– Музыкой я занималась с детства, вся семья была музыкальной, дома у нас было много музыкальных инструментов: гитара, скрипка, виолончель, аккордеон, даже тромбон и рояль, – рассказывает Нонна Дмитриевна. – Родители, хоть и не имели музыкального образования, любили музыку, песни, танцы, мы нередко музицировали всей семьёй. Мама занималась культурно-воспитательной работой в колонии для малолетних преступников. Можете вообразить, какой там контингент – и как с ним непросто сладить. Папа был полковник, строгий, волевой. Наверное, от родителей у меня твёрдый характер. А мой родной брат Валерий Дмитриевич Стрельцов, к сожалению, скончавшийся в 2019 году, посвятил себя музыке, долгое время возглавлял Челябинскую филармонию и капеллу «Металлург» Челябинского металлургического завода. Дирижёр хора, педагог, заслуженный работник культуры РСФСР, Валерий Дмитриевич в своё время возглавлял комитет по культуре и искусству администрации Челябинской области, был режиссёром и постановщиком многих фестивалей и других культурных мероприятий. Другой родной брат – Юрий Дмитриевич – выбрал специальность инженера, но тоже очень любит музыку. Думаю, существует какая-то генетическая предрасположенность к творчеству, например, мой сын Денис тоже избрал этот путь: стал режиссёром.
Я с детства пела, танцевала, а с пяти лет уже стала учиться играть на рояле, рано научилась играть и на слух, и по нотам, а потом и импровизировать. Так что для меня вопрос «кем быть» не стоял. Окончила параллельно с общеобразовательной и музыкальную школу. Потом поступила в Челябинское музыкальное училище (сейчас это ЮУрГИИ), где окончила два отделения – фортепианное и дирижёрско-хоровое.
– Можете рассказать о ваших наставниках?
– Конечно, их было немало, и я им благодарна. Наверное, главными были Михаил Юрьевич Капланский (1929–2005) – дирижёр-хоровик, известный музыкант и деятель культуры, в своё время руководивший Государственной капеллой имени А. Искандерова, бывший первым руководителем капеллы «Металлург». Станислав Сергеевич Поляков, преподаватель и теоретик хорового пения, тоже мой учитель. Он умел бесподобно дирижировать: казалось, с первым взмахом палочки всё помещение пронизывала музыка. У них я много переняла, набралась опыта. Можно сказать, они стояли у колыбели современных хоровых коллективов Южного Урала.
У меня вся жизнь – в искусстве. После окончания музучилища работала в музыкальной школе, общеобразовательных школах, других учебных заведениях – и везде создавала хоры, и всюду старалась привить моим подопечным любовь к музыке. А ведь школьники и студенты всегда стремятся выбрать пример для подражания, ориентир – на кого равняться. Многие мои ученики потом стали профессиональными музыкантами, а некоторые и хормейстерами.
С хоровой капеллой «Металлург», где я была хормейстером, в советское время объездили весь СССР, были на гастролях в Прибалтике, Молдавии.
Хор АТ – очень интересный коллектив, один из старейших в ЮУрГУ. Свою историю он ведёт с далёкого 1955 года. Хор возник спонтанно, «на картошке», возглавил его тогдашний третьекурсник специальности «Двигатели внутреннего сгорания» Владимир Батраков. Он был руководителем и дирижёром хора до 1970-го. А в 2002 году Владимир Максимович по инициативе и при поддержке Юрия Владимировича Рождественского, в ту пору декана автотракторного факультета, начал возрождать коллектив. Но одно дело хор ветеранов, другое – молодёжный... Возникла идея заново создать и студенческий мужской хор. Декан предложил мне подключиться к этой работе. Разумеется, согласилась. Так в хоре появилось два состава – студенческий и ветеранский, которые выступали и вместе, и порознь. Ветеранов вновь возглавил В.М. Батраков – он руководил мужским хором АТ до 2008 года. А мне достались студенты. Всегда чувствовала поддержку руководства и факультета, и вуза.
