Основная цель «Юных прогрессоров» – развить у школьников интерес к научно-исследовательской, рационализаторской, изобретательской деятельности в области космонавтики, ракетостроения и систем управления. В числе задач олимпиады: выявление и поддержка одарённой и талантливой молодёжи, повышение интеллектуального и творческого уровня обучающихся, формирование у ребят навыков научно-исследовательской деятельности, развитие профессиональных интересов детей и приобщение их к достижениям науки и техники.
Интеллектуальные состязания охватывают следующие направления: авиация (пилотируемые, беспилотные летательные аппараты, приборы, системы управления, аэродинамические схемы); космонавтика (освоение околоземного пространства и дальнего космоса, создание обитаемых баз на планетах, средства передвижения); глубоководные аппараты (пилотируемые и беспилотные аппараты для изучения морских глубин, глубоководные обитаемые и необитаемые станции); технологии в авиации и космонавтике.
После церемонии открытия, на которой к участникам с приветственным словом обратился декан аэрокосмического факультета Александр Леонидович Карташев, ребята разошлись по секциям: «Космонавтика и ракетная техника», «Приборы и системы автоматики», «Инженерная выставка», «Научные чтения». Начинающие учёные и инженеры представили на суд экспертов свои исследования, выступили с докладами, показали мультимедийные презентации, ответили на вопросы и даже устроили наглядные демонстрации опытов.
Тематика работ весьма разнообразна. Так, семиклассник южноуральской школы № 7 Никита Батуев рассказал об истории развития космических летательных аппаратов. Ученик десятого класса челябинской школы № 148 Дмитрий Мишутин проанализировал способы спасения пассажиров в авиационных катастрофах и представил собственные предложения. А сёстры Кулябины из города Нижняя Салда Свердловской области, ученицы ЦО № 7 – шестиклассница Алиса и четвероклассница Алёна – занялись темой «Защита космонавтов от космической радиации» – и завоевали первое место в секции «Космонавтика и ракетная техника»! Их земляки и соученики, восьмиклассники Сергей Зыков и Алексей Медведев занимаются системой аварийного транспортирования космонавта – она нужна, если при проведении работ в открытом космосе оборвался страховочный трал и человека уносит прочь от орбитальной станции.
Конечно, самая интересная, самая зрелищная часть – выставка. Вам когда-нибудь доводилось не в кино, а в реальности видеть, как парит в воздухе, казалось бы, ничем не поддерживаемый внук Дарта Вейдера Кайло Рен из фантастической киноэпопеи «Звёздные войны»? Правда, не живой, а игрушечный, но всё же это было здорово! О секретах электромагнитной левитации рассказывал пятиклассник челябинского лицея № 97 Михаил Костенко. Схожей тематикой – «Электромагнитный ускоритель масс – орбитальное пусковое устройство» – занимается его одноклассник Игорь Дюрягин.
Притягивала взгляды зрителей и действующая модель программируемого робота-марсохода «Аргус-1». Её создал одиннадцатиклассник копейской школы № 23 Павел Третьяков. Марсоход, управляемый с пульта или смартфона, может двигаться, захватывать рукой-манипулятором предметы – например, брать пробы грунта. Телекамеры обеспечивают круговой обзор. Что интересно, программы для своего робота Павел Третьяков пишет сам. Талантливый школьник занял третье место в своей секции!
Некоторые ребята выступают на олимпиаде не в первый раз. Так, шестиклассник Константин Кислов из верхнеуфалейской школы № 5 в этом году продолжил изучать возможности беспроводной передачи электроэнергии. Семиклассник из Армавира Артём Овчаров представил милливольтовый автогенератор с улучшенной нагрузочной характеристикой – и завоевал второе место! Тягу винтомоторной группы исследует одиннадцатиклассник челябинской школы № 148 Ян Береговой.
Житель областного центра Денис Каплан, который учится в одиннадцатом классе лицея № 97, рассматривает способы обеспечения энергетической автономности мобильного робота во внеземных условиях. Денис предусмотрел варианты для роботов различного назначения. Скажем, для робота-исследователя, перемещающегося по чужой планете, необходим автономный источник питания. А робот, движущийся по замкнутому маршруту – например, доставляющий груз со склада в мастерскую, может получать электрическую энергию и по проводам. Первое место в своей секции Денис разделил с одноклассником Максимом Шавалеевым, который изучает возможности применения термоэлектрических генераторов в качестве альтернативного источника энергии.
Все ребята получили сертификаты участников, а победители – дипломы и подарки.
Конечно, в том, что школьники добиваются хороших результатов, занимаются научно-исследовательской работой, мечтают трудиться на благо страны, большая заслуга их учителей. Особо среди них нужно выделить педагога-организатора верхнеуфалейской школы № 1, энтузиаста Эдуарда Михайловича Красавина: его воспитанники составили большинство на выставке!
Радует, что многие ребята уже сейчас целенаправленно стремятся поступить именно в ЮУрГУ, на инженерные специальности, в том числе на аэрокосмический факультет. Значит, растут новые поколения тех, кто станет ковать щит обороны Родины, поддерживать и развивать отечественную промышленность.