Пятница, 22 Ноября 2024

Память о погибших – в сердце каждого из нас!

Friday, 15 May 2020 00:00   Валентина ДЕНИСОВА
Память о погибших – в сердце каждого из нас! K2_ITEM_IMAGE_CREDITS Предоставлено автором публикации
Память о погибших – в сердце каждого из нас! K2_ITEM_IMAGE_CREDITS Предоставлено автором публикации
Память о погибших – в сердце каждого из нас! K2_ITEM_IMAGE_CREDITS Предоставлено автором публикации

Наша семья Соколовых тоже внесла свой вклад в Великую Победу 1945 года. Семья была очень большой – 11 человек: отец, Василий Егорович (1895 г. р.), мать, Ксения Никифоровна (1897 г. р.) и дети – Анна (1921 г. р.), Николай (1922 г. р.), Аркадий (1923 г. р.), Максим (1925 г. р.), Геннадий (1928 г. р.), Лидия (1929 г. р.), Юрий (1936 г. р.), Зоя (1939 г. р.) и я, Валентина (1941 г. р.).

Жили скромно, но очень дружно! Никого не пугало, что дом построен из берёзовых жердей – кольев, переплетенных тальниковыми прутьями, утеплённых камышовыми матами. Приемлемый комфорт обеспечивался штукатуркой из смеси глины, песка, конского навоза с последующей побелкой глиной. Практически всю обстановку в доме отец сделал сам – мастер был на все руки! Мы гордились, что у нас такие родители. Мама помогала отцу во всём.

Вскоре семья была вынуждена покинуть крестьянскую усадьбу в деревне Некрасовка и переехать в посёлок Коркино Челябинской области. Казалось, жизнь потекла своим чередом….

Но… в июне 1941 пришла беда – Война. Первым на фронт был призван мой старший брат Николай. Его провожали всей семьей. Было погожее летнее утро. На пункт сбора вместе с нами шли и другие жители посёлка, провожая своих родных на защиту Родины. На площади играли гармошки, стояли машины с лавками в кузове, повсюду развевались красные флаги. Раздалась команда: «По машинам!». Стало тихо, начали прощаться, все заплакали. Машины быстро загрузились и уехали. Провожающие ещё долго стояли, глядя вслед уехавшим грузовикам...

Сначала Николай был направлен в школу младших командиров под Челябинском. Мать пыталась встретиться с сыном перед отправкой на фронт, но не успела…

Был срочный выпуск младших командиров и отправка бойцов на защиту Москвы. Потом – ранение в плечо, госпитали в Рязани, Казани, снова фронт, возвращение в свою часть. Николай переписывался с отцом, старшей сестрой, друзьями и подругами, что жили по соседству, те сообщали матери о письмах Коли, радуя её. Сестра Анна вела переписку с фронтовыми товарищами Николая. В некоторых письмах для нас, малышей, были рисунки: плавающие и летающие птицы. Письмо читалось отцом для всей семьи, перечитывалось по просьбе матери. Она, наверное, помнила все письма своих сыновей.

Второго брата, Аркадия, призвали той же осенью 1941 года. Было холодно, слякотно, хлестал дождь с ветром. Мы все с заплаканными глазами сидели дома, не отрывая взгляд от окна, ждали военкомовскую подводу, которая должна была увезти брата на станцию в Еманжелинск. На подъехавшей к дому телеге сидело несколько человек, которые укрывались от дождя рогожками. Прощаясь с матерью, Аркадий шепнул: «Как хорошо дома!».

Мама запомнила эти слова и говорила их всякий раз, когда мы уезжали надолго!

От Аркадия было несколько писем: учебный пункт, сержант, командир отделения связи, срочное формирование эшелона. «Фронт (оборона Москвы)…, пока жив, здоров…, привет от боевых товарищей – земляков…, надежда на встречу после Победы… Вскоре полевой госпиталь – ранен осколком в лицо, зашили губы, вставили крепкие зубы, и выписали опять на фронт...». В последнем полученном письме Аркаша писал, что слушает с Николаем одних соловьев. Братья переписывались, могли встретиться накануне Курской битвы, но сообщить о встрече, если она и была, так и не успели…

Осенью 1942 года пришел черед идти на фронт Максиму, которому в мае исполнилось 17 лет. Он окончил среднюю школу, начал работать на Коркинском разрезе слесарем по ремонту оборудования. Тылу нужны были тысячи рабочих рук, а фронту – миллионы жизней! До сборного пункта Максима провожали мать с отцом.

