Неоспоримым преимуществом Интернета в сфере образования является то, что Сеть предлагает неограниченные возможности для поиска информации – необходимых книг, энциклопедий, научных статей, документальных видеосюжетов. Также для студентов и преподавателей очень удобна совместная работа в веб-пространстве. Вместо того, чтобы самому ехать в университет, можно отправить работу научному руководителю по электронной почте и получить ее обратно с исправлениями. Это позволяет сэкономить время и силы.
Но вместе с тем преподаватели меньше общаются со студентами, больше материала дается для самостоятельного изучения. Нет смысла сидеть в аудитории, когда книгу, по которой преподаватель объясняет материал, можно легко найти в Интернете и скачать. Более того, преподаватель покажет ссылку на конкретный веб-сайт. Эта ситуация привела к тому, что стирается грань между традиционной и дистанционной формами образования. В ближайшем будущем единственным отличием станет более высокая стоимость традиционного обучения.
Кроме того, школьники и студенты, имеющие доступ к Интернету и достаточное количество свободного времени, узнают о технических новинках, знакомятся с новыми книгами намного раньше, чем учителя и преподаватели, которые проводят большую часть времени на работе. Это приводит к тому, что учащиеся часто имеют более актуальную информацию – а следовательно, падает авторитет наставников. Большинство учащихся считают, что найденная ошибка в предоставленном учителем материале дает им право относиться к преподавателю снисходительно, и не понимают, что ценность образования заключается в систематизированном знании, а не в одном факте, полученном из Интернета.
Проведенные в школах США испытания показали, что, по мнению учителей, у тех учащихся, которые активно используют компьютер, «пугающе ограничена» способность производить собственные идеи.
Бьют тревогу японские и английские врачи: их пациенты стали чаще жаловаться на нарушения памяти. Исследования, проведенные в японских больницах среди пациентов в возрасте от 20 до 35 лет, показали, что нынешнее поколение, выросшее на всех видах устройств «внешней памяти», теряет способность изучать новое, помнить старое, а также выделять из огромного количества информации необходимое.
Информационные технологии в быстро меняющемся мире становятся важным фактором существования и развития, формирования отношений с социальной средой. Вся информационная среда перестраивается, характеристики образовательного процесса меняются – но не все изменения позитивны.