Пятница, 19 Апреля 2024

Уникальный альбом

Monday, 28 November 2022 00:00   Иван ЗАГРЕБИН
Уникальный альбом K2_ITEM_IMAGE_CREDITS Надежды ЮШИНОЙ

Южно-Уральский государственный университет по праву гордится своей долгой и богатой историей, начавшейся в грозном 1943 году.

В рамках совместного проекта, а также в преддверии дня рождения вуза, который отмечается в середине декабря, руководитель Музейно-образовательного комплекса Надежда Оттовна Иванова рассказала «SMART Университету» об интересных экспонатах, отмечающих вехи славного пути ЮУрГУ, в том числе об уникальном альбоме. Давайте посмотрим его вместе.

 

Музейные сокровища – свидетели времени

Со дня основания вуза в нём работали те, кто ковал оружие Победы. В дальнейшем многие фронтовики и труженики тыла учились и преподавали здесь. Время неумолимо, с каждым годом в живых всё меньше ветеранов вуза и выпускников первых поколений – но память о них живёт, и музей делает всё, чтобы её сохранить.

В музее истории Южно-Уральского госуниверситета много интереснейших экспонатов, рассказывающих о славном прошлом вуза. Часть из них в постоянной экспозиции, часть – в запасниках. Это подарки, которые преподнесли ЮУрГУ различные делегации, друзья университета, преподаватели и сотрудники, члены их семей. Наградные кубки, завоёванные спортсменами и творческими коллективами ЮУрГУ на состязаниях и конкурсах. Архивные материалы, которые говорят о боевом и трудовом пути ветеранов вуза. Особое место занимают альбомы с фотографиями, рисунками, графиками, которые интересно и наглядно показывают, какой была учебная, научная, культурная, спортивная жизнь университета, как менялся его архитектурный облик. Таких альбомов сохранилось много, но в основную экспозицию входят не все.

Специально для публикации в «SMART Университете» Надежда Оттовна бережно достала из запасника уникальный альбом «Челябинский механико-машиностроительный институт 1944–1948 гг.». Он позволяет довольно подробно представить жизнь ЧММИ в этот период. Ещё шла Великая Отечественная война – но вуз уже готовился решать народно-хозяйственные задачи мирного времени.

Все надписи, рисунки, схемы в альбоме под вытисненным золотыми буквами грифом «Министерство высшего образования Союза ССР» сделаны от руки – можно сказать, каллиграфическим почерком. Иллюстрациями также служат вклеенные чёрно-белые фотографии. Листы заполнены только с одной стороны. Все страницы украшены советской символикой: вверху каждой нарисована красная звёздочка, внизу – серп и молот. Кроме того, на титульном листе изображена эмблема: зубчатое колесо (шестерня) с аббревиатурой «ЧММИ» в середине и перевитые алой лентой листья.

 

Открывается альбом…

На первой странице альбома нарисовано красное знамя, вклеен фотопортрет И.В. Сталина и приведена цитата из его речи на VIII Съезде ВЛКСМ: «Перед нами стоит крепость. Называется она, эта крепость, наукой с её многочисленными отраслями знаний. Эту крепость мы должны взять во что бы то ни стало».

На следующей странице – фотоснимок одного из зданий, где в то время располагался вуз. Это школа на улице Тимирязева – нынешний лицей № 11. Текст поясняет: «Учитывая возросшую роль нашей области в деле развития индустриальной мощи страны, обком ВКП(б) в разгар Отечественной войны – в середине 1943 года – возбудил перед ЦК ВКП(б) ходатайство об открытии в Челябинске механико-машиностроительного института. По постановлению Совета Народных Комиссаров от 2 ноября 1943 года за № 1201-361 институт был открыт в феврале 1944 года».

 

Учебная деятельность

Переворачиваем страницу. В самом низу нарисован индустриальный пейзаж – предприятие с дымящими трубами. На странице приводятся данные о факультетах и специальностях в 1948/1949 учебном году. Общее количество студентов – 807 человек. При этом на факультете автотракторостроения и сельхозмашиностроения – 416 человек, из них 287 на специальности «Тракторостроение», 23 – «Автомобилестроение» и 106 – «Сельхозмашиностроение». Возможно, стране в ту пору больше были нужны тракторы и сельскохозяйственная техника, чем автомобили, поэтому и такая разница в количестве будущих инженеров. Да и в ту пору в СССР производство автомашин было не так уж сильно развито: не было ещё автомобилестроительных гигантов ни в Тольятти, ни в Набережных Челнах.

