Пятница, 22 Ноября 2024

So much! So cool!

Monday, 28 September 2015 00:00   Елена Плишкина, ФЖ-305

Его ждали. Его хотели. Его полюбили. C 18 по 28 сентября в Челябинске время искусства. Кино, театр, поэзия, танец, живопись и, конечно, музыка, которая объединяет, – всё это фестиваль Much. Создатель и организатор этого рая для любителей и поклонников современного искусства – музыкант Альфред Генгер. Именно он собрал друзей (в узком и широком смысле этого слова), людей, не представляющих свою жизнь без творчества и готовых делиться им с широкой публикой. Результат не может не восхитить.

18 сентября. Locafilms: челябинские кинопробы. Кажется, маленький зал кинотеатра «Знамя», как, собственно, и организаторы, был несколько удивлен и обескуражен количеством пришедших зрителей. Даже в спешке поставленные дополнительные стулья не спасли ситуацию: желающих увидеть короткометражки местных начинающих режиссеров оказалось слишком много. За вечер было показано десять работ разных жанров и направлений: документальное и игровое кино, анимация и рекламные ролики. По результатам зрительского голосования, лучшим признан документальный фильм о фотографии и фотографах «Заснять за живое». О выборе темы режиссер Ростислав Сироткин говорит так: «Я сам увлекся уличной фотографией года полтора назад, мне нравилось, что в ежедневной городской жизни можно найти что-то интересное, но сам стрит как явление и как жанр у нас в стране не особенно известен. Тогда же я познакомился с Владимиром Трояном. Мне очень нравились его фотографии, и хотелось с ним просто пообщаться. А когда возник вопрос, о чем снимать дипломный фильм, я сразу ему написал, и он согласился».

Другая лента, которой симпатизировали зрители, – «Нет повода не». О создании этого документального фильма режиссер Татьяна Лушникова рассказывает так:

– Идея пришла совершенно случайно. Осенью в Челябинск приехала Карина (героиня документалки). Она с неимоверным счастьем в глазах заговорила о том, что скоро уедет в маленький, богом забытый город играть в театре. И у меня в голове щелкнуло. Что-то меня подтолкнуло – и мы поехали.

Однако в ходе работы направленность менялась: если изначально это был рассказ о девушке, которая сорвалась и уехала черт знает куда, то потом пришли к теме запустения провинциального театра. В итоге, как говорит Татьяна, через историю маленькой девушки раскрылась проблема искусства в маленьком городе.

19 сентября. «Слепой концерт», когда орган слуха – сердце. На глазах маска для сна. Вокруг полная темнота. Играет приятная музыка. Сидишь. Аплодируешь. Неизвестно кому. Перед выступлением – потому что нужно. После – потому что по-другому невозможно. Каждый из восьми поэтов будил в зрителях художника, фантазера, Человека, открывал собственную дверь, за которой – пушкинская осень, проникновенная любовь или забавный кот с сосиской.

20 сентября. Спектакль «Вертикальный мужчина»: экстремально экспериментально. Постановка режиссера из Москвы Полины Бабушкиной по мотивам Даниила Хармса. Но об этом лучше расскажут зрители.

Ольга Маякова:

– Сразу поняла, что передо мной сюрреалистический мир, в качестве проводника по которому выступает обычный мужчина, которого играет Юрий Рябухин. Когда увидела сцену, не поняла, для чего на ней клеенка. Но к концу жонглирования абсурдными эпизодами ее предназначение больше не оставалось загадкой, благодаря взаимодействию актеров со зрителями и… продуктами питания, в частности помидорами, которые только добавляли комичности хорошо отыгранным образам.

Ирина Ауц:

– До сих пор не понимаю название этого спектакля. В целом понравилось, но суть уловить сложно. Поняла, что это всё были попытки автора написать рассказ, но периодически эта мысль терялась, и были совершенно самостоятельные эпизоды. Актерская игра хороша. Всё прошло на одном дыхании.

Юлия Кулагина:

– Юрий Рябухин сыграл очень талантливо – абсолютно новый образ, очень точно и тонко! Спектакль оставил неоднозначное впечатление. Но это уже мое личное отношение к затронутым темам, а сама постановка, режиссура – всё было здорово. Очень абсурдно, местами пошло, но, тем не менее, остроумно и «вкусно», как любят сейчас говорить.

