Пятница, 22 Ноября 2024

Манипуляция сознанием

Monday, 23 March 2015 00:00   Дмитрий Сыромятов, И-208

Трудно ли повлиять на решение другого человека? Легко ли мы поддаемся чужому воздействию? От чего зависит способность отстаивать свое мнение? Чтобы это выяснить, я отправился в супермаркеты и магазины.

Кто: студент исторического факультета.

Качества: не боюсь общаться с незнакомыми людьми, стрессоустойчивый.

Склад ума: смешанный, но больше гуманитарий.

Что: эксперимент.

Цель: показать, как изменяется мнение человека под влиянием внешних факторов со стороны другой личности, которая считает себя более информированной в каком-либо деле.

Как все происходило: когда человек интересовался каким-либо товаром, я подходил к нему и говорил: «Это плохой товар, я знаю: я по данной теме научную работу писал (либо – работал здесь), лучше возьмите вот это». Или не давал продавцу разговаривать с покупателем и сам советовал, что лучше купить, аргументируя фактами. Чтобы легче было убедить в своей правоте незнакомых людей, взял в помощники брата: попросил его всё время поддакивать и восхищаться моими знаниями в какой-либо области.

Результаты превзошли ожидания! За два дня удалось убедить 43 человека, 22 спорили со мной до ругани или не обращали на меня внимания, что вполне естественно для среднестатистического гражданина страны. Почти с каждым из 43-х наблюдалось примерно следующее: когда мы с братом обращались к жертве эксперимента, уговаривая не покупать данный товар, та сначала не могла понять, что происходит, затем начинала удивляться моим фактам и поспешно спрашивала, что же лучше выбрать; услышав совет, сразу ему следовала, благодарила и шла дальше. Отмечу, что аргументы я приводил разнообразные: от недавно проведенных исследований Роспотребнадзора до того, что мне больше нравится одна марка, чем другая. В случае, когда я подходил с братом, было замечено более сильное влияние на людей, из-за того, что он постоянно меня поддерживал и восхвалял перед незнакомцем, поднимая мой авторитет. Когда же я был один, шанс на удачный разговор уменьшался примерно вдвое. Наиболее недоверчивым оказался контингент людей до тридцати лет – у них обычно оказывалось свое мнение, которое они отстаивали.

Как мы видим на примере с магазинами, люди с готовностью идут на поводу у манипулятора, даже если непрошеный советчик им незнаком. Чтобы избежать манипуляции, нужно иметь личное мнение и уметь сказать «нет».

Read 2101 times Published in: [ ReTweet ]

Leave a comment

Make sure you enter the (*) required information where indicated. HTML code is not allowed.

Name *
Email  *