Пятница, 22 Ноября 2024

Ларс фон Триер: провокация в каждом кадре

Monday, 27 April 2015 00:00   Анастасия ЛЫСЮК

В возрасте 11–12 лет, пока окружающая его ребятня бегала по подворотням и играла в войну и в куклы, он создавал свой имидж «кинореволюционера». Конечно, его любительские короткометражки юных лет не стали шедеврами, но именно они положили начало творческому пути маленького гения и бунтаря. Ларс фон Триер. Талантливый, провокационный, новаторский, скандальный. В своих работах он, скажем так, не стеснялся в выражениях. Реплики актеров больше похожи на импровизацию, сцены эротического характера реалистичны до неприличия, а сюжет далек от того, что мы привыкли видеть на экране. Обыденность, однообразие, идеалы, возможно, стали двигателем, мотором для его творчества. Его кинотрилогии – не просто плод фантазии, возможно, это крик души, способ рассказать всем о своей натуре и взглядах – парадоксальных и многим непонятных.

Первая трилогия отправляет нас в путешествие по Европе. Но не по той, какой мы привыкли ее видеть и знать, – благородной, роскошной и культурной. Здесь европейский мир становится рассадником беспорядка, хаоса, криминала, убийств, смерти. Герои – отъявленные всезнайки, уверенные в своей правоте, сторонники идеологий, правил, догм. Добиваясь справедливости и правоты, следуя четкому плану, они всё равно терпят неудачу – иного финала им фон Триер не предсказал.

Казалось бы, такие, на первый взгляд, незначительные детали, как палитра определенных цветов и оттенков, освещение, музыка, детали, образы, интерьер, становятся в его трилогиях важными элементами сюжета. В этой своеобразной мозаике каждая деталь задает тон и эмоцию. У фон Триера все логично, продуманно, законченно. Дебютная тройка киношедевров режиссера – отражение его взглядов, его порыв, один из способов рассказать миру о себе через историю главного героя. Искреннее, ироничное и циничное отношение ко всему устоявшемуся, фундаментальному и прописанному, его методы работы, волнующие его темы идеализма и идеалистов, воззрения и даже собственные фобии – в этом весь он, и всё это находит отражение в его первых фильмах. Трилогия, с которой Ларс фон Триер вошел в кинематограф, – это манифест, заявка на новый, артхаусный жанр кино, нестандартный, нетрадиционный, неформальный.

Цепочка фильмов «Меланхолия», «Антихрист», «Нимфоманка» – последние на сегодняшний день работы фон Триера, но, надеемся, не последние в его творчестве. Сам автор назвал их «трилогией депрессии». Но если в своем привычном смысле слово «депрессия» означает подавленное, безэмоциональное, апатичное состояние, то эти три фильма вызвали совершенно иную реакцию: как минимум растерянность и шок, а как максимум – восторг, озарение и страх в одном флаконе. «Меланхолия» и «Нимфоманка» содержат эротические сцены. В «Меланхолии» они показаны «между строк», невинны и невыразительны, в «Нимфоманке» выставлены чуть ли не смыслом жизни героини. Быть может, включение в сюжет порнографических моментов – это способ привлечь и заманить аудиторию: чем больше пошлости и грубости, тем интересней для некоторых представителей нашего поколения? Но, думаю, у фон Триера и без этого достаточно фанатов его творчества. Это фильмы-провокации. Попытка высказать то, что в душе у каждого. Проблема, с которой хоть раз сталкивался каждый из нас, – безысходность, бессилие, ограниченность. Главные героини трилогий – женщины-борцы. Их истории различны – но имеют общее ядро. Через их образы автор раскрывает состояние человека во время депрессии, показывает его внутренний мир с разных точек зрения.

Правильнее будет остановиться на двух трилогиях новатора и провокатора: дебютной и последней: оставим простор мысли и воображению тех, кому только предстоит знакомство с личностью фон Триера и его шедеврами. Смотрите, оценивайте и просвещайтесь. У лучшего режиссера мира, как называет себя сам Ларс, в запасе еще много артхаусных кинолент и сериалов.

Read 3487 times Published in: [ Культура ]

Leave a comment

Make sure you enter the (*) required information where indicated. HTML code is not allowed.

Name *
Email  *