Пятница, 12 Августа 2022

«Мы хорошо поработали, но надо сделать ещё больше»

Tuesday, 26 October 2021 00:00   Редактор сайта

Доклад ректора Южно-Уральского государственного университета Александра Леонидовича Шестакова на собрании профессорско-преподавательского состава, сотрудников и студентов

Уважаемые коллеги!

Начался новый учебный год. Закончилась Программа 5-100, в которой мы принимали участие. С 2021 года стартует новая программа развития стратегического академического лидерства университетов «Приоритет-2030». Наша заявка прошла первый этап формальной экспертизы. Впереди новый 10-летний период развития университета, который очень важен. Именно он определит, каким будет ЮУрГУ и какие позиции он займет в нашей стране и за рубежом.

 

О науке

Начнем с научной деятельности, которая является важнейшей частью работы университета и по которой его оценивают в рейтингах.

Наши позиции в 2021 году в двух ведущих глобальных рейтингах – QS и THE, и в рейтинге «Три миссии университета» показаны на рисунке 1.

Еще один рейтинг – RankPro. Его методология основана на сравнении вузов и профессиональной оценке предлагаемых программ обучения, структуры университетского сообщества, доступности и полноты информации о деятельности вуза, его возможностях, репутации на национальном и международном уровнях. В мире около 30 тысяч университетов. По состоянию на 2021 год ЮУрГУ занимает следующие позиции в рейтинге RankPro: 389-ю в мире, 199-ю в Европе, 15-ю среди российских вузов.

Мы подтягиваемся в рейтингах и по гуманитарным направлениям. Все институты и высшие школы ЮУрГУ включились в работу по серьезному развитию научных исследований.

В России, по данным аналитического центра «Эксперт», мы занимаем следующие позиции: искусственный интеллект – 9–11-е место; металлургия – 3-е; возобновляемая энергетика – 4–5-е; материаловедение – 9–11-е; экология – 9–10-е; энергетика – 6-е; менеджмент – 7–8-е; экономика – 6–7-е; компьютерные науки – 10–12-е.

По искусственному интеллекту, компьютерным наукам, металлургии (по срезу «материаловедение»), возобновляемой энергетике (по срезу «энергетика») мы находимся выше, чем Уральский федеральный университет, и на одной с ним позиции по категории «энергетика». И это несмотря на то, что там объединены два крупнейших вуза (Уральский государственный технический университет и Уральский государственный университет) и в Екатеринбурге 20 институтов РАН.

В рейтинге успешности трудоустройства выпускников, в котором участвовали 300 российских вузов с численностью студентов более трех тысяч, мы на четвёртом месте.

В последнее время оценка научного потенциала университета в части публикационной активности основывается на качественных публикациях. И ЮУрГУ здесь добился хороших результатов.

В 2020 году по числу публикаций в первом квартиле базы данных Scopus мы заняли 15-ю позицию в стране – 419 публикаций. За нами Санкт-Петербургский государственный университет (295 публикаций), Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского (233 публикации). Выше нас Российский университет дружбы народов (444 публикации), Казанский федеральный университет (495 публикаций). А по эффективности, определяемой числом бюджетных средств программы на публикацию в первом квартиле, мы вообще входим в пятерку лучших вузов Программы 5-100.

В будущей программе «Приоритет-2030» в качестве показателей, которые необходимо выполнять – число публикаций в первом и втором квартилях баз данных Web of Science и Scopus. В системе мотивации университета мы также будем поощрять именно их.

За 2020 год лидерами по публикационной активности стали сотрудники университета, чьи имена и достижения перечислены в таблице 1.

Число публикаций в первом и втором квартилях и количество авторов таких публикаций ежегодно растут. Так, число авторов публикаций в первом и втором квартилях в 2020 году выросло на 15% – с 453 до 520. Это почти треть нашего коллектива.

Имена сотрудников, ставших в 2020 году лидерами среди авторов еще более высокорейтинговых публикаций, в журналах Топ-10, перечислены в таблице 2.

Это только те, у которых в 2020 году в Топ-10 было более одной публикации. Всего же авторов Топ-10 у нас 65!

Еще один важный показатель качества публикаций – цитируемость. В таблице 3 приведены имена лидеров среди сотрудников университета в 2020 году по количеству цитат за предыдущие пять лет. Именно так оценивалась цитируемость в Программе 5-100.

Издательство Elsevier определило заведующего кафедрой материаловедения и физикохимии материалов Дениса Александровича Винника как наиболее цитируемого автора в мире по направлению ферритов. Это без подачи в издательство каких-либо сведений, а исходя из анализа баз данных.

За период участия в Программе 5-100 число публикаций первого и второго квартилей увеличилось в пять раз. При этом наиболее успешно ученые ЮУрГУ публикуются в международных коллаборациях. Именно они приносят нам высокорейтинговые статьи. Так, доля публикаций с зарубежными учеными за период выполнения Программы 5-100 увеличилась с 8 до 48%. Более подробная информация – на рисунке 2.

Ещё один элемент развития научных исследований – постдоки. В ЮУрГУ в прошлом году их было 18, в том числе 10 из зарубежных университетов. Каждый в 2020 году опубликовал, как правило, не одну работу в первом и втором квартилях. Это направление у нас появилось недавно и доказало свою эффективность. Мы будем его развивать.

В целом дела по публикационной активности обстоят неплохо. Но в новой программе «Приоритет-2030» нам надо выйти на дальнейший устойчивый рост и к 2030 году практически удвоить число публикаций в первом и втором квартилях. На рисунке 3 отражен план по публикациям с учетом долевого участия авторов в коллективе.

