Понедельник, 13 Мая 2024

Алмаз требует огранки, или Творчество как профессия

Monday, 19 January 2015 23:00   Яна АЙНСАНОВА
Жена стала моей музой Жена стала моей музой

Руслан Султанов-Ральников родился поздней осенью 1977 года в Сатке. С раннего детства проявлял большой интерес к рисованию.

В школе появилась мечта стать художником – постоянно рисовал во всех школьных тетрадях. В 1993-м решил поступить на художественно-графическое отделение Златоустовского педагогического колледжа (ЗПК). В 1997-м окончил его – и сразу был призван в армию.

Служил в Екатеринбурге, в воинской части с подразделением художников, состоявшим в основном из выпускников Свердловского художественного училища имени Шадра (СХУ), – там отчасти продолжил обучение. Демобилизовавшись, поступил на заочное обучение в Магнитогорский государственный университет, на всё тот же худграф. Параллельно преподавал в детской школе искусств № 1 и Златоустовском филиале Челябинского художественного училища (ЧХУ). Там продолжал трудиться и после получения диплома. Спустя год был направлен на полугодовую стажировку и повышение квалификации в Российскую академию художеств (Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина).

Вернувшись в Златоуст, получил приглашение на должность преподавателя в СХУ имени Шадра, (от которого не смог отказаться)... но, увы, тесные рамки учебных программ не давали ни морального, ни творческого удовлетворения.

Год спустя Руслану предложили стать художником челябинского арт-предприятия «Антураж». Результат – шесть интересных и плодотворных лет, наполненных получением нового опыта.

Всё течёт, всё меняется. В один прекрасный день у живописца родилась идея создать собственную творческую мастерскую. В итоге появилась художественная студия «Нюанс», где Руслан сейчас преподает.

 

– Руслан, по-моему, ты образец для подражания, пример человека, сумевшего себя реализовать именно в творчестве. Думаю, что тем, кто только начинает путь профессионала, будет очень полезно познакомиться с твоей вдохновляющей историей и получить от тебя совет.

– Для творческого человека крайне важно обладать харизмой. Будь художник даже безумно талантлив, если он не может донести свое творчество до людей, зажечь их сердца, его талант не заметят. Творческие люди – самые рассеянные, иногда необходимо, чтобы рядом был кто-то, кто будет тебя не только поддерживать и вдохновлять, но и дисциплинировать, двигать вперед, этакий моторчик. Для меня сейчас это жена.

Семья – фундамент, основа всего. Как бы высоко я ни поднимался в заоблачные сферы, астрал, есть место, куда я могу и хочу возвращаться, чтобы отдохнуть и со свежими силами отправиться на поиски нового. Семья – своеобразный «батут»: смягчает падения и помогает взлететь.

Жена даже не осознает, насколько значима для меня. Она стала моей музой. После ее появления в моей жизни многое изменилось, я стал искать свой путь, активно развиваться, появилось много идей, я стал осознавать, куда хочу расти, двигаться дальше. Сейчас не представляю, как бы мог жить без жены и дочки.

– Прекрасно, что у тебя есть понимающие близкие люди, которые помогают развиваться!

– Для развития еще очень полезно анализировать собственное творчество, быть себе строгим судьей, уметь посмотреть на то, что делаешь, со стороны. Например, сейчас преподаю, но собственные работы оцениваю так, как будто ученик – я. Есть разные способы изменить точку обозрения – поглядеть на картину в зеркало, например. Если сумеешь найти и исправить недостатки – будешь спокойнее воспринимать оценки со стороны. Это касается и личности: надо уметь время от времени посмеяться над собой, отметить, где был не прав.

– Знаю, что ты очень много и упорно учился по специальности, окончил не одно учебное заведение. Расскажи, что тебе, творцу, дала учёба?

– Обучение похоже на мозаику, которая складывается постепенно: чем больше учишься, тем больше в ней мелких деталей, ярче и четче картинка, меньше пробелов. Со временем пласты знаний накладываются друг на друга – у картинки появляется объем. Иногда последовательно складываешь фрагменты – в процессе обучения они сами становятся на места, а иногда это словно озарение. Повлиять может человек, слово, событие. В процессе обсуждения урока, на экзамене – где угодно вдруг несколько больших частей мозаики сходятся в единое целое. Сейчас в процессе работы часто ловлю себя на ощущении дежавю – использую какую-либо технику, например, и понимаю, что мы этим занимались когда-то на мастер-классе, и вот теперь, спустя много лет, она пригодилась.

– То есть, все полученные навыки так или иначе реализуются и пригождаются, даже если сразу точно не знаешь, где и когда их применишь?

