При соединении современного компьютера с видеоочками и видеокамерами получается качественно новое устройство, с помощью которого можно в реальном времени распознавать изображения и дополнять их полезной информацией в виде текстовых и звуковых сообщений, картинок, видеороликов.
– В основу эффективной работы «дополненной реальности» положена система распознавания характерных деталей анализируемого объекта или маркеров, в которых закодирована текстовая и графическая информация, – рассказывает автор разработки, доцент кафедры приборостроения, кандидат технических наук Дмитрий Кацай. – Результатом наших исследований явилась специальная программа, осуществляющая такое распознавание.
На выставке научно-технических разработок ЮУрГУ ученый продемонстрировал, как можно применять эту технологию и уникальную программу в процессе сборки и монтажа – например, электрошкафа и шарового крана.
Сущность данного сборочного процесса с применением технологии дополненной реальности состоит в использовании подсказки, накладываемой на изображение места сборки и отображаемой в очках монтажника. Формирование графических образов деталей выполняется в программах 3D проектирования (например, «Компас», SolidWorks, Ansys).
Если на рабочем месте установлена видеокамера, то она может выполнять функцию видеорегистратора. По видеозаписи можно контролировать операции сборочного процесса и выяснять причины брака.
По замыслу авторов, конструктор, осуществляющий сборку, сам определяет, какими изображениями будет наполнять программу, – в зависимости от того, что именно он запланировал собрать. Кроме того, с помощью этой программы можно сопровождать любую стадию работы с объектом, в том числе процесс эксплуатации, включающий техническое обслуживание и ремонт изделия. Поэтому данная разработка может считаться универсальной.
Главным же достоинством новинки является то, что она значительно ускоряет процессы сборки, монтажа, эксплуатации, упрощает процесс выявления (обнаружения) требуемого образа, а также обеспечивает высокую надежность его распознавания в большом диапазоне углов зрения вне зависимости от освещенности.
Это не единственная разработка доцента Кацая. Им также создан программно-аппаратный комплекс для обучения иностранных студентов русскому языку (робот NAO), устройство для разрушения наледи на тротуарах, кроме того, Дмитрий Алексеевич – один из авторов проекта интерактивной доски.