Пятница, 22 Ноября 2024

Александр Шестаков: «ЮУрГУ принял вызов пандемии и оперативно нашел ответы»

Tuesday, 11 May 2021 00:00   Татьяна СТРОГАНОВА
Александр Шестаков: «ЮУрГУ принял вызов пандемии и оперативно нашел ответы» K2_ITEM_IMAGE_CREDITS Олега ИГОШИНА, Данила РАХИМОВА

Коронавирусная атака стала вызовом для всех вузов. События развивались стремительно. Это ускорило процессы, направленные на повышение качества образования, в Южно-Уральском государственном университете.

 

Ректор ЮУрГУ, доктор технических наук, профессор Александр Леонидович Шестаков рассказал, как в условиях пандемии вузу удалось не только выполнить свои обязательства, но и продолжить развитие.

 

Регламенты дистанционного обучения

– С какими трудностями столкнулся университет при переходе на удалённый режим обучения?

– Первая трудность – необходимо было в сжатые сроки перейти в дистанционный режим. Речь шла о кардинальных изменениях работы университета. Мы действительно сумели оперативно осуществить переход благодаря тому, что Институт дистанционного образования ЮУрГУ уже больше десяти лет целенаправленно развивает эти технологии. Для проведения учебных занятий были разработаны электронные курсы практически по всем дисциплинам.

Возникла и вторая задача – сохранить качество обучения. И здесь на помощь пришли прежние наработки. За полгода до пандемии мы провели масштабное обучение технологиям дистанционного образования. Обучение прошли более пятисот преподавателей ЮУрГУ. Это была масштабная работа.

Мы разработали внутренние регламенты – единые требования для проведения лекций и практических занятий, а также для экзаменов и защиты выпускных квалификационных работ удаленно. На мой взгляд, именно выработка единого подхода к проведению занятий и промежуточной итоговой аттестации с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий сыграла ведущую роль в обеспечении качества образовательного процесса в условиях пандемии.

Регламенты задали требования по наполнению электронных учебных курсов в части содержания и формы. Кроме этого, они содержали требования к формам взаимодействия преподавателей и студентов в процессе проведения занятий, а также контроля преподавателя за работой студентов. Предусмотрена обратная связь. Студентам задаются вопросы на понимание ключевых моментов лекции и анализируются ответы.

Вообще организация контроля образовательного процесса стала важной составляющей обучения в новых условиях. Проверку соответствия учебных материалов требованиям регламентов осуществлял отдел контроля, лицензирования и аккредитации университета. Контроль за работой студентов и посещением занятий выполняли преподаватели.

Особое внимание в Южно-Уральском государственном университете было уделено организации практической подготовки студентов и проведения научных исследований аспирантами в условиях реализации образовательных программ высшего образования с применением дистанционных образовательных технологий. Мы поддерживали профессорско-преподавательский состав, организовывая работу в условиях дистанционного формата, а также в режиме смешанного обучения. В период пандемии в большинстве лабораторий занятия проводились офлайн с соблюдением всех мер безопасности и требований Роспотребнадзора.

 

Цифровой двойник

– Расскажите о корпоративной информационной системе «Универис».

– Она разрабатывается и совершенствуется уже более сорока лет. К моменту начала пандемии в вузе была создана цифровая образовательная среда, которая позволила организовать обучение студентов, аспирантов и слушателей программ дополнительного образования с применением дистанционных технологий.

Корпоративная информационно-аналитическая система «Универис» (КИАС «Универис») – это фактически цифровой двойник университета, содержащий информацию о различных сторонах образовательной деятельности ЮУрГУ. В этой системе формируются учебные планы направлений и специальностей, рабочие программы учебных курсов, учебные группы, ведется сопровождение работы студентов.

Все образовательные ресурсы университета интегрированы в единую систему авторизации, которая требует лишь одну учетную запись – как для преподавателя, так и для обучающегося. Разработана балльно-рейтинговая система оценивания результатов освоения образовательных программ, автоматизированы ее компоненты, в частности электронные журналы преподавателя и система анализа успеваемости студента.

В течение всего периода обучения организован внутренний документооборот по учебной деятельности, на основе электронной подписи. Система содержит информацию о кадровом составе кафедр, факультетов и институтов. Для автоматизации и более оперативной работы в системе КИАС «Универис» для каждого студента и преподавателя открыты личные кабинеты, где осуществляются все необходимые коммуникации. В системе есть модуль «Приемная комиссия», в котором ведется работа по организации приема студентов в онлайн- и офлайн-режиме, а также формируются учебные группы в соответствии с учебными планами.

