Понедельник, 25 Ноября 2024

Маэстро Джаз

Wednesday, 15 September 2021 00:00   Иван ЗАГРЕБИН
Маэстро Джаз K2_ITEM_IMAGE_CREDITS из архива Центра творчества

Студентам, что приходят в творческие коллективы Южно-Уральского государственного университета, можно сказать, крупно везёт: возглавляют ансамбли люди талантливые, увлечённые искусством, мастера своего дела. В их числе руководитель джазового оркестра ЮУрГУ, известный челябинский джазмен, исполнитель, композитор Георгий Петрович Анохин.

Как всё начиналось

– Родился я 24 мая 1948 года на Украине, в городе Ровно, – рассказывает Георгий Петрович. – Но детство прошло в Миассе. Мама заметила мои музыкальные способности – и купила баян: фортепиано стоило дорого. Играть на баяне я выучился в музыкальной школе – кстати, многие её выпускники стали известными музыкантами.

Учился я в школе на Машгородке. Там была своя культурная среда, приличная публика. Например, инженеры – среди них и выпускники ЧПИ. Будучи школьником, я ходил в кружок самодеятельности при городском Дворце культуры (клуб «Восток»). О джазе мы тогда мало что знали: было недостаточно информации, особенно о западных оркестрах – разве что о коллективах соцстран, например, Польши. Да и не слишком-то это музыкальное направление тогда пропагандировалось.

Словом, пришёл я в городскую самодеятельность к Геннадию Александровичу Лузину – и он взял меня в свой оркестр. Однако на аккордеоне играть отсоветовал – хотя сам был аккордеонистом. Зато рекомендовал освоить саксофон – что мне удалось довольно быстро. У него в оркестре был свободный инструмент, французский саксофон, на котором я играл в клубе «Восток». Было мне тогда уже 17 лет. Как раз в то время руководство СССР решило сделать в школах не 10, а 11 классов. Предполагалось, что в последнем классе ребята станут обучаться какой-либо рабочей профессии. Этот эксперимент продолжался недолго – кажется, года три или четыре, потом опять вернулись к десятилетке. Однако я в одиннадцатом классе успел поработать токарем на заводе, затем красильщиком – и параллельно продолжал играть в оркестре Лузина. Абитуриентам, имевшим трудовой стаж, предоставлялись определённые преимущества при поступлении в вузы. Мама у меня врач, училась в Перми, и хотела, чтобы я пошёл по её стопам. Но я решил последовать совету Геннадия Александровича Лузина и поступать в музыкальное училище в Кургане. Конкурс там был ниже, чем в Челябинске – и поступил я с первого раза. Правда, пришлось потрудиться: требовалось уметь играть на кларнете. Купил кларнет, хорошо его освоил – и был принят.

Как раз в тот год, если не ошибаюсь, открыли духовой класс. Стали создавать симфонический оркестр. Решил научиться играть и на флейте – и мне очень понравилось. К счастью, схватывал я всё довольно быстро, занимался прилежно – и учёба давалась не слишком трудно. Вскоре меня пригласили в оркестр местного театра оперетты. Учился без троек, стипендию получал, плюс за работу кое-что платили – не голодал. Когда мама хотела прислать мне денег, я ей твёрдо ответил, что сам себя обеспечиваю.

Года через полтора мама сказала, что меня готовы прослушать в Челябинском музыкальном училище, и настояла, чтобы я перевёлся туда – ближе к дому. Когда я пришёл на прослушивание, в соседней аудитории мой сверстник играл Моцарта. Я понял, что до такого уровня ещё не дорос – и стал заниматься ещё усерднее. В Челябинском музучилище моим главным наставником был Николай Маркович Липай.

 

Путь музыканта

В 1970-е годы во Дворце культуры железнодорожников был джазовый оркестр, который возглавлял Олег Васильевич Тергалинский. Он, кстати, руководил многими эстрадными коллективами, о нём есть статья в энциклопедии «Челябинск». Так вот, Олег Васильевич пригласил меня на прослушивание – и взял в свой коллектив саксофонистом. С этим оркестром я ездил на гастроли не только по Советскому Союзу, но и за рубеж, в частности в Польшу. Оркестр был замечательный, многие музыканты из его состава потом уехали работать в Москву, в том числе в знаменитый оркестр Олега Леонидовича Лундстрема. Звали и меня. Но, если честно, не хотелось: в Челябинске мне как-то уютнее. Где-то в 1980-х мною организован ансамбль L-band.

Девять лет работал в Челябинской филармонии, с программой для детей. Наверное, это время было самым продуктивным, самым лучшим в моей творческой деятельности, несмотря на все трудности. Хотелось не столько следовать традиции и исполнять чужие произведения, сколько самому сочинять музыку – и самому её играть. Было много приглашений на джазовые фестивали, в том числе международные. Объездил чуть не весь бывший Советский Союз. С Валерием Нагорным и другими джазменами играли авторскую программу. Причём к каждому фестивалю я писал по три небольших пьесы – минут на 20–30. Так что эти гастрольные поездки были интересны в творческом плане.

В Челябинске выступал в Органном зале: в среднем один-два концерта в месяц. Написал музыку к джаз-балету «Золотой петушок», который исполнили на сцене Челябинского театра оперы и балета имени М.И. Глинки, хореографической постановке «Сюита ускользающего времени» для театра современного танца Владимира Поны, а также много музыкальных пьес и программ. Выступать довелось, например, с нашим выдающимся органистом Владимиром Викторовичем Хомяковым. Играли разную музыку: от классики до New Age. Делал аранжировки.

