Понедельник, 25 Ноября 2024

Научные школы ЮУрГУ: об образовании – профессионально

Thursday, 11 January 2024 00:00   Информация предоставлена руководителем научной школы И.О. КОТЛЯРОВОЙ
Научные школы ЮУрГУ: об образовании – профессионально K2_ITEM_IMAGE_CREDITS предоставлены руководителем научной школы И.О. КОТЛЯРОВОЙ
Геннадий Сериков Геннадий Сериков

В рамках празднования юбилея университета продолжаем публиковать материалы о научных школах ЮУрГУ. Научный педагогический семинар, впервые состоявшийся в 1979-м на кафедре высшей математики № 1 ЧПИ (нынешнего ЮУрГУ), положил начало новой научной школе – теории и методики профессионального образования.

Семинар, организованный Геннадием Сериковым, проводится вот уже 44 года, и за это время ни разу не был отменен. За это время его посетили сотни ученых. Был период, когда проводились выездные заседания семинара в Шадринске. Семинар объединяет аспирантов, кандидатов и докторов наук, а также вольнослушателей, которые планируют поступать в аспирантуру или просто интересуются проблемами педагогики и образования.

Развитие научной школы было подкреплено открытием докторантуры и аспирантуры – сейчас функционирует аспирантура по научным специальностям «Методология и технология профессионального образования» и «Общая педагогика, история педагогики и образования». С 2000 по 2012 год в вузе существовала кафедра педагогики профессионального образования, объединенная впоследствии с кафедрой безопасности жизнедеятельности Политехнического института ЮУрГУ.

В развитии научной школы мы выделяем направления, выбор которых обусловливался актуальностью тех или иных проблем в педагогике и практике образования. Инновации и характерные трансформационные процессы в сфере образования исследованы в докторской диссертации и последующих научных работах И.О. Котляровой. Начата разработка идей трансформации традиционного, в значительной степени формального, образования в непрерывное. По данному направлению защищены две докторские и три кандидатские диссертации. Идеи цифровой трансформации образования находят отражение практически во всех кандидатских работах современного периода.

На выбор методологических оснований и направлений исследований также повлиял научный опыт основателя школы Геннадия Серикова: он защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата физико-математических наук по специальности «Математическая кибернетика» на тему «Некоторые игровые задачи управления в линейных системах с запаздыванием» – поэтому первым научным направлением школы стала разработка теории управления образованием. Ее идеи получили развитие в докторских диссертациях С.А. Репина (программно-целевой принцип в управлении областной системой образования), Б.А. Кугана (межведомственное взаимодействие в управлении образованием в аграрном регионе) и внедрены на уровне областного управления образованием администрациями Челябинской и Курганской областей. В докторской диссертации Д.Ф. Ильясова развита идея приоритетной роли субъектов управления образованием; осуществлена разработка моделей управления в соответствии с принципом регулируемого эволюционирования; изучены формальные и неформальные, субъективные и объективные факторы в образовании и управлении образованием. По вопросам, связанным с управлением образованием, защищено пять докторских и 14 кандидатских диссертаций.

Теории самообразования и образованности активно разрабатывались в научных трудах докторов педагогических наук, профессоров Г.Н. Серикова и С.Г. Серикова. По данной тематике защищены две докторские диссертации. Изучены различные теоретические и эмпирические закономерности связи между образованностью и здоровьем, причем образованность трактуется не только как общий результат образования, а как развивающийся личный энергоресурс каждого человека. Разработка понятийного поля и педагогических моделей в рамках развития теорий образованности, здоровья и педагогического общения стала предметом исследования для авторов 28 кандидатских диссертаций; еще 13 работ посвящены вопросам воспитания человека, формирования его ценностей и профессионально важных качеств (применительно к студентам разных направлений обучения).

Представители научной школы систематически публикуются в рецензируемых научных журналах, входящих в базы цитирования Scopus и Web of Sciencе, принимали и принимают участие в национальных и международных мероприятиях, в том числе – в проходивших в ЮУрГУ конференциях «Управление человеческими ресурсами в сфере образования», «Университет XXI века в системе непрерывного образования», Международном научном культурно-образовательном форуме «Евразия-2022: социально-гуманитарное пространство в эпоху глобализации и цифровизации».

В 2009 году нам было предложено открыть свою серию «Вестника ЮУрГУ». В настоящее время серия «Образование. Педагогические науки» (главный редактор – И.О. Котлярова) входит в Перечень ВАК и имеет категорию К2. В разные годы профессор Геннадий Сериков являлся членом семи, а профессор Ирина Котлярова – трех диссертационных советов.

В целом за 44 года существования научной школы Г.Н. Сериковым подготовлено шесть докторов и около 60 кандидатов, а И.О. Котляровой – 16 кандидатов педагогических наук. Сейчас выпускники научной школы работают в разных городах России, ближнего и даже дальнего зарубежья. Так, в 2015 году защитил кандидатскую диссертацию Сяньлинь Мэн – ныне декан факультета иностранных языков Хэбэйского внешнеторгового экономического института, расположенного в китайском городе Циньхуандао.

Около трети выпускников научной школы работали или продолжают работать в ЮУрГУ и вносят вклад в развитие университета.

В результате многолетней работы сложилась системно-синергетическая концепция гуманно-ориентированного образования, ее автор – основоположник научной школы Геннадий Сериков. В настоящее время деятельность научной школы курирует доктор педагогических наук, профессор Ирина Котлярова. Почти два десятка ученых ведут исследования по актуальной тематике: непрерывное образование человека в единстве его формального, неформального и информального видов; изменение закономерностей образования и развития человека в условиях информационного пространства; персонификация образования; образование устойчивого развития. Растет число молодых ученых, заинтересованных вопросами образования в новых условиях. Это значит, что школа живет, идет вперед, а ее представители готовы к вызовам современности.

Read 1252 times Published in: [ Наука и инновации ] Last modified on Tuesday, 23 January 2024 06:51

Leave a comment

Make sure you enter the (*) required information where indicated. HTML code is not allowed.

Name *
Email  *