Этот конгресс проводится раз в пять лет. Основная тема нынешнего форума – «Учиться быть человеком». В течение недели на пяти пленарных заседаниях, десяти симпозиумах и в рамках девяноста девяти секций сотни исследователей представляли доклады, проводили мастер-классы и дискуссии, обсуждая самый главный философский вопрос. ЮУрГУ на конгрессе представляли: доктор философских наук, профессор Сергей Борисов (доклад «Development of “Emotional Intellect” By Philosophical Conversation with Children»), кандидаты философских наук Артур Дыдров (доклад «Human and Posthuman: Concepts of Coexistence»), Регина Пеннер (доклад «The Phenomenon of Nomadism: the Problem»), Кирилл Резвушкин (доклад «Translation as a Form of a Philosophical Practice»), Вероника Богданова (доклад «The Constructivist Methodology of Researching the Structures of Consciousness»).
Рассказывают члены делегации.
– Чем вам запомнился XXIV Всемирный философский конгресс в Пекине?
Сергей Борисов: Форум продемонстрировал, что для философии не существует никаких политических, этнических, языковых границ. Философия глобальна. Данная тенденция – существенная характеристика современной эпохи. Конечно, Восток вносит в понимание философии свою специфику. Однако смысл всех мероприятий конгресса, содержание пленарных заседаний и открытых лекций, тем для обсуждения на секциях и круглых столах – всё сводилось к одному: в философии и философствовании представителей разных культур гораздо больше общего, чем кажется на первый взгляд. Азиатские коллеги продемонстрировали прекрасное знание идей западной философии, философы Европы и США прониклись идеями Востока. Практически для каждого направления западной философии можно отыскать свой аналог в восточной: для феноменологии это философия даосизма и дзен-буддизма, для сократического диалога – конфуцианский диалог, для экзистенциализма – философия Нагарджуны и Китаро. Современная философия в Китае представлена во всем многообразии направлений. Практически каждая из заявленных секций имела свой аналог на китайском языке: исследования по данным направлениям ведет множество китайских специалистов и студентов. Философия в Китае по праву считается «царицей наук», спектр рассматриваемых проблем очень широк, присутствует плюрализм мнений, в рассмотрении философских вопросов совершенно не заметен какой-либо идеологический подтекст. Количество кафедр философских дисциплин в китайских университетах стабильно растет, философия играет ведущую роль как наиболее важная учебная дисциплина. Видимо, китайские университеты прекрасно осознают, что философские исследования необходимо поддерживать, так как они служат фронтиром для многих направлений современного гуманитарного знания.
Артур Дыдров: Всемирный конгресс мне запомнился, прежде всего, многообразием тематик: ученые разных стран обсуждали всё: от истоков эволюции homo sapiens и заканчивая перспективами существования вида, а в историческом разрезе – начиная с основ философии в античном мире и на Древнем Востоке и заканчивая современным западным и восточным рационализмом. Конечно, немалое значение имел контекст проведения конгресса. Китай – государство вестернизирующееся, но при этом сохраняющее в укладе жизни традиционные восточные ценности. Одна из них – гостеприимство. Организаторы конгресса, помимо прекрасной организации секционных заседаний и круглых столов, предложили гостям замечательные экскурсии в даосский и буддистский храмы, в музеи и мавзолеи императоров и, конечно, на Великую стену. Это было, пожалуй, самым трудным и самым ярким мероприятием.
Вероника Богданова: XXIV Всемирный философский конгресс поразил меня разнообразием заявленных философских проблематик – каждый мог найти интересную для себя область исследования, и не одну. Пленарные доклады были посвящены актуальным проблемам современности, которые близки мне как философу-практику, поскольку связаны с ценностными аспектами человеческого существования. Например, как быть моральным человеком в аморальном мире? Какую веру обретает человек после «смерти Бога»? Какое новое значение будет иметь понятие духовности в контексте диалога культур?