Важнейшим аспектом научных исследований является их востребованность. Она измеряется количеством привлеченных средств. В 2020 году общий объем привлеченных научных средств составил 646 миллионов рублей. По сравнению с 2015 годом (это год перед вхождением в Программу 5-100) объём НИР увеличился ненамного. В 2015 году университет заработал на науке 624 миллиона рублей. Денег нам не хватает. В этом плане мы отстаём от ведущих университетов.

В 2020 году состояние дел было следующее. ЮУрГУ вел работу по двум крупным проектам по Постановлению Правительства РФ № 218. Реализуется проект по гидроприводам с Уральским инжиниринговым центром (руководитель проекта – профессор кафедры технологий автоматизированного машиностроения Дмитрий Валерьевич Ардашев). Началась реализация проекта по созданию аэродромной уборочной машины с Московским автомобильно-дорожным государственным техническим университетом (руководитель проекта – директор научно-исследовательского института опытного машиностроения, кандидат технических наук Рамиль Агзамович Закиров).

По федеральной целевой программе «Исследования и разработки» выполнялись проекты «Интегрированная система управления потреблением тепловой энергии и воды» (руководитель – Александр Леонидович Карташев) и «Новые металлические материалы для хранения радиационных отходов» (руководитель – Илья Валерьевич Чуманов).

Проекты по грантам Российского научного фонда перечислены в таблице 4.

По гранту РФФИ велись исследования по теме «Методы обнаружения и управления повреждениями авиационных конструкций из композитных материалов» (руководитель проекта – Сергей Борисович Сапожников), по гранту в форме субсидии был организован форум молодых ученых стран БРИКС – этой работой руководил Вячеслав Владимирович Бурматов.

В университете также проводились хоздоговорные работы. По организации и выполнению наиболее крупных работ я хочу отметить следующих сотрудников – их имена перечислены в таблице 5.

В прошлом году был возобновлен конкурс РФФИ – Южный Урал. Университет выиграл 55 проектов из 100.

У нас также появились научные гранты совместно с зарубежными партнерами. В 2020 году их было четыре. Они перечислены в таблице 6.

Самая большая наша проблема – это деньги. Зарабатываем мало. В программе «Приоритет-2030» мы подготовили заявку на базовую часть гранта в размере ста миллионов рублей в год. Она будет выделена ста университетам России. Также в заявке мы претендуем на специальную часть гранта в категории «Национальный исследовательский университет». В случае выигрыша рассчитываем одновременно на базовую и специальную часть гранта.

Для того чтобы этому соответствовать, мы должны увеличить объём зарабатываемых средств по науке в 2024 году в полтора раза по сравнению с 2020 годом, а в 2030 году – в 3,4 раза. Достигнутый и планируемый объем НИОКР на НПР показан на рисунке 4.

Необходимо существенным образом увеличить «площадь соприкосновения» с крупными федеральными проектами, в числе которых «Экология», «Производительность труда и поддержка занятости», «Наука», «Цифровая экономика». Это необходимо делать вместе с Челябинской областью. У этих проектов большое федеральное финансирование, но нам нужно генерировать эффективные и привлекательные идеи. Нужно зайти с крупными проектами в государственные корпорации, такие как Росатом, Роскосмос, Ростех. И на каждой кафедре должен быть приоритет: нужно заниматься такой наукой, которая востребована.

В заявке по программе «Приоритет-2030» мы выделили пять стратегических проектов. Первый – «Интеллектуальное производство». Здесь планируем разработку цифровых двойников основных технологических агрегатов и процессов в металлургии и машиностроении, сенсоров и беспроводных сенсорных систем с самодиагностикой, методов обработки данных на основе искусственного интеллекта и квантовых технологий. По всем этим направлениям у нас есть задел. Но сейчас к этой проблеме надо подойти комплексно, с получением не только научного, но и инновационного результата.

В этом проекте планируем открыть новые лаборатории под руководством всемирно известных зарубежных и российских ученых: «Машинное зрение и слух» и «Многомасштабное мультифизическое моделирование». Существенное развитие получат лаборатории «Самодиагностика и самоконтроль приборов» и «Проблемно-ориентированные облачные среды».

Второй стратегический проект – «Фундаментальные основы синтеза и эксплуатации перспективных материалов». Мы собираемся разрабатывать новые металлические сплавы, новые композиционные, гибридные и самовосстанавливающиеся материалы, новые многокомпонентные материалы для аддитивных технологий и ряд других. В этом проекте планируем при разработке материалов опираться на компьютерное моделирование, в том числе первопринципное. Планируем создать новые лаборатории под руководством зарубежных ученых с мировым именем и ученых РАН. Это лаборатории «Высокоэнтропийные материалы» и «Проблемы утилизации современных многокомпонентных материалов со сложной структурой».

Третий стратегический проект – «Экосреда постиндустриальной агломерации». Планируется разработка методов: очистки сточных вод и грунта; мониторинга загрязнения воздуха, воды и грунта; применения водородных технологий для переработки комплексных руд и отходов металлургического производства, а также открытие ряда новых исследовательских лабораторий.

Четвертый проект – «Здоровье человека в эпоху цифровой трансформации общества». Мы планируем проведение фундаментальных исследований в области персонифицированной коррекции физического здоровья, стресс-протекторных технологий, цифрового моделирования лекарственных средств и изучения биосоциальной природы человека. Существенно расширятся лаборатории «Нейрогепатология», «Цифровая модель спортивного движения» и «Миграционные исследования».

