Пятница, 22 Ноября 2024

Потребность в страхе

Tuesday, 17 May 2016 00:00   Наталья ЛАПАЕВА, ФЖ-521

Страх ведом всему живому. Это первобытное чувство испытывает каждое существо – наравне с любовью, ненавистью, тоской, голодом. В основе природы страха лежит неизвестность. Психологи уверены, что это чувство уходит корнями в страх смерти, который считается совершенно нормальным и естественным, так как никто не знает, когда она наступит и что будет после нее. У каждого человека – свой личный страх, с которым он старается бороться. А если нет страха, то нет и причин для беспокойства. Почему же тогда в современную жизнь вошел и прочно в ней закрепился такой жанр, как хоррор? Он нашел отражение во всех областях искусства: литературе, кинематографе, видеоиграх. Чем хоррор так привлекателен для людей, и какие изменения он претерпел за время существования?

От страха происходит выброс адреналина, который в свою очередь провоцирует возбужденное состояние, сравнимое с экстазом. Именно ради этого чувства люди катаются на американских горках, посещают «комнаты ужасов» и пускаются в рискованные приключения. Однако не все могут выдержать бешеную поездку на аттракционе, и далеко не каждый захочет рисковать жизнью ради получения дозы адреналина. А произведение в жанре хоррор дает возможность пощекотать себе нервы, получить заряд адреналинового страха, оставаясь в безопасности и контролируя ситуацию. Ведь если станет уж слишком страшно, всегда можно выключить телевизор, закрыть книгу, выйти из видеоигры. И этим на протяжении долгого времени пользуются и писатели, и режиссеры, а в последние двадцать лет – и разработчики видеоигр. Они дают человеку то, чего он одновременно и боится, и жаждет.

Хоррор в литературе, кино и играх можно разделить на несколько видов, в зависимости от способа «пугания». Есть фольклорный хоррор – оборотни, вампиры, ведьмы и другие персонажи старых сказок. Мистические или паранормальные ужасы, где фигурируют привидения, зомби, духи – словом, потусторонние сущности. Фантастические триллеры рассказывают про инопланетян, про вышедших из-под контроля роботов. Психологические триллеры, или слэшеры, – для любителей крови и насилия: тут в главных ролях – маньяки, убийцы, психопаты. Для каждого найдется подходящий фильм, игра или книга.

До появления кинематографа людей пугали книги. Родоначальником жанра хоррор в художественной литературе принято считать Говарда Филлипса Лавкрафта – американского писателя, поэта и журналиста, чьи произведения выделяют в отдельный жанр – лавкрафтовские ужасы. Его творчество оказало большое влияние на формирование современного жанра хоррор. Так, известный всем «король ужасов» Стивен Кинг признаётся, что в детстве зачитывался рассказами создателя Ктулху, которые произвели на него неизгладимое впечатление. До сих пор во всем мире на книги Лавкрафта большой спрос. Такие черты, как мистицизм, обреченность, иррациональность присущи и произведениям Эдгара Аллана По, за которым сам Лавкрафт признавал роль первопроходца в мистическом жанре.

Самый известный писатель в жанре хоррор в современной культуре – это, несомненно, Стивен Кинг. Его творчество очень разнообразно, Кинг может напугать любого, виртуозно играя на самых потаенных страхах. Наверное, каждый хотя бы слышал о таких его произведениях, как «Кладбище домашних любимцев», «Сияние», «Зеленая миля», или смотрел экранизации этих романов.

Появление кинематографа открыло перед хоррором новые горизонты. Интересно, что в основе практически каждого триллера, или фильма ужасов, лежит тот самый страх смерти – от вампира ли, от маньяка или злого духа, неважно. Изначально главными героями фильмов ужасов были фольклорные персонажи – вампиры. Одним из первых фильмов жанра хоррор считается трехминутный Le Manoir Du Diaboli («Замок Дьявола») от Жоржа Мальеса, снятый в 1896 году, – один из тех, с которых начиналась «вампирская» разновидность хоррора. Всем известны появившиеся в 1920-х хоррор-шедевры режиссера Вильгельма Марнау, уже ставшие классикой: «Кабинет доктора Калигари», «Фауст», «Носферату, симфония ужаса», – на них долгое время равнялись все последователи жанра. Здесь не перечислить всех классических хоррор-фильмов первой половины прошлого века. Постепенно жанр трансформировался: стали появляться картины про маньяков-убийц, про сверхъестественные явления: «Психо», «Техасская резня бензопилой» и прочие. В 1980-е годы популярными становятся так называемые подростковые ужасы – «Кошмар на улице Вязов», «Хэллоуин», «Пятница 13-е». Сейчас на экраны часто выходят 3D-ленты, но, увы, качественных хоррор-фильмов в последние годы появляется очень мало. В основном в кинотеатрах показывают ремейки старых картин.

Возможно, дело в том, что современного зрителя всё сложнее напугать, особенно учитывая тот факт, что теперь в видеоиграх можно получить больше адреналина. В играх жанра хоррор нам не только показывают страшную картинку, но и предлагают непосредственно принять участие в пугающих событиях. Тем самым человек как бы сам оказывается в эпицентре ужаса и страха, сам принимает решения, от которых зависит исход игры. С каждым годом графика видеоигр становится более совершенной и реалистичной, появляется жанр «интерактивное кино». Появившийся в 2015 году «UntilDown» («Дожить до рассвета») для приставки PS4 – яркий пример того, как далеко продвинулись современные технологии: игра не выглядит игрой, это полноценный хоррор-фильм с возможностью управления героями.

Нетрудно угадать, что ждет жанр хоррор-игр в ближайшем будущем. В продажу уже выходят очки виртуальной реальности, которые подарят игровой индустрии новые потрясающие возможности. С ними игрок сможет наблюдать картину происходящего не на экране, а собственными глазами, буквально перенестись в виртуальный мир. Страшно представить, какой ужас можно будет испытывать, играя в интерактивное хоррор-кино!

Авторы книг, режиссеры, разработчики игр подстраиваются под желания игроков, читателей, зрителей, ищут всё новые и новые способы напугать нас до полусмерти. И так будет, пока людям нужен страх, нужен адреналин.

Read 2732 times Published in: [ Вне учёбы ]

Leave a comment

Make sure you enter the (*) required information where indicated. HTML code is not allowed.

Name *
Email  *