Сначала с хором занималась я, позднее к работе подключилась жена моего сына – Любовь Николаевна Стрельцова, профессиональный музыкант. Она же впоследствии возглавила коллектив: сейчас хор в её сильных руках, но я по-прежнему помогаю, что-то подсказываю, например, обсуждаем репертуар. Когда хор возвращается с гастролей, проводим «разбор полётов»: что нужно ещё сделать, что поправить. Как специалисту я могу дать ей только высокую оценку. Плюс, она занимается духовными песнопениями – это окрыляет, уходит весь негатив, тогда и работать интереснее, радостнее.
– Есть ли специфика у хора АТ?
– Хор по-своему уникальный. Не так уж много в России чисто студенческих хоров, да ещё и чисто мужских. Есть, например, мужской хор Московского инженерно-физического института. Конечно, я всегда старалась следить за деятельностью других творческих коллективов. Мужские хоры в России, в основном, профессиональные, а чисто студенческих, повторюсь, мало. В соответствии с приказом Министерства культуры Челябинской области № 256 от 1 июня 2016 года Мужскому хору автотракторного факультета ЮУрГУ присвоено звание «Народный коллектив самодеятельного художественного творчества Челябинской области». Наш хор стал первым в вузе творческим коллективом, получившим такой статус. Не хвастаясь, хочу подчеркнуть: хор автотракторного факультета – достояние хорового искусства Южного Урала. Но надо держать марку! И, конечно, нам нужна поддержка руководства вуза и Политехнического института.
Прослушивание всегда проводила сама, ходила в деканат, на кафедры, договаривалась, когда его устроить. Студентам объясняла, чем и зачем предстоит заниматься. Наш хор стал уже настолько известным, что многие ребята, едва придя в вуз, уже знали, что мы ездим на различные хоровые фестивали и конкурсы, что петь у нас – престижно, интересно, здóрово. Состав коллектива – почти половина успеха.
Хор АТ был на многих фестивалях, гастролях – и везде входил в число лучших. А объездили мы чуть ли не половину страны – побывали и в Москве, и в Санкт-Петербурге. Выступали даже нав международном хоровом форуме в Белоруссии, в Минске. Искусство сближает народы. Но для этого нужно много трудиться, репетировать. Хор АТ ЮУрГУ был участником проходившего в Калуге XIV Всероссийского конкурса академических мужских и юношеских хоров, хоров мальчиков и вокальных ансамблей «Поющее мужское братство» имени Народного артиста РФ Льва Константиновича Сивухина. Коллектив удостоен звания лауреата I степени в номинации «Вокально-хоровые ансамбли» и чести выступить на закрытом концерте в органном зале «Дом музыки» и гала-концерте конкурса.
– Какие трудности приходилось преодолевать на профессиональном пути?
– Сложности, конечно, бывают. Руководитель отвечает за всё, обо всём и всех заботится. Приходится массу всего держать на контроле, решать много чисто организационных вопросов – которые только кажутся простыми. Например, если едем коллективом на конкурс, надо проследить, чтобы никто не отстал от поезда. Да и вообще нужно знать, в каком состоянии твои подопечные: сыты ли, здоровы ли, всё ли у них в порядке с учёбой, дома, в семье? Нужно уметь посочувствовать, поддержать, где-то посоветовать, а где-то и пошутить... Руководитель – это душа коллектива.
Работа хормейстера требует и физического, и умственного напряжения. Необходимо быть крепким, сильным, волевым руководителем: не будет в хоре дисциплины – не будет и слаженности, а значит, и творческого единения. Вообще, мужской хор – особый случай, им управлять сложнее, чем смешанным. Мальчики есть мальчики. Дал слабинку – и хора нет. Поэтому руководитель должен быть авторитетным.
– Как повести за собой? В чём секрет?
– Наверное, главное – любить свою профессию до фанатизма, в хорошем смысле слова. Нужно не просто заинтересовать, а вдохновить, пробудить жажду творчества, жажду красоты, повести за собой, влюбить в искусство. Необходимо уметь внушить любовь к тому делу, которым занимаешься. Ведь исполнитель на сцене должен уметь раскрыть себя, показать свой потенциал и быть готовым выкладываться. Творчество – это тоже труд, причём нелёгкий: порой репетиции длятся по два, а то и по три часа. Молодой человек должен быть готов к этому. И, разумеется, учёбу запускать нельзя! Конечно, всегда болею за своих студентов. И, не хвастаясь, могу сказать: ни один не был отчислен за неуспеваемость.
