– Ладмира Эдуардовна, почему в своё время вы выбрали ЮУрГУ и свою специальность?
– ЮУрГУ – наш семейный университет, так же, как ранее существовавший инженерно-строительный факультет. Мой папа в конце 50-х годов учился по специальности «Промышленное и гражданское строительство», одновременно принимая участие в возведении корпусов университета. Несомненно, ощущение причастности к папиным объектам в городе и области очень вдохновляло. Но для меня, девочки, выбрали более комфортную сферу – экономику строительства.
– Чем вам запомнились студенческие годы?
– С удовольствием вспоминаю студенчество – и учебу, и сдачу экзаменов, и подготовку разных моделей шпаргалок для экзаменов, и разработку проектов, в том числе полноценных архитектурных. Очень системно и логично мы погрузились в бухгалтерский учёт, который вела Светлана Толстых, в сметы по строительству, в научную организацию труда с забавными опорными конспектами. Начертательная геометрия, высшая математика, теория вероятностей – вызов интеллекту… Все эти предметы мы успешно освоили и сдали – осталось радостное чувство победы.
– Как сложилась ваша профессиональная судьба после учёбы?
– Строительство – отрасль специфическая, но экономика – вещь универсальная, поэтому мне не составило труда выйти в сферу промышленную, а после и торговую, научную. Время моего студенчества и моего трудового опыта – прямо из учебника новейшей истории. Первое место работы – ЧТЗ, интереснейшая тема – подготовка завода к акционированию. Второе место работы – компания ВЭД крупного холдинга, активная деятельность по обмену российского металлопроката на импортную дефицитную мануфактуру, следующее – строительная компания, занимавшаяся поселками нового, коттеджного, формата.
– Как вы считаете, какими компетенциями нужно обладать, чтобы стать профессионалом?
– Компетенции по мере карьерного роста приходится нарабатывать. И не всегда это психологически комфортно. Вчера ты был друг-коллега, а сегодня – руководитель, распоряжения которого следует исполнять точно в срок. Кроме наращивания управленческих компетенций обязательно профессиональное развитие: знание и финансового рынка – для обеспечения оборотного капитала, и рынка заказчиков и поставщиков – для точнейшего прогнозирования бюджета предприятия, рынка труда – чтобы решить, кого из специалистов выращивать внутри предприятия, а кого можно привлечь извне.
– Чему вас научил университет? За что вы ему благодарны?
– Научил учиться. В отличие от средней школы, где учителя опекают школьников, в вузе результат обучения во многом зависит от студента. Организуешь себя, своё время, свои цели и приоритеты, сможешь собрать команду для исполнения заданий – добьешься успеха. Все как во взрослой жизни.
– Какие профессии востребованы на вашем предприятии?
– Наиболее востребованы в АО «ЧРЗ "Полет"» профессии технического направления: инженер-конструктор, инженер-схемотехник, инженер-программист, инженер-технолог, специалист по метрологии. Мы активно сотрудничаем с Высшей школой электроники и компьютерных наук и Политехническим институтом ЮУрГУ, чтобы привлечь выпускников данных направлений.
– Чего вы ждёте от будущих сотрудников?
– Готовности применять свои знания на практике, свежих идей и открытости новому. Ну а быстро включиться в работу выпускникам помогают действующие на нашем предприятии программы адаптации и наставничество, а также меры социальной поддержки молодежи.
– В чём, по-вашему, заключаются преимущества выпускников ЮУрГУ?
– Для нас основное преимущество – практико-ориентированная направленность выпускников. Мы активно взаимодействуем со студентами: направляем на программы целевого обучения, предоставляем свою материально-техническую базу для прохождения всех видов практик и подготовки ВКР, проводим экскурсии по предприятию, наши сотрудники осуществляют преподавательскую деятельность и входят в состав экзаменационных комиссий. Видя прогресс студента от абитуриента до выпускника, можем быть уверены, что принимаемые на работу молодые специалисты уже знают наши производственные и технологические процессы на практике и имеют отличную теоретическую базу. А чтобы усилить работу по данному направлению, мы пошли ещё дальше и создали на базе академического лицея № 95 первый инженерный класс, что позволит начинать подготовку специалиста уже со школьной скамьи.