Понедельник, 25 Ноября 2024

А у русских немцев праздник!

Thursday, 25 December 2014 23:00   Алёна АЛЕКСАНДРОВА, ФЖ-111

Россия – многонациональная страна. На её территории живут и татары, и казахи, и башкиры… И даже немцы. О том, откуда немцы взялись в России, как живут, какие традиции соблюдают, рассказывала традиционная ежегодная выставка «Рождество русских немцев», проходящая в Челябинском государственном краеведческом музее.

Готовится эта экспозиция совместно с областным Немецким культурным центром.

Немецкая диаспора в России появилась в XVII веке, тогда немцы, как и выходцы из других европейских стран, жили в крупных городах, где выделяли такие особые районы. Им разрешалось жить только в этих районах. Называли их немецкая слобода. Само слово немец означает «немой», то есть не говорящий, не понимающий по-русски. Особенно много немецких специалистов в российские города приехало при Петре I. Это были военные, инженеры, кораблестроители, механики, часовщики. При Екатерине Второй, которая сама была немка и долго правила Российской Империей, территория государства увеличились и появились обширные малозаселенные районы с плодородной землёй. Тогда она приняла решение пригласить для  освоения земель своих соотечественников. Гонцы отправились в Германию и предлагали всем желающим, тем, кто отличался достойным образом жизни и хорошо вел хозяйство, переселиться в Россию. Здесь им обещали земли, подъемные средства. И вот такие чисто немецкие деревни, целые области появились в Поволжье. Долго существовала, ещё в XX веке, после падения Российской Империи республика немцев Поволжья, на Урале немцы живут довольно давно. Первая группа немцев поселилась в Златоусте – на оружейную фабрику пригласили немецких специалистов из города Золингена – клинковых кузнецов и граверов, специалистов по украшению оружия. В конце XX века здесь появляются сельские немцы, которые достаточно плотно освоили территории Поволжья. С Кавказа, Украины, когда начинается аграрное переселение вместе с другими народами на Урал и в Сибирь, приезжают немцы-колонисты. В Челябинской области было несколько немецких деревень – в основном, в Троицком, Октябрьском районах. Экспонаты выставки как раз рассказывают о жизни и быте этих немцев. И конечно, об их самом главном празднике – Рождестве.

Начинаем наш рассказ об адвентах — это время подготовки к Рождеству, то есть четыре недели до Рождества. В первом зале представлены образцы календарей, которые были сделаны специально для детей. Календарь представлял собой ёлку с мешочками. Один мешочек с подарком – один день до праздника. Календари делают дети вместе с родителями или же мама для ребёнка. Подарки, находящиеся в мешочках, он получает за какие-то хорошие поступки. На стол кладётся венок адвента, украшенный бордовыми лентами. В это время человек должен подумать о своём поведении, чтобы с чистой душой прийти к Рождеству. Каждое воскресенье вся семья собирается за столом, в центре которого адвентский венок, на исходящем дне недели зажигается по одной свече. Немцы жили в степных районах, где венок достать невозможно, а ёлки были роскошью, из мест, где росли хвойные леса, приезжали русские крестьяне и продавали немцам рождественские деревья, стоившие довольно дорого. А немцы в то же время были хорошими садоводами, поэтому вместо елки у них стояли ветки вишни. Каждый отец семейства шёл в сад и резал ветки вишни где-то дней за десять до Рождества, приносил их домой, ставил в теплую воду на свет. По тому, как распускались ветки, делали предсказании, каким окажется следующий год. Считалось, что если к Рождеству появятся листочки, а к Новому году зацветет, то урожай будет хороший. Также в адвент читали Священное писание, потому что Рождество — это время общения со Всевышним.

Во втором зале наглядно показана история появления рождественской сказки. Мамы, чтобы напомнить своим детям библейскую историю, делали вертепы – макеты пещеры, в которой родился Христос, шили кукол, которые изображали библейских персонажей – Иосифа, Марию и Иисуса, волхвов. Рождество — это также приготовление угощений. Немецкие хозяйки славятся умением делать разнообразные виды теста: вафельное, песочное, слоеное, бисквитное и заварное. На выставке представлены различные приборы, при помощи которых готовили тесто, старинные формочки для печенья, кофемолки, щипцы для колки сахара, потому что сахар продавался большими кусками. Хозяйкам приходилось хорошо поработать, чтоб угостить гостей сладостями. В Сочельник или первый день Рождества – днем 24 или вечером 25 декабря – в некоторых деревнях не ели мясного – только сладкое: крестьяне считали, что если съесть много мяса, скот будет страдать от волков. Но 25 декабря, так как гуляли на улице, появлялись знаменитые гуси с яблоками и домашняя лапша. Готовясь к Рождеству, повторяли известные немецкие песни, которые исполняли под аккомпанемент цитры, похожей на русские гусли, или же фисгармонии – подобия фортепиано. И конечно, во время адвентов, принято ходить в церковь, поэтому на выставке представлены облачения немецких священников: в лиловых тонах, которые символизируют покаяние, вели повседневные службы, а в Рождество надевали бело-золотые.

В третьем зале представлены экспонаты быта русских немцев и, конечно же, главный атрибут Рождества – ёлка. В Россию её привез Петр I. Изначально ее наряжали яблоками, орехами и пряностями, например, палочками корицы. Просыпаясь утром, дети первым делом спрашивали: «А чем так вкусно пахнет?». На что мамы отвечали, что приходил рождественский ангел в образе девушки в белом одеянии. Она выбиралась из народа, отличалась добротой и трудолюбием. Девушка символизировала сошедшего с небес Иисуса. Приходила к послушным детям. Это, конечно, всё хорошо, но дети в частности ждали лесного духа, потому что если перепрыгнуть через его палку, всё что не получилось в этом году, получится в следующем. Также Рождество было тесно связано со свадьбами, поэтому на выставке представлены наряды невест до и после вступления в брак, а также уголок возможного приданого невесты и подвенечное платье. Была примета, что если влюбленные поженились на следующий день после Рождества, то их брак окажется.

«Русские немцы» звучит как две противоборствующие стороны. Но этот оксюморон является одной из страниц истории России. Его нужно изучать, потому что, во-первых, мало кто в России знает, кто такие русские немцы. Это народ с непростым прошлым, потому что, когда началась Вторая мировая война, мужчины уходили на фронт, а женщины и дети были высланы в Казахстан и Сибирь. С собой брали то, что можно унесли в руках. На выставке вы можете увидеть эти предметы, потрогать и узнать принцип их действия, а также погрузиться в праздничную атмосферу, вспомнить, что скоро праздник, наконец-то забыть про свои заботы и начать готовиться к Новому году.

Read 2890 times Published in: [ Вне учёбы ]

Leave a comment

Make sure you enter the (*) required information where indicated. HTML code is not allowed.

Name *
Email  *