Пятый проект – образовательный. Он ориентирован на внешнюю среду и включает следующие направления:

  • «Цифровое зеркало школы» – создание информационно-образовательной среды для дистанционного обучения школьников. В 2021 году в Челябинске 1200 школьников изъявили желание обучаться дистанционно;
  • «Автоматизированная система повышения уровня цифровой грамотности педагогов». Здесь предполагается адаптация учебного материала под индивидуальные особенности слушателей;
  • «Адаптивные курсы с элементами дополненной и виртуальной реальности для переподготовки кадров производственных предприятий»;
  • «Ресурсы дополнительного образования ЮУрГУ для выпускников университета на протяжении всей жизни».

В настоящее время получение научных результатов мирового уровня недостижимо в одиночку. Для успешной реализации каждого стратегического проекта мы создали консорциумы с ведущими научными организациями России.

Для реализации первого стратегического проекта мы создали консорциум, подписали соглашение с квантовым центром Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, институтом программных систем имени А.К. Айламазяна РАН, институтом математики и механики имени Н.Н. Красовского УрО РАН, ФГУП «ВНИИМ имени Д.И. Менделеева», Центральным аэрогидродинамическим институтом имени профессора Н.Е. Жуковского, Московским государственным техническим университетом имени Н.Э. Баумана, НПО Автоматики имени академика Н.А. Семихатова.

Для реализации второго стратегического проекта созданы консорциумы с Национальным исследовательским центром «Курчатовский институт», институтом металлургии УрО РАН, институтом химии силикатов имени И.В. Гребенщикова РАН.

Для реализации третьего стратегического проекта создан консорциум с институтом металлургии УрО РАН, Сибирским федеральным научным центром агробиотехнологий РАН.

В рамках четвертого стратегического проекта создан консорциум с институтом цитологии и генетики Сибирского отделения РАН.

Кроме того, в рамках Челябинской области создан консорциум, в который вошли Южно-Уральский государственный университет, Челябинский государственный университет, Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова, научный центр минералогии и геоэкологии УрО РАН и Южно-Уральский государственный медицинский университет. Планируется координировать научную повестку участников этого консорциума для решения научных инновационных задач в интересах Челябинска и Челябинской области.

Уважаемые коллеги, позади огромная работа по подготовке заявки на конкурс по программе «Приоритет-2030». Все институты и высшие школы включились в этот процесс, и я хочу поблагодарить всех его участников. При этом особая благодарность проректору по научной работе Антону Вениаминовичу Коржову, руководителю проектного офиса Евгению Викторовичу Белоусову и его команде, заместителю начальника УНИД Леониду Викторовичу Шипулину, начальнику информационно-аналитического отдела УНИД Ольге Юрьевне Хайруллиной и начальнику планово-финансового отдела УНИД Дарье Константиновне Ушаковой.

В прошлом году Уральский федеральный округ выиграл конкурс на организацию научно-образовательного центра «Передовые технологии и материалы». Южно-Уральский государственный университет – один из основных участников проекта. При этом разработка демонстраторов возвращаемой многоразовой ракеты «Корона» является основной в научно-образовательном центре, и он осуществляет предварительную проработку для большого проекта АО «Государственный ракетный центр имени академика В.П. Макеева».

Проект в рамках НОЦ состоит из трех основных частей: демонстраторов двигательной установки с общим обтекаемым телом, композиционного корпуса и системы управления. Проект финансируется из бюджета Челябинской области. Его реализация существенным образом скажется на развитии Политехнического института и Высшей школы электроники и компьютерных наук ЮУрГУ.

Здесь работает большой коллектив, и прежде всего я хочу отметить руководителей этого проекта Сергея Дмитриевича Ваулина, Виктора Борисовича Фёдорова, а также сотрудников Политехнического института: по математическому моделированию и расчетам параметров двигательной установки – Кирилла Игоревича Хажиахметова, по композиционному корпусу – Сергея Борисовича Сапожникова и Юрия Владимировича Микляева, и сотрудников Высшей школы электроники и компьютерных наук, занимавшихся системой управления – Виктора Борисовича Садова, Владимира Олеговича Чернецкого и Дмитрия Алексеевича Кацая.

За испытания двигательной установки на экспериментальном стенде в НИИ Машиностроения в городе Нижняя Салда Свердловской области хочу отметить инженера-исследователя НОЦ «Аэрокосмические технологии» Константина Александровича Бромера, внесшего большой вклад в разработку двигателей, и директора НОЦ «Аэрокосмические технологии» Алексея Оттовича Шульца за предварительные испытания.

Перед университетом стоят большие задачи: мы должны развивать междисциплинарные исследования и в них базироваться на исследованиях фундаментальных. Это принципиальная основа высоких научных результатов. А еще нужно научиться коммерциализировать результаты и получать доход. То есть мы должны стать предпринимательским университетом или, как в настоящее время определяют, Университетом 3.0. Учитывая сегодняшнее состояние дел, у нас на хорошем уровне образование и наука, и ЮУрГУ относится к категории Университет 2.0.

Для того чтобы далее серьезно продвинуться в развитии научных исследований, нам нужен специальный бюджет. В рамках программы «Приоритет-2030» мы планируем следующий бюджет развития. На 2021 год – 1,1 миллиарда рублей. Его структура показана на рисунке 5, а планируемая динамика роста – на рисунке 6.