Кирилл Резвушкин: Богатством и многообразием представленных традиций философских исследований. Во-первых, возможностью воспринять ту или иную философскую традицию из уст ее носителей – скажем, конфуцианскую философию, как она оценивается в современном Китае. Во-вторых, удивительными пересечениями этих традиций – так, например, модератором секции по русской философии выступал голландский профессор. В-третьих, возможностью лично встретиться с теми, чьи работы являются фундаментальными для читаемых нашей кафедрой курсов – например, с итальянским философом Эвандро Агацци.
Регина Пеннер: Каждый конгресс проходит под знаком своей темы. У нынешнего форума это бытие человека, или научение быть человеком. Это прямое указание на то, что проблематика философской антропологии жива. Более того, живая философия возможна только в ориентации на человека.
– Как зарубежные коллеги приняли ваш доклад?
С.Б.: Отрадно отметить, что на нынешнем конгрессе наряду с онтологией, эпистемологией, историей философии, этикой и другими классическими философскими темами были широко представлены различные прикладные аспекты философии и философствования – в том числе мистическая традиция в философии, философия кино, философия окружающей среды, философия музыки, философия искусственного интеллекта, философское консультирование и терапия. Для меня область прикладной философии – предмет профессионального интереса. Мне довелось пообщаться с лидерами движения философской практики из разных стран. Поскольку секции работали параллельно, приходилось выбирать, чем «жертвовать», а во что целиком погружаться. Я выбрал секцию «Философия для детей», где принял участие в работе круглых столов и секционных заседаний, выступил с докладом. Предмет моего научного интереса – «эмоциональный интеллект» как фактор развития ребенка, и как философствование может способствовать этому процессу. Приятно осознавать, что я оказался в кругу единомышленников. Вопросы, возникшие в ходе обсуждения моей темы, натолкнули меня на новые идеи в области разработки критериев оценивания развития «эмоционального интеллекта», а также сотрудничества с азиатскими коллегами, предлагающими свои очень интересные, нестандартные методики.
А.Д.: Мой доклад был посвящен некоторым сценариям сосуществования человека – и постчеловека: этот загадочный термин не сходит с уст трансгуманистов уже не один десяток лет. В докладе я попытался набросать «штрихи к портрету» постчеловека и поразмышлял о трех сценариях взаимодействия «вымирающего» и «нарождающегося» вида людей. К моему докладу отнеслись позитивно, а основной вопрос, над которым мне еще следует поразмышлять, – это вопрос о «радикализме» трансгуманистических преобразований, заданный профессором Могобе Рамоузе (Mоgobe Ramose).
В.Б.: Участие во Всемирном философском конгрессе – это прекрасная возможность приобщиться к опыту философов-исследователей из других стран, посмотреть на философские проблемы глазами других людей – представителей иных культур, преодолеть замкнутость и односторонность собственных взглядов. Несмотря на национальные, этнические, культурные различия, чувствовалось, что всех нас объединяет одно – любовь к своему делу. Это способствовало дружеской, творческой атмосфере, заинтересованному принятию всех докладов.
К.Р.: Мой доклад, посвященный использованию перевода в качестве ресурса для философской практики, базировался на опыте уточнения лексических значений элементов картины мира при переводе с русского языка на английский. Так, моя индийская коллега обратила внимание на то, что в случае с санскритом предложенный мною метод не будет работать, поскольку при переводе на английский богатство лексических значений санскрита, напротив, редуцируется. Также президент Корейской ассоциации философов-практиков, модератор секции, сделал ценный комментарий к моему докладу, исходя из своего огромного опыта работы философом-консультантом.
Р.П.: Мой доклад «Номадизм как проблема XXI века», на мой взгляд, имеет прямое отношение к проблематике конгресса. Несмотря на то, что я прочитала его на секции по онтологии, написан он на границе онтологии, антропологии и практики. Как мне показалось, доклад был положительно оценен зарубежными коллегами. Самое главное – налажены контакты с теми, кому моя тематика интересна. Среди них Чанг И из Китая, Вон Фэйл из Великобритании, Роландо Падилла из Испании и Огусто Вернер из Италии.
– Какое значение для ЮУрГУ имеет участие представителей вуза в конгрессе?
