Работы над проектом начались в Центре компьютерного инжиниринга ЮУрГУ в январе прошлого года. Перед инженерами была поставлена амбициозная задача – спроектировать устройство, которое позволило бы точно определить, сколько автомобилю осталось проехать до поломки или ремонта. Такое изобретение даст возможность своевременно информировать ремонтные службы, избегать чрезвычайных ситуаций и аварий.
Основная часть работ по разработке устройства и сопровождению проекта была поручена инженерам ЦКИ. В тесном сотрудничестве с ними в решении амбициозной инженерной задачи принимали участие ученые кафедр технической механики и двигателей внутреннего сгорания и электронных систем автомобилей. Партнерами-соисполнителями проекта стали также преподаватели Набережночелнинского филиала Казанского федерального университета. Большую помощь в проведении исследований оказала лаборатория «Экспериментальная механика» ЮУрГУ, предоставив для испытаний уникальный измерительный комплекс фирмы LMS.
– В ходе осуществления проекта нами разработаны программы и методики экспериментальных исследований, проведены испытания нескольких автомобилей «КамАЗ». Мы оснастили их специальной измерительной и регистрирующей аппаратурой, – рассказывает доцент кафедры электрических станций, сетей и систем электроснабжения, инженер ЦКИ ЮУрГУ Андрей Мартьянов. – Дальнейшие испытания – пробеговые – длились три месяца и проходили на полигонах в Набережных Челнах и Бронницах. Используя полученные результаты, мы создали математические модели износа и старения автомобилей и на их основе построили алгоритмы определения технического состояния и прогнозирования остаточного ресурса работы техники.
В результате автомобилисты получили мощный инструмент наблюдения за состоянием машин, а также повышения их технической готовности при значительном уменьшении затрат на обслуживание и эксплуатацию.
В ближайшее время Центр компьютерного инжиниринга ЮУрГУ займется распространением созданной методики на другие типы грузовых и легковых автомобилей.