К 2030 году бюджет развития должен достичь 1,4 миллиарда рублей. При этом поддержка научных проектов, развитие лабораторий будет осуществляться посредством внутренних открытых конкурсов, а научные доходы по годам должны вырасти с 646 миллионов рублей в 2020 году до 1,1 миллиарда рублей в 2025-м и до 2,6 миллиарда рублей в 2030-м. В основе этого роста – высокий научный уровень. Процитирую Руперта Мердока, одного из крупнейших в мире медиамагнатов: «Я не делаю деньги. Стань лучшим в своей области – тогда к тебе придут и власть, и состояние».

 

Об учебной деятельности

В 2020/2021 учебном году по системе высшего образования с учётом заочного образования в университете обучалось 23,8 тысячи студентов, с учётом студентов среднего специального образования и аспирантов – чуть больше 25 тысяч. В последнее время происходило ежегодное снижение количества студентов. Так, в 2015/2016 учебном году в ЮУрГУ обучалось 32,8 тысячи студентов, в 2016/2017 учебном году – 32 тысячи, в 2017/2018 учебном году – 30 тысяч, в 2018/2019 году – 27,5 тысячи, в 2019/2020 учебном году – 26 тысяч. Снижение происходило за счёт сокращения числа студентов, обучающихся на контрактной основе.

В эти годы Челябинская область находилась в зоне демографического спада. Но сейчас начинается медленный демографический подъем. Так, по данным Росстата, число 18-летних увеличится с 33 тысяч человек в 2020 году до 47 тысяч в 2030 году. Но если ситуация с выезжающими выпускниками школ не изменится, то за период с 2021 по 2030 год Челябинская область потеряет 60 тысяч наиболее подготовленных ребят.

По данным Росстата и исследований ВШЭ, доля выпускников школ региона, обучающихся в вузах, следующая: в Челябинской области – 79%, в Свердловской – 108%, а в Томской – 189%. То есть в вузы Свердловской и Томской областей приезжают учиться, а из Челябинской области уезжают.

Основной контингент в университете – это всё-таки студенты-очники, и надо бороться за увеличение их числа. Так, в базовом вузе в 2020/2021 учебном году их было 12649.

В рамках программы «Приоритет-2030» мы поставили задачу: число таких студентов в 2024 году увеличить до 13500, а к 2030 году – до 16000. Планируемая динамика роста числа студентов отражена на рисунке 7.

 

О приёмной кампании

Набор в этом году проходил сложно. Изменились правила. Для зачисления не требовалось предоставление подлинников аттестатов, оно проходило в одну волну. На момент зачисления 191 место оказалось свободным. В базовом вузе – 131 место и 60 мест в филиалах. Наибольшее количество вакантных мест в базовом вузе было на следующие направления: «Металлургия», «Наземные транспортные средства», «Машиностроение», «Энергетическое машиностроение». К началу учебного года вакантных мест не осталось.

За большую работу по дополнительному набору я хочу отметить следующих сотрудников Политехнического института: Ирину Егоровну Киесш, Ивана Александровича Ильина, Юлию Анатольевну Барановскую, Александра Владимировича Буланова (научного сотрудника НОЦ «Нанотехнологии»). В период дополнительного набора были разосланы тысячи SMS-сообщений. За это большая благодарность Евгению Алексеевичу Кабиольскому и его управлению.

Большую работу по дополнительному набору во взаимодействии с градообразующими предприятиями провели директора филиалов: Сергей Геннадьевич Соловьев, Андрей Николаевич Дильдин, Вера Николаевна Борщенюк.

В прошлом учебном году у нас были обсуждения и споры по поводу снижения стоимости обучения в очной форме в Нижневартовском филиале. Мы провели этот эксперимент, и он оказался успешным. Произошло увеличение набора на юридическом направлении в три раза. По направлению «Экономика» работа продолжается. В Нижневартовском филиале получили лицензию на ряд направлений СПО. Я благодарю за эту работу директора Веру Николаевну Борщенюк, Игоря Вячеславовича Войнова, а также начальника отдела контроля, лицензирования и аккредитации образовательной деятельности Дмитрия Владимировича Харитонова за помощь в лицензировании.

В наборной кампании следующего года надо начинать работать с предприятиями металлургии более конкретно и адресно. Нужно обратить внимание на опыт Уральского федерального университета, где тоже большой инженерный набор, но средний балл значительно выше.

Прием в магистратуру прошел успешно, без дополнительного набора.

Количество высокобалльников, победителей и призеров в этом году – 343. Это на девять больше, чем в прошлом году.

Мало абитуриентов поступило на бюджет в Высшую школу экономики и управления, Институт лингвистики и международных коммуникаций, Институт медиа и социально-гуманитарных наук, в которых очень высокие средние баллы. Практически весь набор состоит из высокобалльников на «Фундаментальной информатике» и «Программной инженерии». Совсем немного до этого уровня не дотянула «Информационная безопасность».

ЮУрГУ проводит большую работу по привлечению абитуриентов в университет в течение года. Это круглые столы с предприятиями, членами Союза машиностроителей, всероссийские акции «Время карьеры» и «Неделя без турникетов». Организуем Всероссийскую многопрофильную олимпиаду «Звезда», организуем индивидуальную работу с ее победителями и призерами, проводим выездные презентации университета в образовательных организациях Челябинска и Челябинской области. За активную деятельность в этом направлении я хочу поблагодарить заместителя проректора по учебной работе Юлию Олеговну Болотину и директора центра по работе с абитуриентами Ивана Ивановича Сухих.