На механико-технологическом факультете училось в то время 280 человек, из них 81 – на специальности «Технология машиностроения», 87 – на специальности «Обработка  металлов давлением», 112 – на специальности «Сварочное производство». На вечернем отделении МТФ – 111 человек (специальность «Технология машиностроения»).

Далее, на следующей странице – данные по контингенту студентов по годам: если в 1943–44 учебном году их 301 человек, то в 1947–48 – уже 865. Выросло за эти годы и число студентов-коммунистов: от 12 до 87. Напомним, что в то время в СССР существовала единственная политическая партия – ВКП(б), впоследствии – КПСС.

На следующей странице приводятся данные по профессорско-преподавательскому составу. Общее число профессоров и преподавателей: в 1944–45 учебном году – 67, в 1948–49 – более сотни. Что интересно: учёные степени и звания имели только 15 человек. Согласитесь, немного, особенно по сравнению с сегодняшним днём.

Перевернув страницу, узнаём, что в 1949 году в ЧММИ обучалось 129 студентов – участников Великой Отечественной войны, в том числе 51 орденоносец! Также указано число студентов-комсомольцев по учебным годам: в 1943–44 – 112 человек, в 1948–49 – уже 456. В то время иначе и быть не могло!

 

Выпускники ЧММИ – Родине!

На следующей странице указано, сколько молодых инженеров уже выпустил институт с 1944 по 1948 год. Итак, в 1944-м – семь человек, из них на хорошо и отлично защитились шестеро, а в 1948–1949 – 202 и 145 соответственно! Конечно, это не те тысячи, что выпускает ЮУрГУ сейчас. Однако радует, что уже в то время число выпускников заметно росло.

Далее карта Родины – стрелки показывают, где трудятся выпускники ЧММИ: большая часть – около ста человек – осталась в Челябинске, остальные нашли применение своим знаниям в разных городах страны: Свердловске (ныне Екатеринбург), Уфе, Красноярске, Новосибирске… Спустя не так много времени тысячи выпускников нашего вуза будут трудиться по всему Советскому Союзу, а после его распада – и за пределами РФ. Тут же поясняется, что ряд окончивших ЧММИ инженеров руководят ответственными участками на крупных предприятиях.

 

Страницы жизни вуза

На трёх следующих страницах – чёрно-белые фотографии: лаборатория физики, лаборатория химии, занятия в кабинетах режущего инструмента и технологии машиностроения, защита курсового проекта по грузоподъёмникам на кафедре деталей машин. Из подписей к снимкам явствует, что занятия по техническим измерениям в кабинете технологии машиностроения проводил старший преподаватель Торохов, в кабинете режущего инструмента – доцент Двораковский. На кафедре деталей машин защиту курсового проекта принимали завкафедрой доцент М.А. Гутнер и старшие преподаватели Л.Г. Паперин и П.А. Алексеев.

Вот ещё снимки кабинетов: двигателей и автомобилей и тракторов – на втором видна автомашина в полуразобранном виде, вероятно, ГАЗ или ЗИС. А вот на фото двухэтажные здания общежитий ЧММИ, комната в общежитии – девушки читают «Комсомольскую правду». К большому сожалению, часть снимков утрачена – сохранились только подписи: «В читальном зале института» и «Библиотека».

 

О политике

Разумеется, целая страница посвящена идейно-политической работе в институте, в частности, успеваемости по курсу «Основы марксизма-ленинизма». Далее снова политика – крупными буквами выведено: «Лучших, достойнейших людей послал наш институт в Городской Совет депутатов трудящихся». Это доценты В.Е. Воскобойников и М.П. Цепушелова, а также студентка-отличница А. Сметанина. Вклеены их портретные фотографии. Внизу подпись: «Студенты и научные работники института активно участвовали в избирательных кампаниях в качестве агитаторов, членов участковых и окружных комиссий, доверенных лиц». Поясняется, что выборы проходили в Верховный Совет СССР, Верховный Совет РСФСР, местные Советы.