Максим прислал письмо… На почтовом штемпеле значилось «Пермь». Было еще одно письмо – последнее, из эшелона, идущего на фронт: «…Кругом следы варварских бомбежек…».

Накануне 1943 года была объявлена очередная мобилизация. Отец понимал, что несмотря на раны и малярию, полученные в окопах Первой мировой, он может быть мобилизован. Так и произошло…. Это были горестные проводы. Прощаясь со всеми нами, отец сказал напутственные слова: «Сохраните корову – семья выживет!».

Семья выживала непосильным трудом матери, сестёр Анны и Лидии, брата Гены. Анна работала инструктором по военной подготовке, получала паёк служащего, обеспечивала получение для семьи продовольственных карточек, талонов на уголь, покосы, пашню под посадку картошки. Геннадия приняли на завод учеником фрезеровщика. Он был настолько мал, что для работы на станке ему сделали настил, чтобы он дотягивался до рукояток. Появился дополнительный рабочий паёк и заработок. Лидия – в сущности, няня, заканчивала семилетку, управлялась с нами, младшими: накормить, одеть, обуть, проверить уроки, нарезать листов из аммональных мешков и сшить тетрадки.

Я, самая младшая в семье, забиралась на крышу и всё смотрела в ту сторону, куда отец ушёл на фронт.

Осень 1943 года нанесла семье незаживающие раны…

Анна перехватила у почтальона адресованные на имя отца похоронные извещения на братьев и спрятала их от матери. Мать, постоянно просившая перечитывать письма сыновей, уставшая спрашивать у подружек Коли о письмах, чувствовала беду.

Николай погиб 17 августа 1943 года и был похоронен под Курском. Фронтовой друг переслал Анне полевую сумку и фронтовые фотокарточки брата.

Извещения о гибели Максима и Аркадия были кратки: «Ваш сын Максим пропал без вести 19 июля 1943 г. в Курской области, Прохоровском р-не, высоте 226,6», «Ваш сын Аркадий, находясь на фронте, пропал без вести в октябре 1943 г.».

Братья погибли, так и не узнав, что когда они шли вх последний бой, на помощь фронту был призван отец.

Война движется к западным рубежам. Освобождены Кубань, Севастополь, Киев, Одесса, Ленинград, Мурманский север. Артиллерийскими салютами отмечаются доблесть и отвага живых и погибших при освобождении родной земли бойцов.

9 Мая – день Победы! Наша семья выдержала все беды. У мамы не было слез плакать. Отец вернулся в августе 1945-го. Был награждён медалью «За отвагу», орденом Славы III степени и многочисленными грамотами.

Мать была удостоена ордена «Материнская слава» I степени. Возвращаясь с торжественного приёма, она присела на крыльцо нашего нового дома. Дом построили собственными силами, с подполом, с просторными сенями, двором, огородом-кормильцем, примыкавшим к речке Каменке. Этот дом стал малой родиной для большой семьи Соколовых. На крыльце маму встречали все домочадцы. Прижавшись друг к другу, отец с матерью взялись за руки и переживая от впечатлений, мама сказала: «Я всех вспомнила, войну тоже вспомнила». И добавила, обращаясь к папе: «Отец, как хорошо бы жилось, если бы с нами были все наши дети!».

Безмерная благодарность и низкий поклон нашим родителям – Василию Егоровичу и Ксении Никифоровне Соколовым! Погибшим на фронте героям – братьям Аркадию, Николаю, Максиму. И ныне здравствующим: Юрию Васильевичу – инженеру, проработавшему почти 60 лет в Государственном ракетном центре в Миассе; Зое Васильевне – медицинскому работнику.

Я стала инженером и педагогом.

Мы помним всех и благодарны им за мирное небо и Победу в Великой Отечественной войне!

Read 3336 times Published in: [ «В центре событий» ] Last modified on Friday, 23 December 2022 01:47

Leave a comment

Make sure you enter the (*) required information where indicated. HTML code is not allowed.

Name *
Email  *