Пятница, 22 Ноября 2024

Стоя на плечах гигантов

Wednesday, 14 November 2018 00:00   Редактор сайта
Учебная лаборатория факультета Учебная лаборатория факультета
Символ победной мощи советской науки и техники Символ победной мощи советской науки и техники
От теории – к практике От теории – к практике
Конспект отличника учёбы Конспект отличника учёбы
Н.Л. Духов Н.Л. Духов
М.Ф. Балжи М.Ф. Балжи
Л.Г. Анискин Л.Г. Анискин
Г.Д. Драгунов Г.Д. Драгунов
И.И. Вибе И.И. Вибе
А.П. Ставров А.П. Ставров
В.А. Путин В.А. Путин
В.Н. Прокопьев В.Н. Прокопьев

15 декабря исполняется 75 лет автотракторному факультету – одному из двух, с которых начинался университет.

В истории АТ, как в капле воды, отражена история вуза. Родившись в трудные годы Великой Отечественной войны, факультет рос, развивался, становясь подлинной кузницей инженерных кадров и одновременно базой для создания других факультетов. Юбилей – прекрасный повод еще раз вспомнить имена и заслуги тех, чьим трудом и талантом шаг за шагом, год за годом строились и совершенствовались АТ и ЮУрГУ.

В числе стоявших у истоков факультета – выдающийся российский конструктор, один из тех, на ком в годы войны держался легендарный Танкоград, генерал-лейтенант инженерно-технической службы Николай Леонидович Духов (1904–1964): с 1944 по 1947 год он возглавлял кафедру гусеничных машин только что открывшегося тогда Челябинского механико-машиностроительного института – будущего ЧПИ – ЧГТУ – ЮУрГУ. Выпускник Ленинградского политехнического, он работал ведущим инженером-конструктором в КБ, затем – заместителем главного конструктора Кировского завода и, когда началась война, вместе с предприятием был эвакуирован в Челябинск. В годы войны участвовал в создании тяжелых танков и самоходных артустановок: КВ-1С, КВ-85, ИС-1, ИС-2, ИС-3, СУ-152, ИСУ-152. Возглавлял работы по освоению серийного выпуска средних танков Т-34. С 1948-го руководил конструкторскими работами по созданию атомной и водородной бомб в Арзамасе-16. В 1954 году Николай Леонидович стал директором, главным конструктором и научным руководителем филиала № 1 КБ-11, который возглавлял до самой кончины. В 1964 году филиалу (ныне это ВНИИ автоматики Минатома РФ) присвоено имя Н.Л. Духова. Заслуги доктора технических наук, члена-корреспондента АН СССР, трижды Героя Социалистического Труда Николая Леонидовича Духова отмечены Ленинской и пятью Государственными премиями, четырьмя орденами Ленина, двумя – Трудового Красного Знамени, а также орденами Суворова II степени и Красной Звезды. В Челябинске на доме № 15 по проспекту Ленина, где Н.Л. Духов жил в годы Великой Отечественной войны, установлена мемориальная доска. В ЮУрГУ установлены бюст Н.Л. Духова на втором этаже главного корпуса и мемориальная доска на АТ факультете.

В разные годы факультет возглавляли видные ученые, конструкторы, инженеры. С 1956 по 1961 и с 1965 по 1970 год во главе АТ стоял соратник Ж.Я. Котина и Н.Л. Духова, доктор технических наук, профессор, лауреат Государственной премии CCCP Михаил Фёдорович Балжи (1908–1970). В годы войны он принимал непосредственное участие в создании и запуске в серийное производство 13 моделей танков и самоходных артиллерийских установок. Михаил Фёдорович выдвинул идею создания нового танка ИС-3 («Победа») – одна из таких боевых машин стоит на постаменте на Комсомольской площади в Челябинске как памятник подвигу танкоградцев. Под руководством Балжи впервые в практике танкостроения применена дифференцированная форма брони, которая в два с половиной – три раза повышала противоснарядную стойкость машины; измененная компоновка агрегатов сделала танк короче и ниже, что снижало его уязвимость. В послевоенные годы в составе опытно-конструкторской группы М.Ф. Балжи проектировал тракторы «Сталинец», занимался разработкой и внедрением в серийное производство артиллерийского тягача АТС-2, тяжелых танков ИС-4 и Т-10, плавающего танка ПТ-76. В 1948 был председателем ГЭК ЧММИ. С 1949 по совместительству преподавал в институте, в 1950-м занял пост заведующего кафедрой гусеничных машин. Возглавлял научную школу бесступенчатых импульсных механических передач. Под его научным руководством защищены три докторские и тринадцать кандидатских диссертаций. Михаил Фёдорович – автор 156 опубликованных научных работ и четырех изобретений, внедренных в производство. Кавалер орденов Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, Отечественной войны I и II степеней, кроме того награжден шестью медалями и нагрудным значком Минвуза СССР «За отличные успехи в работе».