 

Научная работа

Следующая страница посвящена научно-исследовательской деятельности института. Приводится цитата из закона о пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946–1951 годы: «Обеспечить дальнейший технический прогресс во всех отраслях народного хозяйства СССР, как условие мощного подъёма производства и повышения производительности труда». В альбоме фраза приведена не полностью и заканчивается словами: «Для чего необходимо не только догнать, но и превзойти в ближайшее время достижения науки за пределами СССР». Далее цитирую дословно: «Челябинский механико-машиностроительный институт ведёт большую научно-исследовательскую работу, направленную на разрешение актуальных научных проблем и оказание помощи нашим заводам и предприятиям в освоении новых достижений передовой науки и техники.

За 1945–47 гг. институт выполнил 30 научно-исследовательских работ, большинство из них внедрено в промышленность. Важнейшие из них: 1. Теория и расчёт планетарных передач танков. 2. Коэффициент условного приращения масс танков. 3. Определение наивыгоднейшей мощности двигателя для сельскохозяйственного трактора. 4. Исследование и конструктивное улучшение форсунок автотракторных двигателей дизеля (Так в тексте. – Прим. авт.). 5. Влияние характера поверхностных дефектов на усталостную прочность клапанных пружин. 6. Качество и технология поршневых колец тракторных моторов. 7. Влияние наличия смазочных отверстий на концентрацию напряжений в червяках глобоидальных передач металлорежущих станков. 8. Исследование скоростей резания при отрезке легированной стали. 9. Исследование оптимальных допусков на изготовление и износ развёрток при обработке деталей из алюминиевых сплавов. 10. Усадка в фасонном литье и методы борьбы с нею. 11. Интенсификация отжига ковкого чугуна».

Страницу украшает рисунок, выполненный от руки: двое учёных сидят за книгами.

 

Наука: пятилетку – в четыре года

Идём дальше. Следующая страница знакомит нас с пятилетним планом научно-исследовательских работ ЧММИ: он «включает 9 комплексных проблем / 43 отдельные темы». Эти проблемы перечислены ниже: «Улучшение конструкции и эксплуатационных качеств транспортных двигателей», «Универсальный автомобиль вездеходного типа», «Обобщение и систематизация конструктивных материалов и уточнение методов расчёта гусеничных машин», «Разработка основ рационального конструирования и эксплуатации металлорежущих станков», «Высокопроизводительная штамповка поковок на макси-прессах и горизонтально-ковочных машинах», «Усадка и методы борьбы с нею в фасонном литье», «Прочность и пластичность чугуна как конструкционного материала», «Качество и технология ответственнейших деталей поршневой группы транспортных моторов», «Природа энергетических уровней и преобразование энергии при возбуждении твёрдых растворов урановых соединений». Как видим, спектр задач весьма широк. При этом, напомним, в тот период в ЧММИ существовало только два факультета, не было ещё ни энергетического, ни металлургического, ни инженерно-строительного, ни аэрокосмического, ни и приборостроительного. Они появятся лишь в 1950-е, когда вуз станет Челябинским политехническим институтом. Тем не менее, задачи ставились на будущее – и весьма серьёзные.

Внизу страницы типичная для той эпохи фраза: «Коллектив работников института обязался выполнить пятилетний план научно-исследовательских работ в четыре года!». Наверное, могут возникнуть сомнения: насколько реалистичны подобные планы. Разумеется, можно объяснить подобное заверение энтузиазмом послевоенной поры. Но, думается, советские люди привыкли решать во время войны сложнейшие задачи в кратчайший срок. Все понимали: необходимо как можно скорее восстановить разрушенное во время Великой Отечественной народное хозяйство.

 

Научные кадры

Следующий лист полностью посвящён подготовке научных кадров в ЧММИ. Цитирую: «Для подготовки научных кадров в 1944 году в институте была создана аспирантура. В настоящее время в аспирантуре занимается девять инженеров, специализирующихся по кафедрам: “Двигатели внутреннего сгорания”, “Автомобили и тракторы”, “Металлургия и металловедение”, “Металлорежущие станки”, “Технология машиностроения”. Аспирант Титов В.К. защитил кандидатскую диссертацию на тему “Графитизация ковкого чугуна”. Два аспиранта подготовили диссертации к защите». Кажется, совсем немного. Но пройдёт время – и в вузе откроется не только аспирантура, но и докторантура, будут ежегодно защищаться кандидатские и докторские диссертации по самым разным темам, появятся диссертационные советы.