– Да, можно долго бессознательно пользоваться наработанными умениями, и только позже понять, что именно и где оказалось полезным. Для образности, представь, что ешь салат, там много ингредиентов, все вместе они дают отличный вкус, но неожиданно тебе попадается на вилку маленькая кукурузинка – и только тогда  замечаешь, какая она сама по себе. Ощутить вкус полученных знаний тоже можно, и это не менее приятно.

Важный момент: учиться нужно систематично, всему свое время, каждый слой умений должен логично накладываться на предыдущий.

– Считаешь, что обязательно нужна некая база?

– Конечно. Не понимаю любителей, которые мнят себя профи – и при этом не только профессионального образования не имеют, но и самообразованием серьезно не занимались. Одно дело, когда великий художник, проделав гигантскую работу над собой, достигнув мастерства, отходит от стандарта и говорит, что это его видение. Но совсем по-другому воспринимаются люди, которые «своим видением» просто прикрывают неумение рисовать. Правильно говорил товарищ Ленин: учиться, учиться и еще раз учиться. Талант, как алмаз, нуждается в огранке, иначе он так и останется всего лишь сырым материалом. Чтобы бриллиант заблестел и не тускнел, надо приложить и прилагать всю жизнь массу сил.

– Говорят, что талантливый человек талантлив во всём. Ты занимаешься не только живописью, но и фотографируешь, работаешь с гипсом и деревом, делаешь прекрасную авторскую мебель.

– Мне всё интересно, всё тесно переплетено между собой – музыка, живопись... Когда пишу, почти всегда что-нибудь слушаю, настроение мелодии напрямую влияет на настроение картины. Иногда во мне сначала рождается звук, мелодия, и я переношу ее на холст. Кстати, хочу себя попробовать и как режиссер. Есть идея снять фильм, оживив картины и добавив в них звучание. Советую не замыкаться на чем-то одном, вдохновение повсюду.

– Соглашусь с тобой. Многогранность наверняка позволяет сделать мозаику знаний и умений ещё более обширной, фактурной. Руслан, расскажи, пожалуйста, с какими трудностями сталкивается творческая личность в поисках самореализации?

– Очень важно найти единомышленников, неравнодушных людей, которые смогут вовремя похвалить или поругать твое творчество. Творцы – ребята мнительные, если никому не нужно то, что они делают, то им очень сложно, как и без конструктивной критики. Очень трудно, когда в семье не сразу понимают серьезные намерения творца. Родители и близкие могут отговаривать, смотреть на вас через призму стереотипов, что все творческие люди – богема, бездельники и нищие. Иногда только оценив первые признанные результаты труда, члены семьи понимают, что среди них одаренная личность, что музыкант, писатель или художник тоже умеет зарабатывать на жизнь. Через это нужно пройти. Хорошо, когда есть друзья, которые поддержат. Мне везло в этом смысле: всегда рядом был кто-то вдохновляющий. Часто достаточно хорошего примера или ориентира, чтобы найти силы двигаться дальше.

Очень важно, чтобы человек действительно хотел заниматься тем, чем занимается.

Большое желание поможет победить в ежедневных маленьких сражениях с ленью, усталостью. Преодолеть один этап никогда не бывает достаточно, работать над собой нужно всегда. Надо ценить и использовать каждое мгновение. Полежишь утром лишние пять минут – а днем их не хватит, чтобы закончить что-то важное. События, решения циклично и плотно взаимодействуют в нашей жизни. При этом всё индивидуально – график работы, методы. Нужно прислушиваться к своей интуиции, она подскажет, как правильнее поступить.

– Ещё несколько советов в завершение нашего разговора?

– Нужно быть проще, во всех смыслах. Излишняя скромность, конечно – как пятая нога собаке, но и безмерно гордиться каждым микродостижением тоже не стоит. Не бойтесь экспериментов, поисков. Цените мгновения, каждая секунда жизни бесценна. Очень полезно завести дневник, особенно если нет возможности постоянно с кем-то обсуждать свою работу. Записывайте то, что считаете важным, анализируйте – через какое-то время наверняка покажется, что старые записи делали не вы. Учитесь черпать вдохновение в творчестве других мастеров, не только вашего направления.

Верьте в себя. Только тогда найдутся люди, которые смогут поверить в вас. Если есть желание, вера в свои силы, готовность много работать, учиться – будут и результаты, и понимающие люди, всё обязательно получится.

– Спасибо, Руслан, за беседу! Я думаю, твой пример многим поможет смелее смотреть в будущее.

Read 3039 times Published in: [ Культура ]
X
NEXT_SUGGESTED_ARTICLE

Знаменательные даты ЮУрГУ

4 мая 85-летие со дня рождения Михаила Ефимовича Гольдштейна (1939–2021) Кандидат технических наук, в 1999–2013 годах заведовал кафедрой...

Leave a comment

Make sure you enter the (*) required information where indicated. HTML code is not allowed.

Name *
Email  *