Образовательный портал «Электронный ЮУрГУ» включает все учебные материалы лекций, семинарских и практических занятий, позволяет организовать и осуществлять контроль всех видов практической подготовки студентов (лабораторно-практических занятий, практикумов, учебной и производственной практик). Здесь же ведутся контроль и учет посещаемости студентами всех занятий. Портал организован на открытой платформе MOODLE и представлен на трех языках: русском, английском и китайском.

Есть и внешние образовательные ресурсы. Этот элемент образовательной среды содержит источники из электронных библиотечных систем. Предусмотрен доступ к информационным базам научных журналов, которые необходимы как для научных исследований, так и для учебного процесса, и к виртуальным лабораториям. Ресурс также включает наукометрические базы Scopus и Web of Science, базу российских и зарубежных патентов. Важной частью ресурса является организация на суперкомпьютере университета зарубежных дорогостоящих и широко используемых программных продуктов, в числе которых ANSYS, SFTC DEFORM, Math Works, MATLAB. Облачный доступ к ним позволяет существенно экономить затраты университета на приобретение и поддержание лицензий.

В последнее время много задач решается на основе моделирования. Это один из главных факторов научной деятельности. В период пандемии суперкомпьютер ЮУрГУ был полностью загружен, благодаря интернету организовали доступ к нему, и это стало реальной поддержкой в развитии науки.

 

Поддержка преподавателей

– Что ещё было сделано для преодоления возникших проблем?

– Был доработан сервис авторизации для возможности подключения сторонних пользователей – например, председателей государственных экзаменационных комиссий (ГЭК) и членов комиссии ГЭК (работодателей). Произошло расширение функционала для представителей учебных отделов и деканатов. Через личные кабинеты сотрудников в КИАС «Универис» осуществлялась печать студенческих билетов без сбора фотографий. У обучающихся появилась возможность заказать необходимые справки, получить графики по ликвидации задолженностей или согласовать пакет документов при подготовке архивных документов для выпускников.

В качестве приоритетного направления в период массового перехода на дистанционное обучение была выбрана поддержка преподавателей, которые не остались один на один с проблемой. Ведь основной фактор, обеспечивающий качество, – это квалификация преподавателя. Мы разработали и внедрили комплексную систему мер, направленную на переход всех учебных дисциплин в онлайн-режим. Наполнили образовательный портал всеми необходимыми методическими материалами, организовали постоянное онлайн-консультирование преподавателей.

 

Финансовая стабильность

– Как отразилась пандемия на финансовой устойчивости ЮУрГУ?

– Изменения экономической ситуации в период пандемии привели к сокращению внебюджетных доходов и одновременно к росту непредвиденных расходов на обеспечение перехода в дистанционный режим обучения студентов и слушателей. Нам пришлось закупать дополнительные серверы, чтобы правильно организовывать работу, вкладывать средства в информационную инфраструктуру.

Больше всего доходов университет потерял по направлению «Дополнительное образование». Кроме того, к потере доходов привело сохранение стоимости обучения в 2020 году на уровне 2019 года.

Мы вынуждены были организовать в одном из общежитий карантинную зону, в которой 14 дней находились все студенты, возвратившиеся из зарубежных стран.

ЮУрГУ дополнительно потратил средства на оборудование, разработку и закупку программного обеспечения, обучение профессорско-преподавательского состава, на создание онлайн-курсов или адаптацию курсов, размещенных на открытых платформах, на организацию и проведение вебинаров. При этом трудозатраты преподавателя при дистанционном обучении не ниже, а выше, поскольку требуется освоение новых навыков, подготовка иных учебных материалов и индивидуальная работа со студентом.

Министерство науки и высшего образования РФ для стабилизации финансового положения университета предоставило за счет средств федерального бюджета финансовую помощь в объеме, соответствующем вынужденным расходам, понесенным в связи с противоэпидемическими мероприятиями. Это благоприятно повлияло на финансовую устойчивость университета.

В период пандемии мы ожидали сокращения платежей внебюджетного образования, но, к счастью, этого не произошло. Несмотря на возникавшие трудности, ЮУрГУ располагает ресурсами для выполнения всех обязательств перед студентами, преподавателями и сотрудниками.

 

«Студенты – наши дети»

– Какие меры по поддержке студентов были вами предприняты?