Далее снова цитирую дословно: «Профессорско-преподавательский состав института непрерывно работает над повышением своей научно-педагогической квалификации. Три преподавателя защитили диссертации на учёную степень (Так в тексте. – Прим. авт.) кандидата технических наук, разработав важные научно-теоретические и технические проблемы. Доцент Двораковский Н.С. защитил диссертацию на тему ”Исследование жёсткости станины универсального сверлильного станка типа 2135 завода имени Ленина”. Доцент Крюков А.Д. – на тему “Анализ циркулирующих и рекуперативных мощностей в трансмиссиях гусеничных машин”. Доцент Венцель С.В. – на тему “Удлинение срока службы масла в дизель-моторах”. Пять преподавателей института окончили работу над кандидатскими диссертациями и подготовили их к защите. Работают над подготовкой докторских и кандидатских диссертационных работ – 51 человек». То есть, как видим, хотя война кончилась недавно, научная работа кипела вовсю. Страницу украшает рисунок: множество книг, частично скрытых занавесом, письменный стол с лежащим на нём раскрытым томом, который освещён лучом настольной лампы. Свет знаний помогает открыть тайны мироздания.

Переворачиваем страницу. Читаем: «В институте периодически проводятся научно-теоретические конференции с участием инженерно-технических работников заводов и научных работников других вузов города. За последний год проведено три конференции, на которых прочитано 23 научных доклада. Научно-исследовательская деятельность работников института находит своё отражение и в “Сборниках трудов Челябинского механико-машиностроительного института”. За 1947 год выпущено два сборника. Ещё два сборника подготовлены к печати». Кстати, тут же вклеена фотография титульного листа или обложки такого сборника, датированного мартом 1947 года. Как видим, научные форумы проводились уже в первые годы существования вуза.

 

ЧММИ – промышленности

Следующий лист рассказывает о помощи института заводам Челябинской области. Здесь тоже нарисован индустриальный пейзаж: заводские здания, сооружения, дымящие трубы. Цитирую: «Научные работники института поддерживают тесную связь с заводами города и области и оказывают им практическую помощь в решении научно-технических проблем. За четыре года существования институт выполнил 30 научно-исследовательских работ, из которых многие уже внедрены в производство и внесли значительные улучшения в работу заводов.

Институт даёт консультации заводам по вопросам борьбы с браком в производстве, усовершенствования технологии, проектирования новых цехов и так далее.

Консультациями института пользуются заводы: Кировский (с 1941-го по 1958-й ЧТЗ назывался Кировским заводом Наркомата танковой промышленности в городе Челябинске. – Прим. ред.), имени Орджоникидзе, Златоустовский механический, Копейский имени Кирова, № 100, № 200, имени Колющенко и другие.

Для ознакомления ИТР (так в СССР называли инженерно-технических работников. – Прим. ред.) и рабочих заводов научные работники института читают лекции и дают консультации на Кировском заводе, заводе № 100, № 255 (завод «Электромашина». – Прим. ред.) и других по вопросам новейших достижений науки и техники». Как видим, уже с первых лет своего существования наш вуз оказывал большую помощь индустриальным предприятиям. Разумеется, сотрудничество с промышленностью по широкому спектру вопросов продолжается по сей день.

 

Наука студенческая

Следующий лист посвящён работе студентов в научно-технических кружках. Цитирую: «В 1947 году в институте создано научно-техническое общество. Студенты института активно участвуют в работе научно-технических кружков. Работа в кружках прививает студентам глубокий интерес к науке, приучает их работать самостоятельно и вести научно-исследовательскую работу. Кружки являются школой воспитания будущих научных работников.

В 1947 году в институте работало 11 научно-технических кружков с числом членов 313 человек. Проведено 65 занятий, на которых сделано 93 доклада.

В настоящее время работают: физический кружок (руководитель доцент Шереметьев). На занятиях кружка изучаются проблемы современной физики и новейшие достижения советских учёных.

Кружок холодной обработки металлов (руководитель доцент Двораковский). Занятия посвящены теории резания, теории и практике станкостроения и инструментального производства.

