Пятница, 22 Ноября 2024

Как взойти на вершину?

Tuesday, 18 October 2022 00:00   Иван ЗАГРЕБИН

В октябре на площадках Южно-Уральского госуниверситета состоялся День президентской платформы «Россия – страна возможностей», в рамках которого учащиеся вузов и других учебных заведений приняли участие в различных мероприятиях. Автономная некоммерческая организация (АНО) «Россия – страна возможностей» создана по инициативе Президента РФ В.В. Путина. Её главная цель – обеспечить условия для личностной и профессиональной самореализации граждан, повышения социальной мобильности, эффективной работы социальных лифтов в России.

В аудитории № 608 главного корпуса Центр компетенций ЮУрГУ проводил для всех желающих компьютерное тестирование – диагностику надпрофессиональных навыков. Как пояснил руководитель Центра Дмитрий Владимирович Харитонов, тестирование позволяет выяснить, насколько у испытуемых развиты нужные для успешного построения карьеры качества: способность быть лидером, умение работать в коллективе, стрессоустойчивость. Прохождение теста занимает около часа, ответ приходит на электронную почту студента в течение недели. По результатам испытуемым предлагаются бесплатные он-лайн курсы от платформы «Россия – страна возможностей», которые призваны способствовать развитию соответствующих качеств. Через год можно пройти тест повторно. Желающих проверить себя было довольно много. Так, пятикурсник Высшей медико-биологической школы ЮУрГУ Алексей Басков пояснил, что решил проверить, какими качествами он обладает. Кроме того, ему как будущему специалисту интересно, как построен данный тест.

В аудиториях №№ 1001 и 1007 главного корпуса в рамках Дня платформы «Россия – страна возможностей» учащиеся вузов и других учебных заведений прослушали лекции «Как изучать ИТ и ИИ», «Как выстроить личный бренд в социальных сетях и за их пределами», «Как сформировать свой трек развития в студенчестве?» и посетили мастер-класс «Как подготовить себя к публичному выступлению».

Мастер-класс провели Артём Антонович Босоногов и Анастасия Витальевна Калыгина (театральная мастерская «ХарАктер», Международный институт дизайна и сервиса). Мероприятие они выстроили в форме диалога с присутствующими, предложив всем желающим самим рассказать, какие трудности они испытывают, выступая на публике. Ораторы объяснили, почему возникает волнение, как оно проявляется, дали несколько полезных советов, как его побороть, поделились личным опытом, привели множество примеров типичных ошибок и затруднений, какие бывают у тех, кто выступает перед большой аудиторией. Так, не стоит долго и пристально смотреть только на одного из слушателей, не нужно «изучать» потолок или пол. Если ошиблись, например, назвали не ту цифру, не то имя – не паникуйте, а тут же тактично, корректно извинитесь и исправьтесь.

Настоящий оратор должен быть авторитетом, лидером для аудитории, иначе его не будут слушать, поэтому важно не только хорошо выучить то, что хочешь сказать, но и быть готовым к неожиданностям, уметь импровизировать.

Разумеется, нужно понимать характер аудитории: учитывать возраст, образование и многие другие факторы, помнить о регламенте, не забывать о цели выступления, не отвлекаться на посторонние темы. Перед выступлением полезно «выпустить пар», сделать дыхательную гимнастику, артикуляционную разминку.

После этого всем присутствующим показали специальные дыхательные упражнения для ораторов. Общение носило весёлый непринуждённый характер. Спикеры предлагали задавать вопросы во время мероприятия и после него.

Как отметил один из участников, третьекурсник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, будущий историк Александр Перчаткин, мероприятие было весьма интересным и полезным – такие мастер-классы стоит проводить чаще. Юноша собирается посвятить себя исследовательской и преподавательской деятельности, уже сейчас занимается наукой, нередко делает доклады – навыки публичных выступлений ему весьма пригодятся.

