челябинская областная универсальная научная библиотека). Многие знают, что сейчас фонд библиотеки требует дополнительных площадей, а значит, нужно строить новое здание. Но не всем известно, что проект постройки дополнительного корпуса рядом с существующим уже есть – он сделан М.П. Мочаловой. Весьма интересен проект жилого дома на проспекте В.И. Ленина, в стиле советского ампира с башней со шпилем, как у знаменитых сталинских высоток в Москве, – если бы его возвели, он мог бы стать одним из самых красивых зданий в городе. Пожалуй, самый любопытный из неосуществлённых замыслов – спроектированный совместно с другими знаменитыми архитекторами – Евгением Александровым и Борисом Петровым Пантеон в Москве, – памятник вечной славы великих людей Советской страны. Почему эти планы не получили воплощения? Потому что в конечном итоге решение о строительстве принимает заказчик. В советское время главным заказчиком было государство. А в период правления Н.С. Хрущёва в СССР курс был взят на «борьбу с архитектурными излишествами». В том числе и потому, что тогда Стране Советов требовалось ударными темпами строить как можно больше дешёвого жилья для тех, кто после войны вынужден был ютиться в коммунальных квартирах, бараках, а то и землянках. Поэтому государство поневоле отказывалось от постройки красивых, но дорогих зданий, замечательные архитектурные проекты лишались декора, интересных деталей, а то и вовсе ложились под сукно. Так, именно в ту пору из проекта главного корпуса ЧПИ – нынешнего ЮУрГУ – исчезли верхние этажи и башня со шпилем; изначально запланированный облик здание обрело только в начале 2000-х – в первую очередь благодаря усилиям тогдашнего ректора университета Германа Вяткина.

Особое место в экспозиции занимают фотографии, где М.П. Мочалова запечатлена за работой, с коллегами и учениками. Тут же, в шкафах-витринах за стеклом – каталоги выставок, где были представлены рисунки, графика, труды Марии Петровны. Отдельно стоит упомянуть об истории появления книги «На полуденную сторону».

«Мария Петровна руководила кружком по изучению народного зодчества Южного Урала. Мы не просто слушали интересные рассказы, а сами обследовали старинные дома, – вспоминал в одном из интервью нашей газете ученик М.П. Мочаловой профессор Валентин Оленьков. – Занимались градостроительными вопросами южно-уральского зодчества. Это были, наверное, первые исследования такого рода в нашем регионе, причём практически на голом энтузиазме. Летом ездили в экспедиции по Челябинской области – как говорится, по городам и весям. Делали обмеры памятников архитектуры. Выезжали утром, добирались до места, как правило, на попутных машинах, а обратно – на электричках, поздно вечером. Результатом изысканий Марии Петровны стала вышедшая в 1978 году книга ”На полуденную сторону (о народных традициях в южно-уральском зодчестве)”. Работать было очень интересно».

Помимо этого, экспозиция включает десятки замечательных работ, выполненных карандашом, углём, акварельными красками. Это чудесные пейзажи и уголки разных городов с прекрасными зданиями в России и за рубежом: храмы, соборы, монастыри; лица людей, в том числе автопортреты; иллюстрации к русским народным сказкам про Иванушку-дурачка и Сивку-Бурку.

В рисунках двигателя внутреннего сгорания и паровой машины, а также насекомых и рыб, которые Мария Мочалова выполнила ещё будучи школьницей, уже чувствуется рука будущего мастера.

Часть работ ранее выставлялась, другие представлены широкой публике впервые.

Приглашаем на выставку! Вход в Зал искусств, как всегда, свободный.

Read 3907 times Published in: [ Университетская жизнь ] Last modified on Thursday, 27 October 2022 11:10

Leave a comment

Make sure you enter the (*) required information where indicated. HTML code is not allowed.

Name *
Email  *