Пятница, 22 Ноября 2024

Сделано RUKAMI

Thursday, 06 June 2019 00:00   Иван ЗАГРЕБИН
Сделано RUKAMI K2_ITEM_IMAGE_CREDITS Олега ИГОШИНА

Во второй половине мая во Дворце спорта Южно-Уральского государственного университета прошёл фестиваль технического творчества RUKAMI, направленный на развитие в России сообщества творцов и изобретателей, создающих новые продукты с использованием несложных подручных средств и технологий.

Праздник науки и техники собрал ребят разного возраста – от дошкольников-вундеркиндов, с малых лет знакомящихся с компьютерами и роботами, до старшеклассников, точно знающих, какую профессию выберут. Свои изобретения и разработки юные мастера представили на выставке – зрители оказались перед нелёгким выбором: какой экспонат самый интересный? Все по-своему хороши!

Вот, например, созданный группой авторов проект «умного» города, призванный решить проблемы благоустройства. В частности, в нём предусмотрена электронная система для решения проблемы пробок на дорогах: компьютер будет собирать и анализировать данные об интенсивности движения по каждому направлению и в соответствии с ними регулировать работу светофоров на перекрёстках. Это не только разгрузит улицы, но и улучшит экологическую обстановку: машины не будут попусту сжигать топливо, простаивая в пробках. Начинание воплощается в жизнь городским Центром поддержки молодёжных инициатив совместно с Главным управлением МВД по Челябинской области.

Борются за экологическое благополучие региона Рустам Нафиков и Лев Харламов из челябинской гимназии № 48: они пробуют анализировать, сколько вредных веществ и пыли выбрасывают в атмосферу ЧЭМК и ЧГРЭС, а также занимаются решением проблемы дорожных заторов.

Действующий макет автоматизированной станции сортировки мусора показали Павел Ерёмин из челябинского лицея № 37 и Александр Еремеев из копейской школы № 49: «умный» контейнер с захватами, оценивая, например, прозрачность и светоотражение, хрупкость и гибкость предмета, способен сам отличить пластиковую упаковку от стеклянной бутылки, а комок бумаги – от алюминиевой банки, и разложить всё по соответствующим отсекам. Похожий проект представили ученики магнитогорской школы № 63 Дмитрий Геращенко, Никита Карабинский и Никита Корсун.

Артём Мошков и Дорофей Скрипников из Магнитогорского центра детского творчества продемонстрировали действующую модель роботизированного комплекса по оцифровке книг: один робот берёт книги с полки, другой кладёт их в сканер. Ребята пояснили, что бумажные книги со временем ветшают, а электронные копии могут служить столько, сколько «живёт» носитель – будь то жёсткий диск компьютера, флешка или лазерный диск. Кроме того, электронных копий можно создать сколько угодно, хватит на всех. На одном компактном носителе умещается целая библиотека. Это и экономия бумаги, и сохранение природных богатств: делаешь электронные копии книг – спасаешь деревья. Кроме того, цифровые форматы всё более популярны, многие предпочитают читать книги именно в электронном варианте, с экрана планшетного компьютера, ноутбука или смартфона. Руководит молодыми творцами педагог дополнительного образования Павел Александрович Хаменя.

Челябинские школьники Дмитрий Бефус (лицей № 11), Кирилл Краснов (школа № 155) и Марк Высочин (лицей № 77) предложили свой вариант фитостены для офисов: по сути, большой стеллаж с полезными растениями, которые должны и кислород вырабатывать, и болезнетворные микроорганизмы убивать.

Юные изобретатели заботятся и о людях с ограниченными возможностями здоровья: действующий макет рабочих мест для них показали Данил Валеев и Сергей Немогущий из магнитогорской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната № 4. Руководила работой Данила и Сергея учительница физики и математики Людмила Викторовна Хохрякова.

Дмитрий Стремилов, Артемий Карауховский и Григорий Хупитман из челябинской гимназии № 80 представили действующий проект «Умное расписание»: специальная компьютерная программа подсказывает, где и по какому предмету идёт урок, есть ли свободные классы. В школе, где кабинетов немного и нужно правильно выбирать помещение в соответствии с числом учеников, это оказывается весьма полезным. Кроме того, в рамках проекта всем учащимся выданы специальные ключи-пропуска – а значит, ни один прогул не останется незамеченным.

Ученики магнитогорской школы № 10 Матвей Быков и Глеб Якимович под руководством преподавателя робототехники Ксении Александровны Лавровой сделали макет «умного» кабинета: нужно провести урок, скажем, математики – раскладываются столы и сиденья, причём их можно подогнать по росту ребят. А потом мебель убирается и на её месте появляются маты и баскетбольные корзины – можно заниматься физкультурой! Предусмотрена также регулировка микроклимата, в частности температуры и влажности воздуха.

Настя Трубанова и Данил Кошельков из верхнеуфалейской школы № 1 вместе с наставницей – учительницей математики и информатики Светланой Владимировной Шароновой – придумали «Умный прокат велосипедов»: желающие прокатиться могут тут же измерить свой рост и выбрать соответствующего «педального коня» из имеющихся в наличии.

Особого внимания заслуживает работа Сергея Левченко из копейской школы № 48. Талантливый и трудолюбивый юноша представил модель дальнего стратегического бомбардировщика Ту-160 – «Белого лебедя», гордости отечественной авиации. Поражает, как точно, до малейшей детали, воспроизведён самолет – причём весь процесс его изготовления Сергей запечатлел на фото. В перспективе модель должна летать и участвовать в соревнованиях. Правда, двигатели не реактивные, а винтовые, спрятанные в кольцах, питаются от аккумуляторов – но гудят почти как настоящие!

Параллельно с выставкой в рамках фестиваля во Дворце спорта ЮУрГУ прошла Российская олимпиада роботов: на специальных столах колёсные роботы, повинуясь воле участников, двигались по определённым маршрутам и доставляли из пункта А в пункт Б груз кубиков. Кроме того, для школьников организовали экскурсии по самым передовым научным лабораториям вуза.

О важности фестиваля говорит тот факт, что его лично посетил исполняющий обязанности губернатора Челябинской области Алексей Леонидович Текслер. Он ознакомился с работами ребят, оценил их по достоинству, а в интервью многочисленным СМИ пояснил, что такие мероприятия крайне важны, поскольку кадры для развития региона и страны необходимо готовить со школьной скамьи. Мало вызвать у молодёжи интерес к научно-техническому творчеству – его нужно поддержать и поощрить! Тогда будет кому создавать инновационные разработки и внедрять их в реальный сектор экономики.

Радует, что ребята стремятся получить образование и применить свои знания, энергию и труд на благо Отечества.

Read 4554 times Published in: [ Университетская жизнь ] Last modified on Tuesday, 11 June 2019 16:34

Leave a comment

Make sure you enter the (*) required information where indicated. HTML code is not allowed.

Name *
Email  *