Понедельник, 25 Ноября 2024

Союз профессионалов обучает актив

Tuesday, 27 December 2016 00:00   Надежда ЮШИНА

Восьмого и девятого декабря состоялся областной семинар председателей профбюро и структурных подразделений организаций высшего образования «Профсоюз вуза сегодня. Задачи, проблемы и пути решения». Мероприятие, которое провела Челябинская областная организация Профсоюза работников народного образования и науки РФ совместно с Южно-Уральским государственным университетом, собрало около ста сотрудников ЮУрГУ, ЮУрГГПУ, ЮУрГАУ, ЧелГУ и МГТУ. Их приветствовали: председатель Челябинской областной организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ Юрий Конников, председатель Совета ректоров вузов Челябинской области Герман Вяткин, начальник отдела высшего образования и науки регионального министерства образования и науки Елена Девятова, проректор по учебной работе ЮУрГУ Андрей Шмидт, председатель Профкома ЮУрГУ Альберт Аминов, а также руководители и члены профсоюзов региональных вузов.

– Областная профсоюзная организация насчитывает более ста тысяч членов. В нее входят работники сферы образования – от технички до ректора. Одной из важнейших составляющих системы профсоюзов являются профкомы вузов. В системе образования постоянно происходят изменения, и главное – не забывать, что именно человек будет претворять в жизнь все нововведения. От того, насколько сотруднику комфортно в коллективе, чувствует ли он, что руководство его ценит, во многом зависит качество работы. Например, несколько лет назад мы с региональным Советом ректоров вузов, который возглавляет Герман Платонович, договорились проводить конкурс среди молодых преподавателей высшей школы, – рассказал Юрий Конников. – Но главной функцией профсоюза была и остаётся защита. Объединение, оптимизация и ликвидация учебных заведений – стресс для работников. Важно, чтобы в ходе этих процессов, и вообще на протяжении всего времени деятельности организации, их права соблюдались, их интересы были защищены. Наша задача – показать человеку перспективу, объяснить, что его судьба нам небезразлична. В свою очередь, члены профсоюза должны принимать активное участие в его работе. Конечно, путёвки и льготы – это важно, но, повторюсь, главное – это защита и возможность влиять на изменения, происходящие в сфере образования. Мы помогаем руководителям принимать верные решения в вопросах, связанных с трудовыми отношениями, предупреждая, где может возникнуть сложная ситуация.

С Юрием Владимировичем согласен и Андрей Шмидт. Приветствуя участников семинара, он отметил, что все изменения – разделение высших учебных заведений на опорные, федеральные и национальные исследовательские университеты, участие в Проекте 5-100, который направлен на повышение конкурентоспособности российских вузов на международном уровне, – отражаются непосредственно на трудовом коллективе. И членам профсоюза просто необходимо знать, какие меры по социальной защите предпринять и как определить новые задачи работников.

Областная организация поставила цель донести до руководителей профсоюзов информацию о новых требованиях, которые предъявляет Министерство образования и науки России или руководство страны. Например, следуя майским указам Президента РФ Владимира Путина, в ЮУрГУ повысили зарплату преподавателям. МГТУ обратился к своему Попечительскому совету, который выдал дополнительные социальные гарантии.

Были проработаны разные вопросы, начиная с правовой культуры, охраны труда и здоровья, социальных гарантий и заканчивая формированием корпоративной культуры, что включает организацию досуга и развитие творческих инициатив.

У каждого вуза есть не только сильные стороны, но и слабые: где-то не решены проблемы охраны здоровья сотрудников, где-то низкая заработная плата. Участие в семинаре позволило сотрудникам выявить «узкие места» и понять, каким образом можно исправить ситуацию.

Начальник отдела высшего образования и науки регионального министерства образования и науки Елена Девятова рассказала о перспективных направлениях развития системы высшего образования Челябинской области и о совместной работе министерства и профсоюзной организации по проведению мероприятий и конкурсов для преподавателей высших учебных заведений – например, «На лучшую организацию работы по охране здоровья преподавателей, сотрудников и студентов высших учебных заведений Челябинской области в рамках Национального проекта “Здоровье”» или «На лучшую организацию работы по повышению профессиональной культуры педагогов образовательных организаций высшего образования Челябинской области».

Также на пленарном заседании шла речь о коллективных договорах, Председатель профсоюзной организации преподавателей и сотрудников Челябинского государственного университета Шакир Ягафаров сравнил договоры нескольких университетов, выделяя положения, улучшающие условия труда работников.

Когда участники семинара узнали, что коллективный договор Удмуртского государственного университета считается лучшим среди договоров организаций высшего образования, так как в нём предусмотрено больше всего условий, улучшающих положение работников по сравнению с уровнем, установленным трудовым законодательством, было решено вынести на региональный Совет ректоров предложения: опубликовать сборник положительного опыта университетов региона в работе с коллективными договорами; отчислять из доходов вуза средства для поддержки работы профбюро на каждом факультете или подразделении.

Участники семинара пришли к выводу, что не существует идеальной модели коллективного договора, которая подошла бы всем вузам – но везде администрация и профсоюзные организации изыскивают возможности и ресурсы для поддержки своих работников.

Об актуальных проблемах взаимодействия администрации и профсоюзной организации преподавателей и сотрудников образовательных организаций высшего образования рассказал начальник Управления правовой, финансово-экономической работы и перспективного развития Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета Александр Базаев. В своём выступлении он затронул тему эффективного контракта, и в частности, вопросы о том, как учитывать нагрузку на преподавательский состав и что делать, если фактически она становится больше предписанных регламентом 900 часов; как не допустить несправедливого увольнения, если работник не справился с перенагрузкой, и насколько важно уведомлять профсоюз, если его члена собираются уволить.