23 сентября. Открытие выставки Random 2.0: абстракционизм в квадрате. В Доме архитектора не протолкнуться. Выставка работ современных уральских художников вызвала настоящий ажиотаж. Люди подолгу останавливались возле полотен – от «немного непонятных» до «непонятных совсем», бурно обсуждали, размахивали руками, искали скрытые смыслы.

– Я художник-самоучка, поэтому стиль можно отнести к наивному. Мои картины – отражение моей души: взаимоотношения, энергия, состояния и эмоции, попытка увидеть самую суть. Зритель же всегда может сам наполнить увиденное смыслом. Я не рассказываю историю от начала до конца, а выхватываю фрагмент. Мне нравится рисовать с любовью и про любовь, – рассказывает о себе художница Рита Хаак.

А Никита Григ из Екатеринбурга передает в своих работах, как он сам говорит, «негромкую, но великую Красоту»:

– Картины создают созерцательное настроение. Их можно сравнить с неспешной прогулкой в тени после долгой пробежки под палящим солнцем. Ночь, вода, блики, отражения – это образы, инстинктивно нравящиеся человеку, абсолютно естественные и гармоничные. Цветовая гамма этих полотен не режет глаз, а вводит в расслабленное, умиротворенное состояние. Картины позволяют человеку увидеть красоту не только на холсте, но и в окружающей жизни.

У каждого красота своя: будь то безграничные и манящие пространства космоса или необычные люди-циклопы. Сочные, яркие, загадочные, абстрактные, необычные – именно такие картины увидели гости выставки.

27 сентября. Вечер современного танца: скрипка и немножко нервно. Немецкая расстановка на сцене, музыка литовского композитора, камерный оркестр из Челябинска («Престиж», ЮУрГИИ имени П.И. Чайковского под управлением Александра Матушкина) и танцевальный коллектив из Екатеринбурга («Миндаль project») – такую комбинацию увидели гости в этот вечер.

Сначала было слово. Нет, не слово – музыка. Живая музыка, рождавшаяся прямо здесь, в двух шагах от зрителей. Постановка екатеринбургского коллектива «Миндаль project» завораживала: девушки, облаченные в черное, с белыми платками в руках, приковывали взгляд, гипнотизировали; рождалось множество идей и мыслей относительно истории, которую они рассказывали. Что же это было, пояснила хореограф коллектива Варвара Найниш:

– Всё построено на концепции сна: насколько он бывает реалистичный, насколько может оказаться реальным, это сон-мираж, мы путаемся, какой из этих снов наш, и пытаемся понять, что делать дальше.После антракта зрительный зал разделили на две части. Белый занавес стал границей между ними. Границей, которой на самом деле нет (в финале ее выразительно разорвали). Именно это стало главной мыслью танцевального представления коллектива из ЮУрГУ Deep Vision. Так о каких же границах шла речь?

– Обо всех возможных, существующих и несуществующих. Мы покопались в истории Берлинской стены, и невозможность людей общаться в физическом плане натолкнула на эту мысль, – говорит руководитель Deep Vision Екатерина Галанова.

Этот номер создавался специально для фестиваля и отличается некоторыми особенностями. Во-первых, так как сцена разделена занавесом, видна лишь часть труппы, остальные танцоры – контуры за занавесом. Таким образом, представление включает элементы театра теней. И наконец, третий необычный элемент, довольно редкий для танцевальных номеров, – словесное выражение некоторых мыслей. Сказать, что зрители ушли в восторге – ничего не сказать.

28 сентября. Гала-концерт: Фредди и К, или До новых встреч. Точкой (а лучше сказать, многоточием, предполагающим продолжение) второго и уже горячо любимого фестиваля стал музыкальный концерт. Песни, и лирические и зажигательные, исполнялись на русском и азербайджанском, а капелла или под аккомпанемент, группами и соло. В общем, если до этого музыка проникала во все мероприятия, украшая, наполняя смыслом и новым звучанием, синтезируясь с другими видами искусства, то здесь она раскрылась в чистом виде: фестиваль недаром называется MUCH, Music + Chelyabinsk.

Кстати, в Челябинск фестиваль вернется весной, а в ноябре отправится в Екатеринбург, чтобы продолжать заряжать людей эмоциями и вдохновением.

Read 2576 times Published in: [ ReTweet ]

Leave a comment

Make sure you enter the (*) required information where indicated. HTML code is not allowed.

Name *
Email  *