Воскресенье, 24 Ноября 2024

Александр Шкребтий: «Молодёжь надо воспитывать в духе патриотизма, служения Родине»

Tuesday, 27 February 2024 00:00   Иван ЗАГРЕБИН
Александр Шкребтий: «Молодёжь надо воспитывать в духе патриотизма, служения Родине» K2_ITEM_IMAGE_CREDITS Надежды ЮШИНОЙ

В Военном учебном центре при Южно-Уральском госуниверситете немало преподавателей и сотрудников, имеющих боевой опыт.

Один из них – заместитель начальника ВУЦ при ЮУрГУ по военно-политической работе полковник Александр Шкребтий. Его заслуги перед страной отмечены, в том числе, орденом Мужества – за Сирию и медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени – за СВО.

– Кем быть, долго думать не пришлось: и отец, и дядя (брат отца), и дед, и прадед у меня офицеры, – говорит Александр Андреевич. – Сын, кстати, тоже пошёл по моим стопам – сейчас курсант военного училища. Окончил я в 1990 году Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков имени В.П.Чкалова (Воронежская область).

Для лётчика главный учитель, наверное, пилот-инструктор, с которым он впервые сел в кабину самолёта. Сам я воспитал не один десяток лётчиков. Бывают командиры, которые становятся не просто начальниками, а наставниками, старшими товарищами, поскольку от них перенимаешь опыт. Такими для меня стали мой командир полка Сергей Владимирович Дронов и командиры дивизии Николай Васильевич Гостев и Владимир Александрович Корягин.

После выпуска я по распределению попал в Забайкалье, на аэродром Бада – это западнее Читы, восточнее Улан-Удэ. Прошёл путь от лейтенанта до полковника. Служить пришлось и в 1990-е и в 2000-е. Наверное, представляете, что тогда было за время. Сейчас наша страна наращивает мощь армии, идёт модернизация старых образцов вооружения и принимаются новые. В ту пору, особенно в 1990-е, нам было куда сложнее.

Летать мне довелось на различных самолётах. Начинал, как и многие, на учебно-тренировочном чехословацком Л-29 «Дельфин», потом летал на истребителях, истребителях-бомбардировщиках, бомбардировщиках – например, на МиГ-21 и Су-17, Су-24 и Су-34.

Служить непросто. Конечно, на лётчиках всегда лежит колоссальная ответственность – правила в авиации строгие. Но – интересно. Самолёт – умная машина, в ней много электроники, сложных приборов. Вообще каждый полёт уникален, нет шаблонов, всё каждый раз по-новому. Поэтому острых ощущений хватает с лихвой. Даже есть шутка: лётчики не любят экстремальные виды спорта, у них вся жизнь сплошной экстрим. А если серьёзно, то, конечно же, без спорта никуда: надо поддерживать себя в форме.

В общей сложности в Забайкалье прослужил больше 20 лет. Судьба военного лётчика такая: постоянно перелетаем с места на место, с одного аэродрома на другой. Наверное, побывали на всех наших военных аэродромах Сибири, Севера и Дальнего Востока: Пермь, Норильск, Братск, Красноярск. Бывало, что шесть, семь, а то и восемь часов летим в одну сторону, потом столько же обратно. При этом нередко – без посадки, то есть несколько часов в воздухе. Расстояния-то у нас огромные, а дополнительные аэродромы, где можно сесть и дозаправиться, есть не везде. Поэтому лётчикам приходится осваивать технику дозаправки в воздухе – иначе просто не долететь. Элемент сложный, можно сказать, высший пилотаж, но абсолютно необходимый. По сути, от этого зависит жизнь. Дополнительные баки, конечно, дают определённый прирост дальности полёта. Но их ёмкости не всегда хватает. Поэтому-то часто приходится дозаправляться в воздухе, а бывает, что и не один раз. Кстати, не хвастаясь, могу сказать, что мы в Чите отработали новую методику дозаправки в воздухе. Очень интересный эпизод был, когда мы организовали даже беспосадочный полёт с дозаправкой в воздухе на Северный полюс и обратно.

Довелось мне участвовать в боевых действиях в разных горячих точках, в том числе на Северном Кавказе. Но вспоминать об этом не люблю.

Когда нашу воинскую часть перевели в Челябинск, для нас это было здорово: после маленьких отдалённых военных городков оказаться в городе-миллионнике, где развита инфраструктура, есть множество учреждений культуры, образования и так далее. В 2010-м меня назначили заместителем начальника Челябинского территориального гарнизона. Работы хватало. В том числе занимался организацией торжественных мероприятий, посвящённых Дню Великой Победы – шествия на площади Революции видели, думаю, многие.

В 2014 году Крым вернулся в состав Российской Федерации, и мы участвовали в параде в честь Дня Победы в Севастополе. А потом была Сирия.