Более подробно тему эффективного контракта в системе высшего образования раскрыл на примере ЮУрГУ проректор по стратегическому развитию университета Андрей Келлер. Программа основана на определении коэффициента полезной эффективности. То есть сумма выплат сотруднику рассчитывается исходя из обязательных и дополнительных показателей: вдобавок к проводимым лекциям он может заниматься научной деятельностью: писать статьи в ведущие научные журналы, вести НИОКР по хоздоговорной теме, в результате которой университет получит деньги. По итогам календарного года будет видно, получит ли человек бонусы или его работу признают неэффективной.

В связи с этим у участников семинара возник вопрос, как рассчитываются стимулирующие надбавки для сотрудников невыпускающих кафедр, если один из показателей – средний балл ЕГЭ. Андрей Владимирович ответил, что в таком случае можно брать за основу общефакультетский балл.

Чтобы доказать необходимость внедрения эффективного контракта, проректор сравнил ситуацию, происходящую в научном сообществе, с той, которая сложилась на автомобильном рынке. Так, на фотографии проезжей части улицы несколько десятков лет назад можно было увидеть, что преобладают изделия отечественного автопрома, а на снимке той же улицы сегодня – в основном иномарки. Так и в науке: если человек хочет занимать в своей области лидирующие позиции, ему не обойтись без сотрудничества с зарубежными учёными или публикаций в зарубежных журналах.

При этом, по словам проректора, университетская библиотека готова помочь выбрать нужный журнал, найти необходимую литературу, посоветовать, как увеличить цитируемость статьи. Научная составляющая особенно важна, так как университет вошёл в Проект 5-100 по повышению конкурентоспособности ведущих российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров.

В итоге ни у кого не осталось сомнений, что программа внедрения эффективного контракта в ЮУрГУ наилучшим образом подходит именно для этого учебного заведения. Ведь для каждого вуза подобная программа должна составляться индивидуально, с учетом его научной составляющей.

О трудовых правах и социальных гарантиях работников рассказал главный правовой инспектор труда областной организации Профсоюза работников образования и науки Владимир Конников. В своей презентации он перечислил права профсоюзов и отметил, что большинство нарушений при заключении трудовых договоров связано с тем, что в документе не указываются все обязательные условия, предусмотренные статьёй 57 Трудового Кодекса РФ.

Далее речь зашла о том, чем должны заниматься профбюро и профгрупорги факультетов. Главный технический инспектор охраны труда областной организации Профсоюза работников образования и науки Павел Козин рассказал, как силами профсоюзных организаций вузов следует осуществлять общественный контроль за охраной труда.

Заместитель главного врача поликлиники МБУЗ ГКБ № 2 Татьяна Коваленко, говоря о путях создания здоровьесберегающей среды и организации медицинской помощи в рамках Национального проекта «Здоровье», предложила узнать, консультации каких врачей были бы интересны преподавателям, и провести Дни здоровья с выездом медиков на территорию вуза.

Главный специалист областной организации Профсоюза работников образования и науки Николай Мокин представил сайт областной профсоюзной организации. Участники семинара предложили добавить раздел по работе с вузами.

Заместитель председателя по финансовым вопросам областной организации Профсоюза работников образования и науки Людмила Шаталова дала рекомендации по использованию средств профсоюзного бюджета в работе факультетов и структурных подразделений.

Во второй – практической – части семинара организаторы поставили перед собой цель не только сплотить участников, но и научить их полезным навыкам – например, как мотивировать работников.

На круглом столе «Профессиональные стандарты и независимая оценка квалификации в сфере образования: актуальные вопросы и проблемы применения» обсуждали проблему несоответствия образовательных стандартов, по которым строится учебный процесс в вузах, профессиональным стандартам, согласно которым работодатели предъявляют требования к выпускникам. Так же речь шла о том, как подобрать в юридической базе «Консультант Плюс» к профстандарту образовательный стандарт, чтобы соответствовать нуждам работодателя. В роли модераторов выступили заместитель директора по учебной работе Института спорта, туризма и сервиса ЮУрГУ Виктор Лившиц и председатель объединенной профсоюзной организации ЮУрГУ Альберт Аминов.

В ходе мотивационного аукциона «Я вступаю в профсоюз» участники узнали от модераторов – председателя профсоюзной организации преподавателей и сотрудников Магнитогорского государственного технического университета имени Г.И. Носова Юрия Мерзлякова и заместителя председателя профсоюзной организации преподавателей и сотрудников Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета Жанны Буйло – как предлагать работникам стать членами профсоюза, чтобы они наверняка согласились.

Во время интерактива «Команда ПРОФ» модераторы – заведующая отделом обкома Профсоюза работников народного образования и науки Челябинской области Людмила Роготовская и заместитель председателя профкома преподавателей и сотрудников ЮУГГПУ Ирина Чернышова показали, что делают факультетские профбюро, чтобы сплотить членов профсоюза, какие мероприятия проводят.

Присутствовавшие пришли к выводу, что если конкурс «Команда ПРОФ» будет внедрён официально, то необходимо проводить его в несколько этапов: сначала внутри каждого вуза, затем по области и в итоге всероссийский.

Все участники семинара получили сертификаты, а отличившиеся – грамоты областного Профсоюза.

Read 3283 times Published in: [ «В центре событий» ]

Leave a comment

Make sure you enter the (*) required information where indicated. HTML code is not allowed.

Name *
Email  *