В этом году была разработана анкета для абитуриентов, которую распространили в период приемной кампании. Мы хотели узнать, что привлекает ребят в ЮУрГУ и что, наоборот, не привлекает. За разработку анкеты я хочу поблагодарить проректора по экономическим и финансовым вопросам Людмилу Ивановну Бойкову и заведующего кафедрой социологии Елену Ивановну Салганову. Результаты анализа анкеты необходимо учесть в наборной кампании следующего года.

По имеющейся статистике, только 17% студентов-высокобалльников с баллами 80+ занимаются элитной подготовкой. С другой стороны, хорошо учатся примерно 40% высокобалльников. А 60% – это кто? Возникает вопрос: как мы работаем с высокобалльными студентами?

Я почти уверен, что есть кафедры, которые не работают никак. Надо обратить на это внимание и понять, кто у нас хорошо учится. Видимо, у нас не будет высококачественного бакалавриата. Он большой. Балл невысокий, но он приносит университету деньги. А вот магистратура у нас должна быть высокого уровня. Она должна комплектоваться из хороших студентов ЮУрГУ. Кроме того, к нам в магистратуру должны приезжать ребята из других вузов и стран. Мы всегда обращали внимание на двоечников и никогда – на хороших студентов. Я думаю, настало время это исправить. Учебному блоку надо будет проанализировать ситуацию. Следует обсудить проблему на Ученом совете.

В новой программе «Приоритет-2030» мы планируем создать в полной мере студентоцентрическую модель университета – она показана на рисунке 8. Во-первых, мы должны слышать студентов, понимать их потребности. Для этого ежегодно будем проводить содержательные опросы. Мы должны начать внедрять индивидуализацию траекторий обучения. С начала этого учебного года мы внедряем 10 майнеров в Высшей школе электроники и компьютерных наук, Институте естественных и точных наук, Высшей школе экономики и управления. Каждый майнер состоит из трех учебных курсов, в общей сложности 12 зачетных единиц.

Мы открываем предпринимательское образование. Для этого запускаем специальный майнер в этих пилотных институтах. В этом майнере есть модули. Их надо бы сделать доступными более широкому кругу студентов. Надо также привлечь к кураторству предпринимательского образования успешных инновационных предпринимателей. За начало этого процесса хочу поблагодарить доцента кафедры экономики и финансов Дарью Александровну Баеву.

Три года назад было внедрено проектное образование в магистратуре. В прошлом году работало 70 проектных команд во всех институтах и высших школах ЮУрГУ. В этом учебном году окончили магистратуру 36 проектных команд. Наиболее интересные проекты этого года:

  • Разработка космического аппарата, предназначенного для посадки на космическое тело с малым гравитационным полем (проект будет продолжен). Руководитель – доцент кафедры летательных аппаратов Руслан Александрович Пешков. Индустриальный партнер – Роскосмос (АО «НПО автоматики», Екатеринбург; АО «НИИМаш», Нижняя Салда; АО «ГРЦ имени Макеева», Миасс; АО «НПО Лавочкина», Химки);
  • Обеспечение информационной безопасности сетей полевого уровня. Руководитель – директор НОЦ «Информационная безопасность» Андрей Евгеньевич Баринов. Индустриальные партнеры – ПАО «ЧТПЗ» и АО «Лаборатория Касперского»;
  • Моделирование структуры и свойств кристаллических и гибридных наноматериалов (проект будет продолжен). Руководитель – профессор кафедры теоретической и прикладной химии Екатерина Владимировна Барташевич;
  • VR-журналистика (проект будет продолжен). Руководитель – доцент кафедры журналистики, рекламы и связей с общественностью Анна Викторовна Красавина.

Многие выпускники, завершив проектное обучение, поступили в аспирантуру. В дальнейшем надо расширять проектное образование. Это касается и старших курсов бакалавриата. Надо улучшить образовательную составляющую проектного обучения на специальных курсах для студентов, занимающихся своей частью проекта. Здесь пока есть проблемы. Следующим шагом проектного образования должен стать проект «Стартап как диплом». Мы к этому уже подошли достаточно близко.

В настоящее время студенты больше тяготеют к практической деятельности. Мы открыли новый Fab Lab по электронике. Здесь ребята могут создать по своей идее электронную схему прибора, подготовить её и отладить. Позади большая работа, за которую я хочу поблагодарить доцента кафедры инфокоммуникационных технологий Владимира Николаевича Багаева, ведущего инженера кафедры инфокоммуникационных технологий Николая Николаевича Гудаева и проректора по экономическим и финансовым вопросам Людмилу Ивановну Бойкову.

В части привлечения студентов к творческой деятельности и раскрытия потенциала в ЮУрГУ активно действует Центр коллективной работы «Университетская точка кипения». За последний год через эту площадку прошли более тысячи студентов и аспирантов университета. Организована «Доска проектов» на сайте ЮУрГУ для внесения инновационных идей. Ко Дню науки проведён финал технологического конкурса и представлены три проекта: «Умный куб», «Программно-технологический комплекс постоянного неинвазивного мониторинга глюкозы в крови» и «Универсальный ключ по доработке патента 1929 года». На «Универсальный ключ» уже получен патент, «Умный куб» находится в стадии патентования. На хакатоне Tech Challenge в Екатеринбурге команды ЮУрГУ заняли первое и третье места. За работу Точки кипения хочу поблагодарить директора центра Виктора Викторовича Батуева и его заместителя Елену Вячеславовну Бунову.