Старший преподаватель кафедры «Электропривод, мехатроника и электромеханика» ЮУрГУ Иван Валерьевич Любимов прочитал лекцию «Как сформировать свой трек развития в студенчестве?». Он напомнил, как обычно строится образовательная траектория и карьера, какие пути может выбрать молодой специалист, только что окончивший вуз, обрисовал особенности каждого варианта. Так, можно пойти традиционным путём, работая по полученной специальности и постепенно продвигаясь вперёд. Или попробовать свои силы в бизнесе, открыть собственное дело – это вариант для тех, кто хочет самостоятельности, готов бросить вызов трудностям. Особый путь – заняться наукой. Кроме того, есть возможность проявить себя на общественно-политическом поприще. Особенно успешны в этой сфере те, кто в студенческие годы был общественником, кому нравится иметь дело с людьми. В любом случае опыт общественной работы полезен. Иван Валерьевич отметил, что ЮУрГУ помогает студентам и выпускникам в самореализации, приобретении необходимых знаний в разных сферах – но выбрать тот или иной путь должен сам студент. Оратор подчеркнул, что необходимо учиться, учитывать личный и чужой опыт, действовать продуманно. Обязательно нужно найти себе опытного наставника, который поможет проанализировать ситуацию, найти верное решение; в науке без этого – никуда, да и в остальных сферах, по большому счёту, тоже. Следует не только учиться, но и переучиваться: современный мир стремительно меняется – и рано или поздно непременно возникнет необходимость в повышении квалификации. Южно-Уральский госуниверситет готов в этом помочь: в вузе действуют программы магистратуры, аспирантуры.

Чтобы добраться до вершин, нужен чёткий продуманный план. Карьерную лестницу нельзя преодолеть одним прыжком – только шаг за шагом. Человек должен понимать, чего и в какие сроки он собирается достичь, уметь анализировать, чего достиг, а чего нет, и чего не хватает для достижения цели. Порой стоит остановиться и подумать: всё ли сделано правильно, в том ли направлении двигаемся?

Своё выступление преподаватель иллюстрировал интересными примерами из жизни. Помимо этого, он обратил внимание студентов на то, как в университете, Челябинской области и стране поддерживаются инициативы молодых учёных и предпринимателей, в частности, рассказал о программе «УМНИК» Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Многие выпускники ЮУрГУ стали её участниками и добились успеха. Конкурс «УМНИК» призван поддержать молодых исследователей, которые желают коммерциализовать свои научные идеи. Критерием отбора проектов является, во-первых, научная новизна: предлагаемая идея должна быть впервые сформулирована именно самим участником конкурса. В проекте должны быть отражены научные исследования, в результате которых возникла идея, а также условия, необходимые для её реализации. Во-вторых, актуальность: идея, сформулированная в проекте, должна иметь значение для решения современных проблем и задач как в отдельном регионе, так и в России в целом. В-третьих, идея должна быть технически значимой, то есть оказывать решающее влияние на современную технику и технологии. В-четвёртых, должен быть разработан план воплощения идеи в конечный продукт: от замысла до работоспособной технологии. В-пятых, потенциальный продукт должен иметь возможность внедрения на рынок, промышленную применимость и конкретного потребителя. В-шестых, участник должен ясно представлять пути и способы защиты своих прав, иметь желание создать собственное предприятие и чётко оценивать будущее проекта. И, наконец, большую роль в положительном восприятии проекта в целом играют личность выступающего и качество представления. Тем, кто пройдёт отбор, выделяют грант в размере 500 тысяч рублей на развитие инновационного проекта.

Отбор проходит по шести приоритетным направлениям: «Цифровые технологии», «Медицина и технологии здоровьесбережения», «Новые материалы и химические технологии», «Новые приборы и интеллектуальные производственные технологии», «Биотехнологии» и «Ресурсосберегающая энергетика».

Студент второго курса Уральского филиала Российского государственного университета правосудия Николай Борисов и Валерия Волкова, которая учится на факультете непрерывного образования УрФРГУП, заявили, что почерпнутая информация весьма полезна для построения будущей карьеры: хорошо, когда преподаватель делится собственным опытом, даёт конкретные наставления.

Read 2862 times Published in: [ Образование ]

Leave a comment

Make sure you enter the (*) required information where indicated. HTML code is not allowed.

Name *
Email  *