Кружок машиноведения (руководитель доцент Гутнер). Рассматриваются вопросы теории механизмов и машин, достижения советского машиностроения.

Кружок технологии машиностроения (руководитель доцент Шифрин и старший преподаватель Торохов). На занятиях изучаются проблемные вопросы и достижения в области технологии машиностроения.

Кружок кузнечно-прессовых машин и обработки давлением (руководитель старший преподаватель Винокур).

Кружок сварки и сварочных машин (руководитель зав. кафедрой Березкин).

Кружок колёсно-гусеничных машин (руководитель доцент Крюков)».

Перечислен ещё ряд кружков: радиотехники (руководитель – инженер Чесноков); высшей математики (руководитель – доцент Воскобойников); двигателей внутреннего сгорания (руководитель – доцент Харитончик), химии (руководитель – заведующий кафедрой Клочков). Указано, что лучшие студенты – «Мороцкий, Бененсон, Сарычева, Даниленко, Бородина, Попов, Яковлев и другие» – включаются в работу кафедр и ведут самостоятельные исследования. Как видим, студенческая наука развивалась в нашем вузе с первых лет его существования. Любопытно, что весь текст на этой странице идёт поверх рисунка, который занимает весь лист: летящие листья, похожие на кленовые. Вероятно, краску набрызгивали по трафарету и вокруг него.

 

Рацпредложения

Последняя страница альбома озаглавлена: «Основные рационализаторские предложения, выполненные научными работниками института и внедрённые в производство». Ниже перечислены эти рацпредложения. Цитирую: «1. Условия выделения так называемого первичного феррита в микроструктуре чугунных поршневых колец и борьба с ним. Работа позволила радикально ликвидировать брак колец по микроструктуре на Кировском заводе, систематически державшийся на уровне от 15 до 25%. Экономический эффект – 95 тысяч рублей в год.

2. Влияние конфигурации и массы прибыли на усадку в чугунных специальных отливках. Работа доказала возможность сокращения веса прибыли, что позволило резко увеличить производительность чугунолитейного цеха Кировского завода и по существу в комбинации с девятиместной формовкой обеспечила выполнение заводом сильно возросшей с 1942 года программы по выпуску специальных отливок. Экономический эффект – более 900 тысяч рублей в год.

3. Металлургический режим плавки как фактор качества жароупорного литья. Работа позволила поднять содержание возврата в шихте с 30 до 75% при одновременном снижении содержания дефицитного никеля и предупреждении развития столбчатой кристаллизации в отливках. Экономический эффект – 400 тысяч рублей в год. Внедрена на заводе № 100.

4. Влияние содержания фосфора на антифрикционные свойства чугуна. Работа позволила Кировскому заводу отказаться от присадки фосфора в чугун для многих антифрикционных деталей. Экономический эффект – 150 тысяч рублей в год.

5. Рациональная термообработка чугунных блоков и крышек мотора. В результате работы Кировский завод полностью ликвидировал брак названных отливок по трещинам и короблению в механической обработке. Экономический эффект – 75 тысяч рублей в год.

6. Борьба с ситовидной пористостью литья. На основе этой работы Копейский завод имени Кирова полностью ликвидировал брак своего литья».

Учитывая цены того времени, экономический эффект от внедрённых в производство разработок учёных вуза был весьма значительным.

Этот альбом – уникальный документ эпохи, который даёт представление, каким был вуз в 1940-е. С самого начала ЧММИ – будущий ЮУрГУ – готовил научные кадры, инженеров для отечественной индустрии, занимался исследованиями и помогал промышленности в решении практических производственных задач. Наши предшественники сделали этот альбом, чтобы мы могли знать о жизни ЧММИ того времени. Их труды, безусловно, вдохновляют и дают пример того, как нужно трудиться на благо Родины.

Read 2920 times Published in: [ Университетская жизнь ] Last modified on Wednesday, 14 December 2022 14:52
X
NEXT_SUGGESTED_ARTICLE

Поздравление ректора ЮУрГУ Александра Вагнера с Днём космонавтики

Дорогие друзья! От всей души поздравляю вас с Днем космонавтики....

Leave a comment

Make sure you enter the (*) required information where indicated. HTML code is not allowed.

Name *
Email  *