С.Б.: Прежде всего оно заключается в тесном сотрудничестве ученых кафедры философии ЮУрГУ с зарубежными коллегами в совместных научных проектах. На данный момент это «Философская практика (консультирование): компаративистский аспект» и «Философия для детей». Важность их в том, что в них академическая составляющая, связанная с возможностью публикации в зарубежных рейтинговых журналах, прекрасно сочетается с прикладной, дающей возможность осуществлять пропаганду и популяризацию философского знания среди широкой общественности, особенно детей и молодежи – студентов и будущих абитуриентов ЮУрГУ. Кстати, о необходимости расширения границ философии за счет различных общественных объединений, таких как философские клубы, философические кафе, философские дискуссионные площадки, говорилось и на заседании Российского философского общества, которое проходило в рамках Пекинского философского конгресса. Российская делегация (на заседании присутствовало более ста человек) с энтузиазмом откликнулась на наше приглашение принять участие в организации и проведении Международной конференции по философской практике в 2020 году в России. Председатель РФО профессор Александр Николаевич Чумаков предложил оказать информационную поддержку нашему начинанию на сайте РФО и в журнале «Вестник РФО». Следующий Всемирный философский конгресс состоится в 2023 году в Австралии, в Мельбурне. Надеюсь, что он будет столь же интересным.
А.Д.: В ходе конгресса удалось не только поделиться своими идеями с коллегами, но и наладить взаимодействие с учеными других университетов. В частности, после круглого стола по русскому космизму познакомился с петербургским ученым Дмитрием Славинским, управляющей общественным объединением «Синтез развития человека» в Минске Юлией Серафимович. Думаю, это только ниточка паутины научных контактов, но и она представляет определенную ценность. Мои коллеги, уверен, были не менее, а то и более деятельны. ЮУрГУ не в первый раз выходит на мировую философскую «агору», и, уверен, это очень положительно сказывается на имидже вуза. В крупном исследовательском центре гуманитарные области знания должны развиваться. Это обусловлено запросами времени.
В.Б.: Для тех, кто занимается преподавательской деятельностью, всегда необходима теоретическая и методологическая «подпитка», чтобы донести до студентов всё актуальное и передовое, что является предметом дискуссий в современном философском сообществе. Одно дело прочитать в книгах, другое – получить эти знания «из первых рук».
К.Р.: Мы представляли университет на наиболее почетном и значимом международном мероприятии в области философии. Это открывает перспективы дальнейшего развития коллаборации с зарубежными коллегами с целью совместных исследований и публикаций в высокорейтинговых журналах.
Р.П.: Любое знание, законсервированное в территориальных границах, демонстрирует свою слабость. Многое, что кажется новым мне, может обсуждаться довольно длительное время в мировом пространстве. Участвовать в подобных форумах необходимо, чтобы быть знакомым с актуальным философским знанием мирового масштаба, иметь возможность презентовать свои идеи на мировой арене и, конечно, вступать в диалог с коллегами из иных частей мира.
Участие в конференции в Мехико и конгрессе в Пекине осуществлялось в рамках гранта Министерства образования и науки Российской Федерации на выполнение государственных работ в сфере научной деятельности (задание № 35.5758.2017/БЧ «Философская практика как новая парадигма современных социогуманитарных исследований») и проекта РФФИ № 17-33-00021 «Теория и практика философского консультирования: компаративистский подход», а также при поддержке руководства Института социально-гуманитарных наук ЮУрГУ.
Невероятный интерес у участников конгресса – как у членов Российского философского общества, так и у иностранных коллег – вызвала презентация двуязычного (на русском и английском) словаря «Язык философской практики», подготовленного авторским коллективом преподавателей кафедры философии ЮУрГУ. В сентябре словарь будет представлен ученым Западной и Восточной Европы, работающим в сфере прикладных наук, на XVIII Международном научном симпозиуме «Метрология и метрологическое обеспечение 2018», в рамках трансдисциплинарного сотрудничества кафедры философии с представителями точных наук, в частности с профессором, председателем Союза метрологов Болгарии Христо Радевым.
Результатами поездки станут взаимодействие философов ЮУрГУ с представителями мирового научного сообщества, совместные публикации с зарубежными коллегами в журналах, индексируемых в Scopus и Web of Science.