Для миссии в Сирии нашу авиадивизию выбрали в том числе и благодаря тому, что у нас было больше всего лётчиков, на тот момент отработавших дозаправку в воздухе. Тогда руководство Сирии просило Россию помочь в борьбе с терроризмом – и наша страна не отказала. В Сирии специфика службы своя. Прилетели в чужое государство, вроде бы дружественное – но обстановка напряжённая. Аэродром, базу, всю инфраструктуру пришлось обустраивать заново. Климат тяжёлый, жаркий. Очень пригодился опыт наших товарищей, прошедших Вьетнам, Анголу, Афганистан. Одна из проблем в жарких странах: много всяких пресмыкающихся, насекомых, грызунов. Поэтому, например, когда на ночь разувались, то обувь ставили подошвой кверху – чтобы туда никто не заполз. А перед тем, как обуваться, ботинки вытряхивали – на всякий случай. А вот всевозможные разрекламированные приспособления и приборы против мышей и тараканов на поверку оказались малоэффективными.

На службе бывает всякое. Когда в 2015 году мы прилетели в Сирию, помню, садимся на аэродром – а жара, на небе ни облачка, – и вдруг слышим грохот. Думаем: «Что за гром с ясного неба?!». Оказалось, что это реактивные системы залпового огня – террористы в очередной раз пытались обстрелять наш аэродром. Случай этот кому-то может показаться забавным, но тогда было не до шуток.

Быт наладили, служба пошла. Многие наши ребята уже имели боевой опыт, а приобрели ещё больший, проявили себя с самой лучшей стороны и получили заслуженные награды. Когда началась специальная военная операция на Украине, участвовал в ней. Не скрою: там сражались те, с кем я в своё время служил в одной дивизии. То, какой профессионализм, какое мужество проявляют наши воины в ходе СВО, говорит о многом. Например, мой сослуживец, служивший у нас, в Челябинске, прошедший войну в Сирии лётчик Александр Сергеевич Антонов, повторил подвиг Николая Францевича Гастелло и удостоен звания Героя России посмертно. Надеюсь, в Челябинске появится мурал в честь Героя. Вот на таких примерах надо воспитывать детей и молодёжь!

Должность, которую я занимал до недавнего времени – заместитель командира смешанной авиадивизии. С начальником Военного учебного центра при ЮУрГУ Николаем Карповым знаком давно. Когда подошёл мой срок выйти в запас, он пригласил меня в ВУЦ. Подумал я, сопоставил, решил, что должности, в общем-то, схожие, круг обязанностей понятен, а пользу государству могу приносить и здесь. Согласился. Так что с 2023 года я – заместитель начальника ВУЦ при Южно-Уральском госуниверситете.

Нередко меня приглашают на различные мероприятия гражданско-патриотической направленности. Выступая перед молодёжью, всегда стараюсь донести до ребят мысль: кто, если не мы, будет защищать Родину? Отчизна у нас одна. Кстати, традиция приглашать ветеранов «горячих точек» – в сущности, продолжение советской традиции встреч с участниками Великой Отечественной. К 1960-м родилось и подросло поколение, не знавшее войны. И именно для них и их детей активно устраивали встречи с фронтовиками. Но ветераны постепенно старели, уходили из жизни. А подрастающее поколение надо воспитывать в духе патриотизма, служения Родине. Поэтому сейчас на мероприятия патриотической направленности приглашают тех, кто прошёл локальные войны более позднего времени. Считаю, что это правильно: на примере разных поколений защитников Отчизны воспитываются дети и молодёжь. Цель-то всегда одна – спасти нашу страну от врагов. Так, необходимо очень хорошо понимать: сейчас Россия сражается в зоне СВО за то же, за что сражались наши предки на фронтах Великой Отечественной войны.

При общении с молодёжью для меня всегда важно, чтобы ребятам было интересно, чтобы они задавали волнующие их вопросы. Скажу честно: за период службы видел разных – и огорчает, когда молодёжь равнодушна. Считаю, что советская система образования и воспитания была лучшей в мире. Без неё были бы невозможны такие колоссальные успехи в авиации, в освоении космоса, атомной промышленности – ведь для всего этого нужны грамотные специалисты. К счастью, как мне кажется, сейчас мы постепенно возрождаем эти традиции. Надеюсь, всё получится.

Радует, что у тех парней, что сейчас учатся в нашем ВУЦ, есть нормальный, здоровый интерес к ратному делу, к истории России. Лишний раз это подтвердил недавний успех команды слушателей Военного учебного центра при ЮУрГУ, которая одержала победу в областном поисковом конкурсе, посвящённом 80-летию формирования знаменитого Уральского добровольческого танкового корпуса (УДТК) и входившей в его состав Челябинской добровольческой танковой бригады.

Read 798 times Published in: [ Образование ]

Leave a comment

Make sure you enter the (*) required information where indicated. HTML code is not allowed.

Name *
Email  *