Нужно уметь видеть в хоре каждого. И в то же время требуется сплотить коллектив так, чтобы он выступил как единое целое: тогда будут любить и аплодировать. Хоровой дирижёр должен чувствовать и хор, и зрителя. Важно всё: какое у тебя настроение, жесты, мимика, походка, осанка, как выходишь на сцену, как держишь спину. Мастерство – в умении подать себя, свой коллектив так, чтобы встречали и провожали аплодисментами.
И, конечно, когда даришь свои эмоции, свою любовь к искусству другим, чувствуешь единение с залом, когда видишь, как слушатели аплодируют стоя, – это ни с чем не сравнимое ощущение. Вообще, все воспоминания о работе с хором – это счастье.
Например, сейчас я руковожу капеллой «Верные друзья» при Челябинском трубопрокатном заводе. Так вот: если мы выступаем, то от желающих попасть на концерт отбоя нет. Не помню, чтобы хоть раз ушла со сцены без цветов. К сожалению, в последнее время работать приходится на голом энтузиазме. Но не могу бросить коллектив, которому отдала столько сил – и который так полюбился публике. Бывает, что зал просит исполнить что-то на бис. Тогда предлагаю спеть всем вместе: хору и слушателям. Вообще говоря, Российский народ – особенный! Есть в нём тяга к прекрасному, к творчеству! Настоящее искусство меняет, исправляет людей, делает их добрее, помогает открыться – и тогда сама жизнь становится лучше, светлее, ярче. К сожалению, уровень музыкальной культуры в последнее время падает. Раньше многие музицировали, любили классические произведения. Сейчас же нередко молодые, да и взрослые включают современную, молодёжную музыку, но это же просто какофония: ни мелодии, ни смысла в тексте.
– Есть ли авторы, исполнители, творческие коллективы, на которые вы ориентируетесь, равняетесь в первую очередь? Есть ли у вас любимые жанры, произведения?
– Главный образец для подражания – Академический дважды Краснознамённый, ордена Красной Звезды ансамбль песни и пляски Российской Армии имени А.В. Александрова. Думаю, не надо долго объяснять почему. Эталонный коллектив.
Предпочитаю классическую музыку. Например, мы исполняли с хором автотракторного факультета отрывок из кантаты Сергея Прокофьева «Александр Невский». Кто-то скажет, что это сложно. Да, но зато какая великая музыка, самая что ни на есть – патриотическая!
– Поделитесь творческими планами.
– С ЮУрГУ связи не теряю, ЮУрГУ люблю и хочу и дальше помогать развитию хора АТ факультета. Но обязательно должна быть заинтересованность и поддержка кафедр, института, вуза. Хотелось бы, чтобы в хор приходили студенты, магистранты, аспиранты и даже преподаватели, не только автотранспортного, но и других направлений, институтов и высших школ: вуз-то у нас один! Это позволит втянуть в творчество больше способных и талантливых молодых людей и заинтересует больше любителей хорошей музыки.
В идеале хорошо было бы ставить номера, где бы сочетались пение и танец. Когда я руководила хором АТ, то у нас были и чисто вокальные, и вокально-танцевальные номера: хор поёт, а одна группа юношей исполняет танец (песня «Эй, гусар» из оперетты Н. Стрельникова «Холопка», солировал Артемий Базанов). Но тут есть сложности: и синхронности исполнения добиться трудно, и хороших танцоров найти не так-то просто, а ведь у нас танцевали наши хористы. Кстати, капелла ЧТПЗ «Верные друзья» демонстрирует такие номера.
Также буду продолжать руководить капеллой – этот коллектив тоже имеет звание народного, поют в нём не только пенсионеры – ветераны ЧТПЗ, но и люди от 30 лет. На самом деле замыслов много. Есть у меня мечта: объединить лучшие творческие силы разных вузов Челябинска, а возможно, и области, в один сводный коллектив – чтобы можно было выступать на всероссийском и международном уровне. Но для этого необходимо взаимодействие, взаимопонимание, взаимное стремление всех вузов. Иначе мечта так и останется мечтой.
– Желаем вам дальнейших творческих успехов!
– Спасибо!
Благодарим Центр творчества ЮУрГУ и его директора Светлану Филипчук за помощь в создании материала.