В ЮУрГУ успешно реализуется англоязычная подготовка студентов. В прошлом учебном году мы предоставили возможность всем студентам изучать английский язык в течение всего времени обучения – от бакалавриата до аспирантуры. Реализована многоуровневая подготовка в зависимости от исходного уровня подготовки студента. В этом учебном году 5,8% выпускников получили международные сертификаты по языку. За талантливую организацию этого проекта хочу поблагодарить директора Института лингвистики и международных коммуникаций Елену Николаевну Ярославову.

Но иностранные языки должны знать и преподаватели. В ЮУрГУ реализуется проект «Лингва», в рамках которого в прошедшем учебном году обучалось 150 преподавателей и сотрудников. К английскому языку были добавлены китайский и арабский языки. Руководитель «Лингвы» – Ксения Николаевна Волченкова. Все преподаватели университета должны знать английский язык. Прошу обратить внимание на это требование директоров институтов и высших школ.

Мне кажется, что в работе со студентами мы подошли к необходимости использовать методы машинного обучения и интеллектуального анализа образовательных данных при мониторинге таких результатов учебного процесса. Надо попробовать использовать данные характеристик абитуриентов и студентов, требований работодателей. В конечном счете это позволит принимать сбалансированные решения в работе со студентами и корректировать образовательный процесс.

 

Об элитной подготовке

В целом в прошлом учебном году через систему элитной подготовки прошло 738 студентов. Стабильно работают элитные группы студентов-высокобалльников в Архитектурно-строительном институте, Высшей школе экономики и управления и Юридическом институте. При выпуске в этом году сертификаты получили 80 студентов. В факультативных элитных группах было реализовано 52 факультатива, в которых участвовало 503 студента. В этом году сертификаты получили 86 выпускников. В настоящее время факультативные курсы для студентов следующие:

  • междисциплинарные компетенции;
  • навыки командной работы;
  • знания передовых технологий;
  • углубленные знания по основному направлению обучения.

Профессиональную переподготовку по экономике в этом учебном году получали 40 высокобалльных студентов. За эту работу я хочу поблагодарить Александра Дмитриевича Дрозина.

 

О кампусном проекте

В августе этого года подвели итоги конкурса по развитию университетских кампусов. Среди трех победителей оказались кампусы Южно-Уральского государственного университета и Челябинского государственного университета.

Общая схема кампуса приведена на рисунке 9. В него входят университетские кварталы ЮУрГУ и ЧелГУ, реликтовый бор, студгородок ЮУрГУ, инновационно-технологический центр в L-Town.

В планах к 2027–2030 годам – следующие результаты реализации проекта:

1. Создание стратегического альянса Южно-Уральского и Челябинского государственных университетов в рамках Большого Южно-Уральского университета. Пока его называют Аркаим.

2. Последовательное поэтапное формирование Большого университета как градообразующего ядра Челябинска, основного драйвера развития новой индустрии Южного Урала и одного из участников посткризисной экономики знаний.

3. Изменение традиционной промышленной специализации Челябинска. В течение ближайшего десятилетия университет войдет в Топ-10 ведущих университетов Российской Федерации и Топ-200 университетов мира. Челябинск станет одним из первых предпринимательских городов-кампусов, специализирующихся на передовых исследованиях, прорывных разработках, образовании и подготовке кадров.

На первом этапе будет проведена реконструкция кварталов ЮУрГУ и ЧелГУ, как показано на рисунке 10. Так, в ЮУрГУ планируется провести реконструкцию четырех кварталов, где расположатся новые научно-образовательные пространства для развития искусственного интеллекта, квантовых технологий, кибербезопасности, робототехники, новой энергетики и электротехники, биоинформатики. Это и учебные лаборатории, и аудитории, компьютерные классы, научно-исследовательские лаборатории, конференц-залы, библиотека, бизнес-инкубатор, технопарк лаборатории Fab Lab, общежитие для студентов и отель для приглашенных преподавателей и сотрудников, музейно-выставочный комплекс.

На весь проект двух университетов выделяется 9,3 миллиарда рублей. При этом 60% – это федеральные средства, а 40% – деньги инвесторов, которых нам нужно найти.

Продолжается активная работа в области международной деятельности. Доля иностранных обучающихся в ЮУрГУ составила 10,6%. Это студенты из 58 стран. В прошлом году мы выиграли грант министерства образования Китая на создание совместного института с Чжэнчжоуским университетом аэронавтики. В университете продолжалась работа по двум программам Erasmus+. Также выиграно четыре гранта Erasmus+ с университетами по следующим направлениям:

«Спорт и здоровьесберегающие технологии» с университетом «Дунареа де Жос» в Галаце (Румыния), руководитель – Евгений Александрович Черепов (Институт спорта, туризма и сервиса);

«Русский язык как иностранный» с Христианским университетом имени Дмитрия Кантемира (Румыния), руководитель – Елена Николаевна Ярославова (Институт лингвистики и международных коммуникаций);

«Экологические источники энергии» с университетом Аристотеля в Салониках (Греция), руководитель – Евгений Викторович Соломин (Политехнический институт);

«Экологическое право» с Гданьским университетом (Польша), руководитель – Елизавета Александровна Громова (Юридический институт).