С 1964 по 1965 и с 1970 по 1985 год деканом автотракторного был почетный работник автотранспорта РСФСР Лев Григорьевич Анискин (1926–2009), выпускник ЧПИ 1949 года. В ЧПИ он работал с 1952 года. Шесть лет возглавлял научный отдел института, два года был проректором по научной работе и всё это время вел учебные занятия. С 1959 по 1976 год заведовал кафедрой автомобильного транспорта. Трижды избирался секретарем парткома института. С 1985 по 2008 год – профессор кафедры эксплуатации автомобильного транспорта. Разработал фундаментальные курсы лекций по теории автомобилей, их производству и ремонту, экономике перевозок. Под его руководством созданы системы воздухообогрева автомобилей при безгаражном содержании, стенды диагностики автомобилей. Автор 83 печатных работ, в том числе пяти монографий, был обладателем восьми авторских свидетельств, трех патентов РФ на изобретения. Кавалер ордена Трудового Красного Знамени. Под его научным руководством защищено десять кандидатских диссертаций. Научные исследования и разработки ученого отмечены тремя золотыми и серебряными медалями ВДНХ СССР. Лев Григорьевич был награжден медалями «За трудовую доблесть», «За освоение целинных земель», знаком «Изобретатель СССР», нагрудным значком Минвуза СССР «За отличные успехи в работе». Известный челябинский краевед и журналист Александр Моисеев, также выпускник ЧПИ, написал книгу о жизни и деятельности Л.Г. Анискина.

С 1987 по 2000 год факультет возглавлял его выпускник 1960 года – академик Академии военных наук РФ, почетный машиностроитель, заслуженный работник высшей школы РФ, доктор технических наук, профессор Геннадий Дмитриевич Драгунов (1938–2015).

В 1969 он защитил кандидатскую диссертацию, в 1972-м был избран заведующим кафедрой ДВС. С 1985 по 2005 год заведовал кафедрой автомобилей. С 2006-го – профессор этой кафедры, с 2012-го – кафедры КГМиА. Читал, в частности, курсы «Основы газовой динамики», «Теория двигателей внутреннего сгорания», «Испытания двигателей». Геннадию Дмитриевичу принадлежит заслуга создания отраслевой научно-исследовательской лаборатории «Транспортные дизели», которой он руководил до 2007 года. Профессор Драгунов основал новое научное направление, занявшись исследованием рабочих процессов в двигателях внутреннего сгорания с высокоэнергетическим зажиганием рабочей смеси, разработал математические модели нестационарных процессов дизелей с газотурбинным и комбинированным наддувом. Он автор 176 печатных работ, в том числе монографии, 17 учебных и методических пособий. Был обладателем одиннадцати авторских свидетельств и шести патентов РФ на изобретения, четыре из которых внедрены в производство. Руководил подготовкой 26 кандидатских и трех докторских диссертаций. В числе наград ученого – медали «3а освоение целинных земель», «За трудовую доблесть».

Говоря об истории АТ, нельзя не упомянуть имя доктора технических наук, профессора Ивана Ивановича Вибе (1902–1969). С 1962 года ученый работал на кафедре ДВС ЧПИ, в 1963 защитил докторскую, а два года спустя утвержден в звании профессора по кафедре. Читал лекции по курсам «Теория рабочих процессов», «Системы питания», «Испытания ДВС». Занимался исследованием рабочих процессов ДВС. Предложил уравнение для описания макроскопических особенностей выгорания топлива в двигателе. Выявленная закономерность, названная законом выгорания Вибе, нашла широкое применение в отечественной и зарубежной практике моторостроения. Исследователь опубликовал 136 печатных работ, в том числе монографию. Под его научным руководством защищены четыре докторские и пять кандидатских диссертаций.

