Понедельник, 25 Ноября 2024

Играть, видеть, познавать

Monday, 03 June 2019 00:00   Дмитрий ЧЕРНЫХ, доцент кафедры дизайна и изобразительных искусств
Слева направо – Анастасия КИРДАНЬ, Юлия КИРИЛЛОВА, Анастасия БУКРИНА Слева направо – Анастасия КИРДАНЬ, Юлия КИРИЛЛОВА, Анастасия БУКРИНА K2_ITEM_IMAGE_CREDITS Виктории МАТВЕЙЧУК
Обложка игры Обложка игры

Студенты и преподаватели Южно-Уральского государственного университета в рамках нацпроекта «Цифровая экономика» работают над игровыми приложениями для слабовидящих дошкольников.

 

Приложения «Веселый сад» и «Времена года» можно использовать для коррекционной работы. Команда проектировщиков уже получила авторское свидетельство на программный продукт.

Одна из задач нацпроекта «Цифровая экономика» – преобразование приоритетных отраслей экономики и социальной сферы, включая здравоохранение, образование, промышленность, посредством внедрения цифровых технологий и платформенных решений. На сегодняшний день в России ощущается как количественный, так и качественный дефицит методических и дидактических учебных пособий для детей с особыми образовательными потребностями. В связи с этим насущной необходимостью становится создание благоприятной цифровой среды для людей с ограниченными возможностями здоровья.

В 2018 году в Южно-Уральском государственном университете для решения этого вопроса создана широкая междисциплинарная коллаборация, объединившая студентов, преподавателей и сотрудников сразу трёх подразделений ЮУрГУ: Архитектурно-строительного института, Высшей школы электроники и компьютерных наук, Института социально-гуманитарных наук. В команду вошли: студентка кафедры дизайна и изобразительных искусств АСИ Ольга Меркер, студентка кафедры системного программирования ВШ ЭКН Юлия Кириллова (научный руководитель – старший преподаватель Павел Верман), заведующий учебной лабораторией «Радио ЮУрГУ» Ксения Заболотнева (кафедра журналистики и массовых коммуникаций ИСГН). Я же осуществляю научное руководство работой студентов-дизайнеров и занимаюсь координацией всего проекта, который получил название «Веселый сад».

При разработке цифрового интерактивного образовательного продукта в качестве консультантов были приглашены высококвалифицированные специалисты в области педагогики и медицины: кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной педагогики, психологии и предметных методик факультета инклюзивного и коррекционного образования Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета (ЮУрГГПУ) Лариса Осипова и кандидат медицинских наук, врач высшей категории, заведующий отделением офтальмологии Челябинской областной детской клинической больницы (ЧОДКБ) Елена Ядыкина.

29 декабря 2018 года при поддержке ЮУрГУ команда проектировщиков получила свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ. В 2019 году на основе существующего программного кода игры была продолжена разработка продукта для этой же категории пользователей, но с новым визуальным наполнением, по тематике окружающего мира – «Времена года». С этого времени к работе подключились студентки АСИ Анастасия Букрина и Анастасия Кирдань, обучающиеся по специальности «Графический дизайн».

За основу для разработки «Веселого сада» и «Времен года» взята методика ученых-практиков Л.И. Плаксиной и Л.П. Григорьевой «Развитие зрительного восприятия» для детей с нарушениями зрения.

– У таких детей сравнительно низкий уровень познавательных способностей. Это естественное следствие неполноценной, искажённой зрительной информации, лежащей в основе познавательной деятельности. Поэтому одним из эффективных средств являются дидактические игры и упражнения, в частности, игры, формирующие умение различать форму, цвет, величину и пространственное положение предметов, тренирующие детей в различении движущихся объектов, развивающие детский глазомер и стереоскопическое видение, либо обучающие зрительно-пространственной ориентировке и так далее, – поясняет консультант-дефектолог Лариса Осипова.

Наряду с применением дидактических игр для развития зрительных функций методика предполагает также использование различных сигнальных устройств – например, с разноцветными подсветками, проекционными и светящимися экранами. Такая методика впервые «переведена» в формат игрового приложения, включающего комплекс компьютерных мини-игр.

– При создании дизайна игрового приложения для детей с нарушением зрения мы учли основные требования: цвет, размер и простоту форм, – говорит Анастасия Букрина.

– С помощью компьютерной игры ребенку гораздо интереснее учиться. Кроме того, применение цифровых технологий позволяет обеспечить условия для индивидуального коррекционного обучения. Используя соответствующие настройки в программе, можно планировать работу с ребёнком по времени, учитывать его зрительные и познавательные возможности при выборе заданий и их выполнении, – добавляет Юлия Кириллова.

– Программа, созданная разработчиками, может применяться при лечении детей с амблиопией различного генеза – рефракционной, обскурационной, дисбинокулярной, анизометропической – и различной степени тяжести у детей от трех лет и старше, – отмечает консультант-офтальмолог Елена Ядыкина. – Эту программу можно использовать в комплексном лечении амблиопии для повышения его эффективности.

Работа над игровым приложением продолжается с учётом пожеланий и требований консультантов. В планах команды – протестировать «Времена года» вместе с сотрудниками дошкольного отделения челябинской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы для детей с ограниченными возможностями здоровья (нарушение зрения) № 127.

Обучающая игра не заменит специалиста-дефектолога – но даст ему дополнительные возможности, станет надёжным помощником в деле социализации детей с ограниченными возможностями. В случае успешного завершения проекта команда займется лицензированием продукта, а затем и его внедрением в сфере коррекционного образования.

Read 4420 times Published in: [ Университетская жизнь ] Last modified on Sunday, 16 June 2019 23:01

Leave a comment

Make sure you enter the (*) required information where indicated. HTML code is not allowed.

Name *
Email  *