Основная цель «Юных прогрессоров» – развитие у обучающихся интереса к научно-исследовательской деятельности в области космонавтики, ракетостроения и систем управления, а также к рационализаторству и изобретательству. В числе задач олимпиады: выявление и поддержка одарённой и талантливой молодёжи, повышение интеллектуального и творческого уровня обучающихся, формирование у ребят навыков научно-исследовательской деятельности, развитие профессиональных интересов детей и приобщение их к достижениям науки и техники. Участникам есть на кого равняться: наша страна гордится великими учёными, конструкторами – пионерами авиации и космонавтики. Золотыми буквами вписаны в историю Отечества имена Николая Егоровича Жуковского, Игоря Ивановича Сикорского, Константина Эдуардовича Циолковского, Андрея Николаевича Туполева, Сергея Павловича Королёва и многих других. В их ряду и конструктор ракетно-космической техники Виктор Петрович Макеев, чья жизнь и судьба неразрывно связаны с нашим вузом и Южным Уралом.
На открытии олимпиады участников приветствовал декан аэрокосмического факультета ЮУрГУ Александр Леонидович Карташев, который поздравил всех с Днём космонавтики, напомнил, что наша страна первой покорила космос, и кратко рассказал о сегодняшнем дне возглавляемого им факультета. Затем началась работа по секциям «Приборы и системы автоматики», «Авиация», «Космонавтика и ракетная техника», «Инженерная выставка» – ребята представили на суд экспертов свои исследования, выступили с докладами, показали мультимедийные презентации, ответили на вопросы.
Конечно, самая интересная и зрелищная часть олимпиады – инженерная выставка. В экспозицию вошли работы по тематике непосредственно связанной с авиацией и космонавтикой, а также и с другими разделами инженерного дела – в частности, с энергетикой. Как, например, подзарядить мобильный телефон в походе, когда до ближайшей розетки несколько километров? Способы могут быть разные. Семиклассница Анастасия Кузьмина ищет возможности использовать для этого пьезоэлектрический эффект, а девятиклассница Мария Спиридонова из Верхнего Уфалея изучает сравнительные характеристики небольших солнечных панелей, которые можно взять с собой в дорогу.
Что особо порадовало, многие участники с малых лет увлекаются авиамоделизмом – и в дальнейшем хотят получить соответствующее инженерное образование, связать жизнь с авиацией и космонавтикой. Например, десятиклассник из Снежинска Вячеслав Сысков интересуется авиацией с начальной школы. Он не только демонстрировал модель экраноплана, но и подготовил обширный материал по истории этих летательных аппаратов – работа отмечена дипломом как самая оригинальная.
С начальной школы интересуется самолётами и землячка Вячеслава, десятиклассница Виктория Николаева – она показала модель российского истребителя пятого поколения и подготовила довольно подробный материал, посвящённый не только этим перспективным самолётам, но и их предшественникам.
Некоторые ребята участвуют в «Юных прогрессорах» не первый раз. Например, для семиклассника Константина Кислова из Верхнего Уфалея нынешняя олимпиада уже третья. В этом году он продолжил изучать возможности беспроводной передачи электроэнергии – и стал серебряным призером инженерной выставки. 2019-й оказался победным для ребят из Верхнего Уфалея: на выставке они заняли весь пьедестал почёта. На третьем месте – одиннадцатиклассник Александр Горбатов, представивший работу «Аналогово-цифровая аналитическая станция для определения качества воды с Bluetooth-модулем для дистанционной передачи данных и их фиксации на мобильных устройствах». Первенство же присуждено семикласснику Роману Прохорову за разработку роботизированной электромеханической системы безрулевого управления для малогабаритных транспортных средств – например, инвалидных колясок.
В секции «Приборы и системы автоматики» все призовые места у шестиклассников из Верхнего Уфалея – членов Сетевого научного общества обучающихся на базе средней школы № 1. В этом немалая заслуга наставника ребят – педагога-организатора школы № 1, энтузиаста Эдуарда Михайловича Красавина. Третье место занял Михаил Костенко, исследовавший возможности создания стоячих ультразвуковых волн. На втором – Игорь Дюрягин, занявшийся самодельным 3D-сканером. Первым же стал Андрей Тропин: тема его работы – «Линейный магнитодинамический вибрационный генератор» – относится к сфере альтернативной энергетики. Такой генератор может использоваться, например, в походе, на сплавах по рекам.
В секции «Ракетная техника и космонавтика» на третьем месте десятиклассница челябинской школы № 151 Полина Востротина, избравшая тему «Спуск и посадка космических аппаратов». Второе место у девятиклассницы из Верхнего Уфалея Софьи Матвеевой, члена Сетевого научного общества обучающихся на базе средней школы № 1. Она изучала приборный контроль сердечной деятельности человека. На первом месте ученица одиннадцатого класса челябинской школы № 37 Карина Ахмедьянова, исследовавшая разделение двухфазных потоков в зоне вихревых эффектов в невесомости.
В секции «Авиация» третье место завоевал шестиклассник из Верхнего Уфалея Владислав Фазлыев, который состоит в Сетевом научном обществе обучающихся на базе школы № 1. Тема его работы – «Конструирование оптической увеличительной техники с использованием USB web-камеры». Второе место занял семиклассник из Снежинска Михаил Лубенченко, который подробно изучил американский истребитель периода Второй мировой войны «Мустанг». Михаил занимается во Дворце творчества детей и молодёжи имени В.М. Комарова. Лучшей же признана работа ученика одиннадцатого класса челябинского лицея № 82 Данила Пахомова, посвящённая использованию композиционных материалов в самолётостроении.
Все ребята получили сертификаты участников, а победители – дипломы и подарки от спонсоров: НИИ Машиностроения (Верхняя Салда) и «Уральских авиалиний». Наградой обладателям призовых мест станет право на дополнительные баллы при поступлении на аэрокосмический факультет ЮУрГУ!
Радует, что многие школьники уже сейчас целенаправленно стремятся поступить именно в ЮУрГУ, в том числе на аэрокосмический факультет, выбирают инженерные специальности. Есть надежда, что в недалёком будущем юные прогрессоры продолжат дело великих отечественных конструкторов авиационной и ракетно-космической техники. Значит, вырастут новые поколения высококлассных инженеров, которые станут трудиться на благо Родины, развивать российскую промышленность.