В то время ректор, а ныне президент ЮУрГУ Герман Платонович Вяткин как-то раз встретил меня – мы давно знакомы, – спросил, могу ли я написать гимн университета. Я ответил, что не знаю, но попробую. Примерно через неделю музыка была готова. По-моему, получилось здорово. Автором текста стал выпускник энергетического факультета Анатолий Михайлович Коломейский. Аранжировку сделал известный челябинский музыкант-аранжировщик, композитор Владимир Владимирович Батраков. В соавторстве мы создали несколько концертных программ, в том числе джазовых, также в содружестве записали диск «Ангел на моём плече».

В 2000-м году Герман Платонович Вяткин предложил мне создать в ЮУрГУ джазовый оркестр. Дело непростое. Но справились.

Работать в Южно-Уральском госуниверситете комфортно. Поддержка ректора Александра Леонидовича Шестакова, непосредственная заинтересованность директора Центра творчества Светланы Владимировны Филипчук создают атмосферу, в которой приятно не просто существовать, но и творить. За время работы здесь записал несколько компактов-дисков. Написал в содружестве с Анатолием Коломейским ряд песен. Одна из них прозвучала в 2008 году на торжественном концерте, посвящённом юбилею университета. Есть там такие слова:

Научись понимать и вникать!

Научись новизну созидать!

Научись не бояться преград!

Научись видеть звёздный парад!

Научись быть по жизни мудрей!

Научись быть немного добрей!

Бороздить необъятную высь!

Научись, научись, научись!

Для выпускников университета создана песня «До свидания, ЮУрГУ!» – её слышали все, кто бывал на торжественных церемониях вручения дипломов.

 

Об учениках

По опыту работы в стенах вуза могу сказать: студенты, имеющие музыкальное образование, идут в наш ансамбль довольно охотно. Конечно, уровень подготовки у всех разный. А наскоком в музыке ничего не взять, нужно упорно заниматься, к чему не всякий готов. Конечно, обязательно провожу прослушивание. Сейчас мало ребят, играющих на духовых инструментах. К сожалению, эта проблема существует не только в нашем вузе. Но всегда есть на кого опереться, у меня хороший помощник – Иван Пона: он преподаёт в Южно-Уральском государственном институте искусств, а в джаз-оркестре ЮУрГУ трудится концертмейстером. Кроме того, он играет в ансамбле «Уральский диксиленд Владимира Бурко». Также помогают концертмейстеры, замечательные музыканты-исполнители Игорь Борискин, Константин Щеглов, Станислав Бернштейн, Сергей Стафеев. Все они профессионалы.

Поскольку уровень у всех студентов, приходящих к нам, разный, к каждому нужно найти подход. Но если у них глаза горят, если хотят заниматься, не опускают руки – толк всё-таки будет. Конечно, не все станут звёздами, но прилично играть смогут. Чтобы им не было слишком сложно, я стал писать современные варианты джазовой музыки – такие, чтобы были под силу даже новичку. Создаю достаточно простые, но ритмичные композиции – красивые, радующие слух. И ребята занимаются с интересом, так что даже с такими относительно несложными композициями на фестивалях завоёвываем первые места!

Стараюсь развивать у своих учеников эмоциональное восприятие музыки: исполнители должны сопереживать, потому что иначе это будет игра пассивная, механическая. Поэтому, например, исполнение рок-музыки и фанк-музыки сопровождаем элементами хореографии.

Параллельно с работой в ЮУрГУ уже 20 с лишним лет творю с детьми в студии «Бэби-джаз». Некоторые из её воспитанников – например, флейтистка Полина Васильева и саксофонист Александр Стафеев – пришли потом в наш университет и играют джаз. Помню, осуществили интересный проект: совместное выступление студентов джаз-ансамбля ЮУрГУ и школьников из «Бэби-джаза»: по 15–20 человек от каждой стороны, разных возрастов – от семилеток до выпускников. Это было здорово, интересно, мощно, красиво!

Мои ученики участвуют в фестивале «Бэби-джаз» и других фестивалях, в том числе международных, например, «Такой удивительный мир».

 

О планах

Нынешний состав джазового оркестра ЮУрГУ хороший. С ребятами есть контакт. Играем джаз, рок – и им нравится.

Нужно готовить новых учеников, причём с первого курса. Ведь, как ни печально, ребята, отучившись, уходят. Нужна смена. Поэтому ищем новые таланты. Конечно, понимаем, что главное для студентов – учёба. Но всё же есть и досуг. И лучше его провести с пользой. Поэтому через университетскую газету хочу пригласить ребят, умеющих играть на музыкальных инструментах, в наш оркестр. Хочу, чтобы первокурсники поняли: студенческие годы пролетят быстро – но воспоминания, яркие впечатления должны остаться навсегда. Играть в нашем оркестре, заниматься творчеством – значит жить интересной, насыщенной жизнью. Конечно, не все станут профессиональными музыкантами, но кто-то, вполне возможно, пойдёт по этому пути. Например, мой выпускник Валентин Ласков играет на саксофоне и флейте, связал жизнь с музыкой, играл в военном оркестре, поступил в Челябинский государственный институт культуры.

Приятно, когда ученики не забывают, пишут, делятся радостями, говорят о достижениях, вспоминают, как играли, хотят встретиться и сыграть снова. Было бы, конечно, здорово собрать вместе ребят разных поколений на одном концерте.

Есть много задумок. Иногда вдохновение рождается под впечатлением. Музыка приходит во сне. Хочется написать интересную музыкальную композицию – и подобрать визуальный ряд к ней. Но это должен быть уже целый фильм.

Так что планов громадьё: будем творить!!!

Read 3188 times Published in: [ Popular ]

Leave a comment

Make sure you enter the (*) required information where indicated. HTML code is not allowed.

Name *
Email  *