Одним из учеников профессора Вибе был доктор технических наук, профессор, почетный работник высшего профессионального образования России, заслуженный работник высшей школы РФ, почетный работник транспорта России Адольф Павлович Ставров (1935–2009). Выпускник ЧПИ 1958 года, он десять лет спустя, приобретя солидный практический опыт на ЧТЗ, вернулся на родную кафедру ДВС, а в 1985-м возглавил кафедру эксплуатации автомобильного транспорта. Читал курсы «Организация коммерческой работы на автотранспорте», «Маркетинг», «Автомобильные эксплуатационные материалы». Принимал участие в разработке и испытаниях многотопливных танковых дизелей. Научная работа исследователя была связана с ресурсосберегающими и экологически чистыми технологиями, эксплуатацией автомобильного транспорта, теорией и технологией транспортных систем. С 1970-го Адольф Павлович занимался проблемой применения газовых конденсатов в качестве топлива для автомобильного транспорта. Под его руководством разработаны, утверждены и внедрены технические условия на газоконденсатные широкофракционные дизельные топлива и автомобильные бензины. С 1980-го ученый стоял во главе отраслевой научно-исследовательской лаборатории «Газовые конденсаты». Подготовил трех кандидатов наук. Автор 134 печатных работ, в том числе двух монографий. Имел пять авторских свидетельств и патентов РФ на изобретения, одно из которых внедрено в производство. Награжден серебряной медалью ВДНХ СССР.

Огромный вклад в развитие и факультета, и вуза в целом внесли ученые и инженеры – выпускники АТ. В 1958 году окончил ЧПИ по специальности «Автомобилестроение» кандидат технических наук, профессор кафедры автомобилей, почетный работник высшего профессионального образования РФ Валентин Александрович Путин (1935–2015). С 1958 по 1960 год он был первым секретарем комитета ВЛКСМ ЧПИ, затем первым секретарем Центрального райкома комсомола, вторым секретарем Челябинского обкома ВЛКСМ. С 1961 года работал в Центральном конструкторско-технологическом бюро колесного производства, прошел путь от старшего инженера-исследователя до заместителя начальника лаборатории дорожных испытаний. В 1967-м состоялось возвращение в альма-матер. От преподавателя кафедры автомобилей Валентин Александрович «дорос» до профессора. С 1967 по 1971 год был заместителем декана по воспитательной работе АТ факультета. Вел занятия по курсам «Конструкция автомобилей» и «Основы эксплуатации и ремонта автомобилей». С 1975 – председатель месткома ЧПИ. С 1976 по 1980 – начальник хозяйственного управления института – под руководством Валентина Александровича строились учебные корпуса 3б и 3в, библиотека, спальный корпус в пансионате «Южный», база отдыха «Наука». С 1980 по 1985 год он занимал пост проректора по вечернему и заочному обучению. Избирался членом ЦК профсоюзов работников просвещения, высшей школы и научных учреждений, делегатом XXVI Съезда профсоюзов СССР. Автор 123 печатных работ, в том числе 10 монографий и 20 учебных и методических пособий. Был обладателем четырех авторских свидетельств и двух патентов РФ на изобретения. Кавалер орденов «Дружба народов» и «Знак Почета». Также в числе наград ученого – три медали СССР, нагрудный знак Минвуза СССР «За отличные успехи в работе», почетные грамоты президиума ЦК ВЦСПС, Министерства высшего и среднего специального образования СССР.

Доктор технических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ, академик Российской академии транспорта Валерий Никифорович Прокопьев (1939-2009) – выпускник ЧПИ 1960 года. Отработав два года по распределению на Копейском авторемонтном заводе и поднявшись от мастера до начальника технического отдела, он вернулся в родной вуз. В 1965 году окончил аспирантуру при Московском автомобильно-дорожном институте. С 1976 по 2009 год заведовал кафедрой автомобильного транспорта. Вел основные профилирующие курсы, в том числе «Производство и ремонт автомобилей», «Техническая эксплуатация автомобилей», «Основы теории надежности и диагностики автомобилей». Научные интересы ученого были связаны с триботехникой и диагностикой технического состояния автомобилей. На протяжении двадцати лет он руководил вузовско-академической лабораторией «Триботехника» Уральского отделения РАН. Валерий Никифорович был основателем научной школы ЧПИ в области гидродинамических сложнонагруженных опор скольжения. Опубликовал 208 печатных работ. Имел 18 авторских свидетельств на изобретения. Разработанное Валерием Никифоровичем диагностическое оборудование отмечено золотыми, серебряными и бронзовыми медалями ВДНХ СССР. Под его руководством защищено двадцать кандидатских и две докторские диссертации. Кроме того, Валерий Никифорович был редактором печатных сборников научных работ ученых АТ. Награжден медалями «За освоение целинных земель», «За доблестный труд».

Read 2357 times Published in: [ ЮУрГУ - 75 ]

Leave a comment

Make sure you enter the (*) required information where indicated. HTML code is not allowed.

Name *
Email  *