Наш проект II Уральского форума иностранных студентов и выпускников URAL FEST получил грантовую поддержку федерального агентства «Росмолодежь». А студентка ЮУрГУ Гульнара Ходжиева (Туркменистан) получила грант фонда имени А.М. Горчакова на реализацию медиапроекта о жизни иностранных студентов в России. Это первый иностранный студент ЮУрГУ, которому удалось получить российский грант.

В университете на 11 англоязычных программах обучалось 307 иностранных граждан. Это направление является перспективным, и его необходимо развивать.

У нас несколько снизилось число иностранных НПР – со 198 до 154. Но здесь мы от простого набора переходим к качественному. За большую и эффективную работу в международном направлении я хочу поблагодарить Ольгу Николаевну Ярошенко и Андрея Валерьевича Кочерова.

 

О достижениях институтов и высших школ

Архитектурно-строительный институт
  • Впервые проведён набор студентов по программе двойных дипломов с Наманганским инженерно-строительным институтом (Узбекистан).
  • Кафедра градостроительства, инженерных сетей и систем опубликовала за год восемь статей в ТОП-10.
  • Студентами кафедры архитектуры» совместно с администрацией Центрального района Челябинска проведён конкурс на проектирование Эко-парка «Тополинка».

Директор – Дмитрий Владимирович Ульрих.

 

Институт естественных и точных наук
  • Серия «Математическое моделирование и программирование» «Вестника ЮУрГУ» вошла во второй квартиль базы данных Scopus.
  • Успешно работают международные исследовательские лаборатории: «Лаборатория многомасштабного моделирования полифункциональных соединений» и «Лаборатория прикладных полугрупповых исследований».
  • Проекты «Безреагентная очистка воды от трудноокисляемых органических загрязнений» и «Экомонитор» в рамках проекта НОЦ Уральского федерального округа считаются весьма перспективными.
  • 43 студента являются авторами публикаций.

Директор – Алёна Александровна Замышляева.

 

Политехнический институт
  • За прошедший год финансовые результаты научной деятельности увеличились на 29%.
  • Выигран новый проект по Постановлению Правительства РФ № 218 «Арктический автобус» совместно с Московским государственным техническим университетом имени Н.Э. Баумана.
  • Завершается якорный проект по интеллектуальному производству с ММК, на который мы возлагаем большие надежды.
  • Проект «Умный транспорт» готов к реализации в системе проектов для «Умного города».
  • На кафедре ТОЭ аспиранты из Таджикистана защитили три кандидатские диссертации.
  • Успешно реализуется проектное обучение. Здесь самое большое число студенческих проектов.
  • Масштабно реализована работа в студенческом конструкторском бюро «Астероид».

Директор – Сергей Дмитриевич Ваулин.

Существенно вырос за прошедший учебный год НИИ опытного машиностроения. Объём НИР и ОКР превысил сто миллионов рублей. Выполняются крупные проекты по изготовлению опытных образцов, в том числе два проекта по Постановлению № 218 Правительства РФ. Директор – Рамиль Агзамович Закиров.

 

Институт медиа и социально-гуманитарных наук
  • Создана международная исследовательская лаборатория виртуальной реальности совместно с учеными из Бельгии.
  • Проводилась научная работа по 14 грантам.
  • Андрей Владимирович Епимахов получил сертификат самого цитируемого автора в журнале «Экология и эволюция» баз данных Scopus и Web of Science.
  • Стали участниками международного проекта по культуре и архитектурному наследию в постсоветском градостроительстве, финансируемого министерством образования и науки Германии. Подготовили круглый стол ЮНЕСКО, Всемирного конгресса по журналистскому образованию (WJEC) и Европейской ассоциации журналистского образования (EJTA) «Журналистское образование в эпоху социальных сетей и искусственного интеллекта: цифровые технологии и нравственные ценности». В нем приняли участие представители 70 ведущих журналистских школ Европы и России.

Директор – Лидия Камиловна Лободенко.

 

Институт спорта, туризма и сервиса
  • По данным Web of Science, институт вышел на первое место в России по числу публикаций в области спортивной науки. При этом сотрудники института опубликовали четыре статьи в Топ-10 и 21 статью в изданиях первого квартиля.
  • Прошла уже пятая Международная конференция «Инновации в спорте, туризме и образовании».
  • Масштабно провели ежегодный спортивный праздник «ЮУрГУ – спортивный вуз».
  • Девять студентов стали победителями и призерами международных и всероссийских соревнований.

Директор – Вадим Викторович Эрлих.

 

Юридический институт
  • Институт включился в научные направления по правовому обеспечению цифровой индустрии и экологии. Выиграны два гранта РФФИ и Челябинской области на эти темы.
  • Открыт диссертационный совет.
  • Опубликованы статья в издании первого квартиля и три – в изданиях второго квартиля базы данных Scopus.
  • Студентка Юридического института победила в программе «Умник» с оригинальным проектом по исследованию места происшествия с использованием виртуальной реальности.
  • Институт стал организатором четырех международных конференций.
  • Заместитель директора института Елизавета Александровна Громова приглашена для чтения online-лекций студентам и преподавателям Американско-Бразильского университета в Орландо (США).
  • Команда студентов победила в конкурсе молодых лидеров БРИКС в номинации «Развитие цифровой экономики».

Директор – Елена Викторовна Титова.

