В мероприятии приняли участие представители журналистских центров Университета Гётеборга (Швеция), Университета Хаага-Хелиа (Финляндия), Института журналистики Бордо-Аквитании и Института журналистики университета Пари-Дофин (Франция), Университета имени Аристотеля (Греция), преподаватели многих других вузов Европы, в том числе и кандидаты наук, доценты кафедры журналистики, рекламы и связей с общественностью Института медиа и социально-гуманитарных наук ЮУрГУ Ольга Харитонова и Анна Красавина. Участники семинара обсудили специфику журналистики данных (data-journalism) как медиатренда сегодняшнего дня, направления в журналистике, в основе которого лежит сбор, анализ и обработка данных для создания медиаматериалов.
– Участие наших преподавателей в этом семинаре было очень своевременным, поскольку в эти дни кафедра завершает разработку новой топовой магистерской программы по data-журналистике, – говорит заведующий кафедрой ЖРиСО ИМСГН, доктор филологических наук Людмила Шестеркина. – Цель программы – научить будущих медиаспециалистов представлять информацию и рассказывать о важных событиях или явлениях, опираясь не на личностные оценки или пресс-релизы, а на большие объемы проверенных данных. Основная задача data-журналиста – превратить большие данные в понятную историю или красивый визуальный продукт.
Журналистика данных, по мнению многих преподавателей, может включать всё многообразие жанров – от традиционных репортажей, которые создаются на компьютере с привлечением данных в качестве источника, до самых современных способов визуализации информации и новостных приложений.
– На семинаре мы смогли обсудить теорию вопроса, а также инструментарий, который используют современные data-журналисты, – рассказывает разработчик программы по data-журналистике Ольга Харитонова. – Он достаточно универсален: навыки работы с данными будут полезны не только в СМИ, но и при работе с корпоративными медиа, клиентскими рассылками, PR, при создании отчетов для внешних презентаций – то есть везде, где необходимо представить большой объем данных наглядно и убедительно. И мы обязательно учтем эти особенности в своей новой программе.
Спрос на журналистов, работающих с большими данными, во всем мире достаточно велик. Крупные мировые медиа имеют в штате специалистов по работе с данными, и с этого года ЮУрГУ планирует приступить к набору на новую магистерскую программу по data-журналистике.