– Деятельность лаборатории будет направлена на изучение взаимодействия между СМИ и его аудиторией в условиях виртуальной реальности, – рассказала декан журфака ИСГН, доктор филологических наук Людмила Шестеркина. – Задача – создать и изучить такую связь между СМИ и людьми, при которой человек становится субъектом в системе массовых коммуникаций, а не объектом, потребляющим информацию, и испытывает не «эффект присутствия», а «эффект погружения» в смоделированную реальность, ощущая себя действующим лицом описываемых событий, способным повлиять на их ход.
Стать научным руководителем VR-лаборатории ЮУрГУ дал согласие специалист из Бельгии – преподаватель журналистики Антверпенского университета Фредерик Марэйн (Frederik Marain). Он с 1988 года является практикующим журналистом, с 1996-го – основателем и главным редактором издания Planet Internet Belgium, с 1999-го преподает журналистику в различных университетах Бельгии, а с 2017-го участвует в научно-исследовательском проекте Show&Tell в области VR.
– Цель таких проектов – в проведении экспериментов по изучению параметров пользовательского опыта при взаимодействии с иммерсивными медиа, изучение визуальных и нарративных техник и смарт-объектов при создании VR, AR, MR, 360-продакшенов, а также форм адаптации этих продакшенов медиакомпаниями и организациями, – считает Фредерик Марэйн.
Для российской исследовательской практики журналистика виртуальной реальности пока скорее terra incognita. Вместе с тем всё больше медиаспециалистов увлечены идеей создания контента в подобном формате: он позволяет взаимодействовать с аудиторией намного ближе, чем любой иной предыдущий формат в СМИ, а многие зарубежные ученые отводят виртуальной реальности в журналистике главенствующую роль в развитии медиасферы.