 

Институт лингвистики и международных коммуникаций
  • Ведется научная работа по десяти грантам.
  • Защищено шесть кандидатских диссертаций, из них три – иностранными аспирантами. Несмотря на пандемию, успешно реализуются программы включённого образования с 25 зарубежными университетами. Была одержана победа в международном конкурсе лучших практик стран БРИКС в номинации «Образование», проводимом Агентством стратегических инициатив РФ.
  • В центрах «Институт Пушкина» прошли переподготовку 93 преподавателя русского языка из девяти стран. Открыто два новых центра «Института Пушкина».

Директор – Елена Николаевна Ярославова.

 

Высшая школа экономики и управления
  • Реализуются четыре программы на английском языке. Победителями и призерами российских и международных олимпиад стали 32 студента. Организованы и проведены III Всероссийская олимпиада по экономической безопасности и II Всероссийская олимпиада по финансам.
  • МВА-центр реализовал четыре программы профессиональной переподготовки, две программы повышения квалификации и две корпоративные программы.
  • Успешно работает Центр развития бизнеса по программам бережливого производства. В течение года через него прошло 18 предприятий. Центр начал готовить внутренних тренеров по бережливому производству для предприятий.

Директор – Ирина Петровна Савельева.

 

Высшая школа электроники и компьютерных наук
  • Проведён первый набор на англоязычную программу бакалавриата «Коммуникационные технологии и интеллектуальная обработка данных». Руководитель – Франк Лепрево (Люксембургский университет).
  • Открыт НОЦ «Наполеон IT» по разработке мобильных приложений на основе машинного обучения.

Директор – Александр Владимирович Голлай.

 

Высшая медико-биологическая школа
  • Инициированы исследования по изучению влияния стресса на постковидную ситуацию. По этому направлению опубликована статья в Топ-10 и четыре статьи в изданиях первого квартиля.
  • Выигран грант по изучению иммунно-генетического механизма коронавирусной инфекции с Уханьским университетом.
  • Получено четыре патента, причем один из них – международный. Это заслуга заведующего кафедрой пищевых и биотехнологий Ирины Юрьевны Потороко. Такого у нас не было со времен Советского Союза.
  • Открыт набор в магистратуру на английском языке по направлению «Биотехнология».
  • Психологи опубликовали статью в издании первого и четыре – в изданиях второго квартиля. Такого тоже давно не было.
  • Эти результаты иллюстрируют эффективность привлечения высокорейтинговых ученых.

Директор – Вадим Эдуардович Цейликман.

 

Институт открытого и дистанционного образования
  • Запущена вторая студия записи открытых online-курсов, что позволяет выпускать семь-восемь курсов в год. В каждом курсе должны быть виртуальные лаборатории. Это конкурентное преимущество нашего университета, которое развивает научно-производственный институт «Учебная техника и технологии» под руководством Георгия Илларионовича Калягина. Пока такого нет ни у кого, и мы должны выпускать качественные курсы.
  • МООК «Аддитивные технологии в металлургии и машиностроении» совместно с Московским институтом стали и сплавов на английском языке размещен на платформе Coursera.
  • Выполнен пилотный проект «Челябинская электронная школа» для обучения детей дома.

Директор – Александр Алексеевич Дёмин.

За проект электронной школы, за работу в проекте «Сириус 74», а также за организацию работы в Челябинской области в рамках национального проекта «Демография» по федеральному проекту «Содействие занятости» и активную работу учебного направления я благодарю Марину Владимировну Потапову.

 

Институт дополнительного образования
  • Выиграл грант национального проекта «Образование» «Новые возможности для каждого». Обучено 1300 слушателей. Разработали 44 новые образовательные программы.

Директор – Ирина Анатольевна Волошина.

 

Военный учебный центр
  • Открыта новая военно-учётная специальность по беспилотной авиации по программе офицеров запаса.
  • Команда студентов заняла первое место в Международной олимпиаде по информатике среди курсантов.

Начальник – полковник Николай Алексеевич Карпов.

 

В прошлом учебном году мы активно боролись с ковидом: организовывали учебные занятия с минимальным риском заражения, контролировали ситуацию в общежитии, оказывали медицинскую помощь. Это испытание мы прошли достойно, за что хочу поблагодарить директора студенческого городка Людмилу Николаевну Задорину и директора медицинского центра Ольгу Сергеевну Веселову.

Достойно выглядела и административно-хозяйственная часть, за что спасибо проректору по АХЧ Вадиму Александровичу Трофимычеву.

 

В заключение я хочу отметить, что университет хорошо поработал в прошедшем учебном году. Но сейчас мы находимся на старте нового этапа развития, который определяет программа «Приоритет-2030», и нашему работоспособному коллективу надо сделать ещё больше.

Мы продолжаем жить в условиях пандемии, окончание которой не просматривается, и мы должны быть здоровы. Для этого необходимо сделать прививки всем, у кого нет медицинских противопоказаний. Надо закончить пустые рассуждения о нужности или ненужности прививок. Герман Платонович Вяткин переболел весной коронавирусом и в конце лета сделал прививку. Я тоже переболел и спустя полгода, в июле вакцинировался. Весь ректорат привит. Прошу всех побеспокоиться о своём здоровье и о здоровье коллег и близких. Постарайтесь убедить студентов в необходимости прививки.

Организован специальный прививочный пункт в горбольнице № 2. О времени его работы можно узнать в учебном блоке университета.

Уважаемые коллеги! Стартовал новый учебный год. Поздравляю вас с его началом! Будьте здоровы, успешны, благополучны и счастливы!

Read 604 times Published in: [ Образование ]

Leave a comment

Make sure you enter the (*) required information where indicated. HTML code is not allowed.

Name *
Email  *