– Всем студентам, предоставившим в электронном виде справку, подтверждающую право на выплату, своевременно назначалась и выплачивалась социальная стипендия. Студентам, у которых заканчивалось действие справки, подтверждающей право на выплату социальной стипендии с 15 марта по 15 мая 2020 года, назначалась и выплачивалась материальная помощь.

Также мы помогли студентам, обращавшимся за материальной поддержкой в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (лечение, оплата тестов и тому подобное), и студентам, проживающим в общежитиях (2031 человек – 10,2 миллиона рублей). Кроме того, была введена рассрочка платежей за обучение вплоть до помесячной оплаты.

ЮУрГУ в онлайн-режиме провел празднование Навруза и Дня арабской культуры. Университет принял активное участие в онлайн-мероприятиях, проводимых Всемирной ассоциацией выпускников в честь 75-летия Великой Победы. Центр социокультурной адаптации проводил онлайн-мероприятия по изучению русского языка. Было подано четыре проекта на грантовый конкурс молодежных инициатив.

Для того чтобы минимизировать выход студентов в места массового скопления народа и снизить риск заболевания, разработали и перевели на английский, китайский и арабский языки навигатор по личному кабинету «Как получить квитанцию, не выходя из комнаты».

Ребят из Таджикистана, Узбекистана, Туркменистана и Киргизии поддерживали диаспоры и екатеринбургские консульства. Нуждающиеся студенты получили продуктовые наборы. Медицинские маски, присланные партнерами из Китая, также были распределены среди иностранных студентов.

Учебные комнаты в общежитиях оборудовали компьютерами и подключением к сети Интернет для сдачи сессии онлайн. Осуществляется ведение группы «ВКонтакте» «Ассоциация иностранных студентов и выпускников Южного Урала», где представлена полезная информация и даются рекомендации. Есть страницы в Инстаграме. Проводятся конкурсы, опросы, прямые эфиры и мастер-классы.

В еженедельном режиме в сетях и интернет-ресурсах проходила трансляция «Прямого разговора с ректором», которая давала возможность студентам получить ответы на все волнующие вопросы, касающиеся учебы и проживания.

 

Главные уроки

– Какие уроки вы извлекли из создавшейся ситуации и как будете строить дальнейшую работу?

– Первый урок – деятельность, связанную с использованием дистанционных технологий, надо развивать, и двигаться в этом направлении нужно все быстрее. Пандемия изменила систему образования. Будет больше дистанционных курсов. Сейчас благодаря опыту прошлого года мы создаем качественные инженерные курсы, формируем свою платформу дистанционных образовательных курсов, которые соответствуют образовательным программам.

Все студенты вне зависимости от страны, откуда они прибыли к нам на обучение, – наши дети. Второй урок – нам нужно теснее с ними работать, больше вникать в их проблемы и понимать возможности. В период пандемии многие студенты не смогли приехать в университет, были вынуждены остаться дома, в своих странах. При этом не везде был Интернет. У части студентов имеются пробелы в знаниях, потому что у них не было возможности качественного доступа к нашим ресурсам. Сейчас мы организуем оценку состояния компетенций, которые они получили. При необходимости проведем дополнительную работу, чтобы подтянуть знания до требуемого уровня.

Опыт показывает, что нужно активнее взаимодействовать с диаспорами и консульствами. Пользуясь случаем, хочу сказать спасибо за поддержку наших иностранных студентов. Стоимость билетов очень высока. Для того чтобы вернуться к обучению в режиме офлайн, требуются немалые деньги. Мы должны отнестись с особым вниманием к студентам, которые приезжают к нам учиться из сел, других регионов страны и из-за рубежа, и помочь им преодолеть пробелы в знаниях, вызванные недостаточными техническими возможностями.

Пандемия не повлияла на научную деятельность, которая успешно велась в ЮУрГУ по всем направлениям. В соответствии с требованиями Роспотребнадзора работали все научные лаборатории. Ни один научный проект не был сорван.

Сейчас мы работаем над тем, чтобы успешно зайти в проект «Приоритет-2030». Создан консорциум трех университетов Челябинской области и научного центра Российской академии наук. Южно-Уральский госуниверситет с уверенностью смотрит в будущее. Мы развиваем науку на мировом уровне и получаем научные результаты. Мы разрабатываем новые учебные курсы и образовательные программы, соответствующие международному уровню. Мы продолжаем вести инновационные разработки, очень важные для региона и страны.

Read 3159 times Published in: [ Образование ] Last modified on Friday, 21 May 2021 07:15

Leave a comment

Make sure you enter the (*) required information where indicated. HTML code is not allowed.

Name *
Email  *