В ней приняли участие заместитель председателя Челябинского областного отделения общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» Александр Зайцев, представитель Челябинской общественной волонтерской организации «ДоброВолец» Дмитрий Степанов, начальник отдела обслуживания пассажиров Южно-Уральского филиала ОАО «Федеральная пассажирская компания» Андрей Бурнашов, начальник производственно-технического отдела Южно-Уральской региональной дирекции железнодорожных вокзалов Маргарита Елтовская и генеральный менеджер туристической компании «Спутник» Дарья Ерхова.
Александр Зайцев рассказал, что в Челябинской области активно практикуются туристические слёты и сплавы по рекам региона:
– С 1998 года ребята группами организованно ходят в походы, в горы – в том числе и инвалиды-колясочники. В этом направлении хорошо работает отделение Общества инвалидов в Миассе. Выезжаем два раза в год. Хотя могли бы и чаще – оборудование имеется.
В нынешнем году планируется сплав по реке Юрюзань. Кроме этого, проводятся всевозможные соревнования как российского, так и регионального масштаба по пешему туризму и ориентированию. В организации считают, что такие мероприятия способствуют реабилитации инвалидов. Организуются совместные походы людей с ограниченными возможностями и здоровых туристов.
Активный отдых людей с ограниченными возможностями финансируется за счёт программы социальной поддержки, принятой около десяти лет назад, а также из средств Центрального управления Всероссийского общества инвалидов.
Дмитрий Степанов затронул животрепещущую проблему доступности городской среды, в частности, для инвалидов-колясочников:
– В 2010 году летал в Египет. Перед этим просмотрел множество сайтов отелей: выбирал, где меньше ступенек, перепадов высоты. В самой стране возникали иногда проблемы, но их быстро и доброжелательно решали. В России не все понимают, что новые здания надо строить с учётом возможностей для маломобильных групп. Построят – а потом принимаются переделывать, что требует больших усилий и средств.
Он также рассказал, что предпочитает передвигаться по стране и за её пределами на самолёте. В некоторых поездах есть вагоны, приспособленные специально для инвалидов, но их недостаточно. Собравшиеся отметили, что в аэропорту Челябинска нет специального лифта, а разместиться в салоне лайнера помогают грузчики.
– В Москве есть специальные службы по сопровождению и амбулаторные автолифты – машины, которые поднимают коляску вместо трапа. Это значительно упрощает задачу, – поясняет Дмитрий Степанов.
Южно-Уральская дирекция железнодорожных вокзалов знает об этих проблемах и старается их решать.
– У нас из 20 вокзалов специальными туалетными кабинами оборудовано 18, – сказала Маргарита Елтовская. – В прошлом году вокзал в Магнитогорске оборудовали ступенькоходом, по которому инвалид-колясочник при помощи одного человека может подняться в комнату отдыха. В этом году планируется установить такие приспособления ещё на трёх вокзалах. По программе «Доступная среда» мы получили восемь специальных платформ для посадки инвалидов-колясочников в вагоны. Есть направляющие жёлтые линии и мнемосхема для слабовидящих.
На крупных железнодорожных вокзалах начали работать «Центры содействия мобильности». Чтобы получить помощь, человеку с ограниченными возможностями или его сопровождающим нужно заранее (не менее чем за 12 часов до прибытия на вокзал) позвонить по бесплатному номеру 8-800-510-11-11 и рассказать, какая помощь нужна.
На внутригородском транспорте людям с ограниченными возможностями передвигаться тоже нелегко.
– На автобусе не уедешь. У нас есть специальная «газель» с подъёмником, но она одна. Конечно, приезжаем, помогаем, но этого мало. Любой может добраться до нужного места пешком, на машине, на маршрутке… а колясочник? Существует социальное такси, но там нужно оставлять заявку за несколько недель и точно указывать время приезда и отъезда. Если обычное такси вызывать, то нужно, чтобы кто-нибудь помог с посадкой и высадкой. А ведь можно просто в легковую машину поставить подъёмник! – делится наболевшим Александр Зайцев.
О том, как часто инвалиды обращаются в турфирмы и что им могут предложить, рассказала Дарья Ерхова:
– Людей с ограниченными возможностями можно разделить на несколько категорий. Чаще всего работаем с группами слабовидящих и слабослышащих. Организуем для них поездки по Челябинску и Уралу. Естественно, сталкиваемся со всеми перечисленными проблемами – маломобильность граждан, неприспособленность объектов посещения: не во всех музеях есть возможность тактильно получить информацию, нет туристических автобусов, оборудованных для инвалидов-колясочников.
По её мнению, в России лишь в нескольких городах люди с ограниченными возможностями здоровья могут свободно себя чувствовать: это Москва, Санкт-Петербург, Сочи и Анапа.
Чтобы организовать такой отдых, проводится большая подготовительная работа. Если для слабослышащих достаточно пригласить сурдопереводчика, то перед тем, как вывезти другие группы маломобильных граждан, работники турфирм около двух недель объезжают места посещений, проверяя их доступность.
– Смотрим подъезды: как группа будет выходить из автобуса, как садиться в него? Ищем, куда им можно будет пойти поесть, где есть специальные туалеты. Это требует много времени и труда, – поясняет Дарья Викторовна. – Что касается поездок за рубеж, то большинство курортов проходят сертификацию, одним из условий которой является доступность для инвалидов. Поэтому люди ездят, хоть и не много.